Специфика технологий в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:49, реферат

Описание

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Работа состоит из  1 файл

реферат севостьянова.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

     Специфика технологий в социальной работе

     При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую  трактовку социальных технологий, особенности  социальной работы как одного из видов  человеческой деятельности, а также  особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как системы.

     В отечественной литературе социальные технологии применительно к  социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

     Социальные  технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте  социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными  науками – социологией, теорией  социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

     Классификация технологий в социальной работе может  быть весьма разнообразной. Это обусловлено  тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий, используемых в социальной работе, следует помнить, что социальная работа – это прежде всего разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми (в частности, с социальными работниками и их клиентами) и возникающими между ними отношениями.

     Если  рассматривать социальную работу как  науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических  выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.

     Когда речь идет о социальной работе как  учебной дисциплине, сущностью социальных технологий выступает целостное  представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т. е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, при обучении в среднеспециальных и высших учебных заведениях (с учетом ступеней высшего образования: неполное высшее образование, бакалавриат, специальное образование, магистратура), в аспирантуре и докторантуре, системе повышения квалификации и при самообразовании.

     Технологии  учебного процесса обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых  учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том  числе обязательных, выборочных, факультативных, а также формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная) и видами занятий (аудиторные, самостоятельные, с преподавателем и без него) и т. д.

     В качестве технологий выступают и  формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, кинолекция, компьютерный урок и др.), и формы контроля (экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т. д.). Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всем людям, особенно «слабым» слоям и группам населения. Именно в практической социальной работе социальные технологии в концентрированном виде выступают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

     В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта  социальной работы), в которых технологии выступают преимущественно в  форме знаний, – наука; знаний и умений, – обучение; а также знаний, умений, опыта и практики, – деятельность.

     Классификация технологий в социальной работе как  виде практической деятельности может  быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Главное здесь – учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т. д.

     Теория  и практика социальной работы в России и за рубежом выявили целый  ряд направлений (видов) этой работы с различными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

     Несмотря  на общность этих технологий, они существенно различаются с учетом специфики объектов социальной работы. Сравните, например, социальный надзор над детьми с девиантным поведением и закоренелыми преступниками, попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками и т. д. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение.

     Виды  работ (технологий) весьма разнообразны. Например, социальное обслуживание на дому пенсионеров включает:

     ♦ организацию питания и доставку продуктов на дом;

     ♦ помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

     ♦ содействие в получении медицинской  помощи и сопровождение в медицинские  заведения;

     ♦ помощь в поддержании условий  проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

     ♦ организацию различных социально-бытовых  услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и  др.);

     ♦ помощь в оформлении документов, в  том числе для установления опеки  и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

     ♦ содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

     Поскольку социальную работу можно рассматривать  в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом – о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.

     Учитывая  интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

     Технологии, использующиеся в социальной работе, различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.

     Возможна  типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии – государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание – создать такие условия, чтобы человек (группа, слой общества) сам решал свои проблемы. Примером может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Эти методы (саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации т. д.) называют иногда персональным менеджментом.

     Кроме того, различают технологии социальной работы с проживающими на территории страны и с населением, оказавшимся по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

     В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными  технологиями. Добавим к этому, что  если инновационные технологии базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то рутинные технологии характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки.

     Технологии  социальной работы во многом предопределяют ее эффективность.

     § 4. Формирование и развитие технологий социальной работы в историческом аспекте

     Процесс социальной работы в России во многом являлся цикличным, периодически возникали  и активизировались различные виды благотворительности (милостыня, общественное призрение, другие организованные формы  социальной защиты). В оказании помощи населению, испытывающему различные социальные невзгоды, в разные исторические эпохи активное участие принимали люди, которым были присущи сострадательность, способность к сопереживанию, стремление разделить горе другого, бескорыстие.

     Социальные  технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой зафиксированные знания и навыки, выраженные, хранимые и передаваемые в вербальной или письменной форме, благодаря чему их можно передавать от поколения к поколению, от одного социума к другому. Однако практика показывает, что во многом социальная работа профессионалов основана, по существу, на методе «проб и ошибок», интуиции, упорстве, выдержке, готовности понять проблемы индивида, пойти на определенное самопожертвование. Это прекрасно, но сегодня этого недостаточно.

     Социальному работнику необходимо учитывать, что  изменение природных ритмов может  стать причиной замедления трудовых процессов, эффективности деятельности человека, несмотря на последующую  его адаптацию к новому ритму  жизни. Суточные ритмы, смена дня и ночи, температурные изменения, изменения влажности и т. д. во многом определяют способы существования человека на Земле. Значительную роль для человека играют социальные датчики времени – соблюдение режима труда и отдыха и т. д. В современном цивилизованном мире люди больше не живут в нормальном социальном ритме на фоне относительно неизменного, стабильного цикла естественной природы. Сейчас, по мнению ряда ученых, возможности теории цикла как метода научного познания безграничны. Почти каждая проблема в любой науке может быть решена на основе данной теории. Эвристические возможности этой методологии реализуются в геологии, математике, биологии, педагогике, экономике, физике, химии, медицине, а значит, возможно ее применение и в социальной работе.

     Вопросы периодизации исторического процесса в той или иной стране являются одной из главных составляющих методологии  истории. Они также напрямую связаны  с выяснением прогрессивного или  регрессивного характера развития исторического процесса.

     Кроме того, необходимо уточнить и выявить  взаимосвязи социальных технологий и системы социальной работы, защиты населения в контексте исторического  развития, где теория цикличности  является основой объяснения исторического  процесса как целеустремленного и прогнозируемого социального ритма.

     В настоящее время в истории  изучения социальной работы выделяются два периода: первый (большой) – когда знания об истории социальной работы развивались в недрах истории, философии, психологии, педагогики, т. е. в системе гуманитарных знаний; второй – когда технология социальной работы пытается развиваться как самостоятельная наука (процесс институциализации). Первый период, по мнению ряда исследователей, охватывает огромный временной отрезок – с древнейших времен развития России до 1991 г., второй – с 1991 г. по настоящее время.

Информация о работе Специфика технологий в социальной работе