Социальные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:39, реферат

Описание

Учебный курс «Технологии социальной работы» включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено в силу разнообразия теоретических подходов различных ученых и практиков, а также в силу того, что объем, содержание и совокупность используемых в нем понятий зачастую еще не получили всеобщего признания. Это относится даже к наименованию профессии, которую получает в результате подготовки специалист по социальной работе. Применяемые некоторыми авторами термины «соционом» или «социальный инженер» содержат в себе некоторые указания на те социально-управленческие, программно-проектные функции, которые предстоит выполнять сотруднику социальной сферы, однако эти термины не общепризнанны и не утверждены нормативными документами, содержащими требования к уровню подготовки, знаниям и умениям специалистов. В связи с этим используются в одинаковом значении термины «специалист по социальной работе» и «социальный работник». Принципы классификации социальных технологий, проанализированные далее, свидетельствуют о том, что вычленение одной из многих технологий во многом зависит от конкретных целей исследования или конкретных целей оказания помощи клиенту.

Содержание

Содержание и задача курса «Технологии социальной работы»………………….…………………………………………. 3
2. Сущность, принципы и основные понятия социальной технологии……………………………………………………………..4
2.1 Понятие социальных технологий………………………………………..4
2.2 Классификация социальных технологий………………………………..6
2.3 Конструирование социальных технологий……………………………...9
2.4 Свойства и особенности социальных технологий………………………
2.5 Специфика и классификация технологий в социальной
работе…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Социальные технологии в Социальной работе.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

               Содержание 

  1. Содержание и задача курса    «Технологии социальной работы»………………….…………………………………………. 3

    2.  Сущность, принципы и основные понятия социальной технологии……………………………………………………………..4

          2.1 Понятие социальных технологий………………………………………..4

          2.2 Классификация социальных технологий………………………………..6

          2.3 Конструирование социальных технологий……………………………...9

          2.4 Свойства и особенности социальных  технологий………………………

          2.5 Специфика и классификация технологий  в социальной 

      работе………………………………………………………………………….. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Содержание и задача курса «Технологии социальной работы»
 

Учебный курс «Технологии социальной работы»  включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено в силу разнообразия теоретических подходов различных ученых и практиков, а также в силу того, что объем, содержание и совокупность используемых в нем понятий зачастую еще не получили всеобщего признания. Это относится даже к наименованию профессии, которую получает в результате подготовки специалист по социальной работе. Применяемые некоторыми авторами термины «соционом» или «социальный инженер» содержат в себе некоторые указания на те социально-управленческие, программно-проектные функции, которые предстоит выполнять сотруднику социальной сферы, однако эти термины не общепризнанны и не утверждены нормативными документами, содержащими требования к уровню подготовки, знаниям и умениям специалистов. В связи с этим используются в одинаковом значении термины «специалист по социальной работе» и «социальный работник». Принципы классификации социальных технологий, проанализированные далее,  свидетельствуют о том, что вычленение одной из многих технологий во многом зависит от конкретных целей исследования или конкретных целей оказания помощи клиенту.

Исследования показывают, что в каждом социальном действии можно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса — адаптация и трансформация, которые по причине их всеобщности можно назвать социальными метатехнологиями. Они характерны для всех социальных процессов. Во взаимодействии двух социальных субъектов или более можно видеть либо адаптацию одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде является частным случаем такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает к адаптации) либо индивид сам осознает необходимость приспособления. Для этого необходимы изменение (сознательное или бессознательное) адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или свое окружение.

Хотя  среди видов человеческой деятельности значительное место занимает неадаптивная активность, все технологии социальной работы в большей или меньшей степени являются адаптационными. Само предназначение социальной работы состоит в том, чтобы предоставить клиенту возможность социального функционирования, усилить ее либо восстановить в случае утраты. Соответственно, этот процесс может приобрести черты абилитации (привития навыков социального функционирования) либо реабилитации. В то же время было бы неправильно односторонне рассматривать эти процессы. Адаптация клиента требует трансформации каких-то черт его поведения или характера, структуры личности или обстоятельств жизни. Но и общество не только может, но в ряде случаев должно трансформироваться, чтобы адаптироваться к нуждам и потребностям индивидов. Это прямо провозглашается в международных документах по отношению к людям с ограниченными возможностями; это же утверждается по отношению, например, к такой категории клиентов, как дезадаптированные дети и подростки, для которых их асоциальное, противоправное поведение нередко является единственной формой адаптации к жестокости общества.

Если  рассматривать связь между метатехнологиями (которые отражают процессы, происходящие не только в социальной работе и даже не только в социальной среде, но, возможно, на биологическом, организменном уровне в целом) и технологиями социальной работы, можно отметить, что и те и другие являются элементами единой структуры, в которой наиболее общим уровнем являются метатехнологии. Далее располагается общая социальная технология, охватывающая рациональные, структурированные элементы изменений в обществе; затем — теоретический уровень, содержащий общие технологии социальной работы; наконец, непосредственное доведение воздействий до конкретных реципиентов и получение ожидаемого (или неожиданного) результата осуществляют конкретные технологии и методы социальной работы. 

2.Сущность, принципы и основные понятия социальной технологии

    1. Понятие социальных технологий

Современное человеческое общество как никогда нуждается  в управлении, причем не в стихийном, а преимущественно сознательном.

      Управление  – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру.  Воздействие означает способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем. Цель воздействия – оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.

      Следовательно, вольно или невольно мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к следующему:

  • разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
  • координация и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;
  • однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Социальная технологизация базируется на социальных технологиях. Социальные технологии можно трактовать двояко:

1) как способы  применения теоретических выводов  той или иной науки в решении  практических задач. Общественные  науки имеют дело прежде всего  с практическими задачами, связанными  с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы в разных сферах жизнедеятельности;

2) как совокупность  приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем, Это более конкретная характеристика социальных технологий.

В социальных технологиях  можно выделить две формы:

программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

• саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Это общее определение, его можно отнести ко всем видам человеческой деятельности, в том числе и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, прежде всего социально уязвимых групп населения.

Термин  «социальные технологии» появился в отечественном обществознании сравнительно недавно. Однако это не означает, что в стране вообще не занимались социальными технологиями. Были выработаны способы применения теоретических выводов общественных наук для решения широкого круга социальных проблем, применялись различные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. В данном случае можно отметить тот же феномен, что и в социальной работе: социальной работой, как профессиональной, так и непрофессиональной, занимались, но она обозначалась другими терминами.

Для доказательства тезиса о практической реализации социальных технологий без употребления этого термина целесообразно сослаться на тесную взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с такими его компонентами, как техника и технология управления.

Сравним для этого стадии социальных технологий и социального управления: 

Социальные  технологии           Социальное управление

• теоретическое обоснование;    • постановка управленческой

• технологические  процедуры;         проблемы;

•технологический инструмен-    •сбор необходимой информа-тарий;                           ции;

• критерии и методы;             • выработка решения;

• замеры результатов;             • принятие решения;

• гуманитарно-экономическое     • организация исполнения при-обеспечение;                     нятого решения (т.е. конкрет-

• этапы  внедрения                 ные действия по его выполнению);

• контроль (обратная связь)

Особую  значимость для понимания и реализации социальных технологий имеют социологические знания, разработка программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы трактует способы применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть — это, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.

В итоге  можно сделать вывод:

Социальная  технология – это способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение и преобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданного результата. Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует социальную деятельность (жизнь) и может быть не только многократно использована, т. е. тиражирована, но и использована для решения сходных задач, т. е. использована многообразно.

  2.2 Классификация социальных технологий

Социальные  технологии весьма разнообразны ты, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Социальные  технологии можно классифицировать по различным  основаниям – по видам, уровням, сферам применения, по характеру решаемых задач – универсальные и частные. Чаще всего используются следующие подходы к классификации социальных технологий:

  • выделяют социальные технологии глобального и сферного, частного характера. Сферный подход – дифференциация по сфере применения. Социальные технологии рассматриваются как технологии, регулирующие проблемы различных сфер деятельности человека – производственно-экономической, общественно-политической, духовно-культурной.
  • социальные технологии различаются по характеру  их новизны или традиционности – инновационные или традиционные, рутинные.

Социальные  технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть затем специфику технологий в социальной работе.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах, приводя к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Глобальные  социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей.

Рутинные социальные технологии, в отличие от инновационных технологий, предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

Информация о работе Социальные технологии в социальной работе