Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать средневековое ведьмовство, а также его место в средневековой картине мира.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать образ средневековых ведьм;
- выявить значение «охоты на ведьм» в Средневековой культуре;
- описать средневековую картину мира;
- выявить мотивирующие механизмы появления ведьмовства.
Введение ………………………………………………………………...2
Раздел 1. Ведьмовство как феномен …………………………………..4
Характеристика образа средневековых ведьм…………4
Значение охоты на ведьм в Средневековой культуре…10
Раздел 2. Контекст формирования феномена ведьмовства………….13
Средневековая картина мира…………………………..13
Мотивирующие механизмы появления ведьмовства…17
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы ……………………………………………………22
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Одесский национальный политехнический университет
Кафедра
культурологии и
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На
тему: «Средневековое ведьмовство как
культурный феномен»
Выполнила:
Кушнир Ю. Проверил: Найдорф М.И.
2009
Содержание
Введение ………………………………………………………………...2
Раздел 1. Ведьмовство как феномен …………………………………..4
Раздел 2. Контекст формирования феномена ведьмовства………….13
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………22
Приложение №1. ………………………………………………………23
Приложение №2………………………………………………………..24
Приложение
№3………………………………………………………..25
Введение
Актуальность исследования.
Ведьмовство – это неотъемлемая часть Средневековой культуры. В особенности народной культуры Средневековья, откуда оно и произошло. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим: вызвать смерть или болезнь, нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Это их представления об окружающем мире и месте, которое они занимают в нем. А ведь именно из представлений и состоит культура.
В сознании людей эпохи Средневековья содержится вера в существование ведьм и колдунов. Эта информация находит место в культуре и как-то в ней отражается. Это «охота на ведьм», ведовские процессы, различная литература, дающая информацию о природе ведьмовства, а также советы по их вычислению и истреблению и многое другое. Эта информация, дающая нам сведения о ведьмах, раскрывает суть самой культуры, ее картину мира.
Таким образом, изучение средневекового ведьмовства дает нам информацию о средневековом типе мышления. А также о мотивирующих механизмах этой культуры.
Цель работы: изучить и проанализировать средневековое ведьмовство, а также его место в средневековой картине мира.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать образ
средневековых ведьм;
- выявить значение «охоты на ведьм» в Средневековой культуре;
- описать средневековую картину мира;
- выявить мотивирующие механизмы появления ведьмовства.
Объект исследования: ведьмы.
Предмет исследования: ведьмовство в Средневековой культуре.
В работе использовались такие методы как: анализ и синтез, классификация, индуктивный метод.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из вступления, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В 1 разделе раскрывается понятие «ведьма», описывается образ
средневековой ведьмы , а также «охота на ведьм».
Во 2 разделе описывается
средневековая картина мира, место ведьмовства в ней, а также мотивация появления ведьмовства.
Теоретическая основа.
1.Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. — М.,1992
Эта книга бесспорно важна в
изучении темы. "Молот ведьм" - основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.
Энциклопедия колдовства и демонологии Рассела Хоупа Роббинса - единственный в своем роде труд, в котором собран, переведен и систематизирован огромный материал из разных, в том числе редчайших, источников: гравюры экзорцизмов, пыток ведьм и черных месс; протоколы допросов, отчеты об основных процессах над ведьмами и даже подлинные, в факсимильном воспроизведении, договоры с Дьяволом - все это вошло в исключительно интересную книгу Роббинса, вышедшую впервые в 1959 г.
3. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.
Книга известного советского ученого-медиевиста продолжает и развивает исследование западноевропейской средневековой культуры с необычной точки зрения: посредством анализа письменных текстов как бы восстанавливается миропонимание широких слоев народа, не имевших доступа к письменности.
Книга описывает шабаши ведьм, причины их возникновения, структуру, источники.
5. Boльфгaнг Taрновски/пер. А.Волков «Ведьмы и инквизиция», -М.:Tеsslоff Vertаg, Nurnberg, 1962
Автор
описывает весь контекст, в котором
формировались представления о
ведьмах.
Раздел 1
1.1.Ведьма - общеславянское; образовано от глагола "знать": ведать. Первоначально -"ведающая, знающая" (ср. знахарь), потом - "колдунья". Бранное значение возникло позднее на базе второго значения.
В санскрите и др. индоевропейских языках встречаются слова с основой ved, нпр., санскр. vedmi - знаю, veda - знание (ср.: Веды); перс. ved - знающий, ученый; греч. οίδα - знаю (ср. οἰδάω - вздуваться, пухнуть); гот. veit; лит. veidavut - мудрец. Наряду с этими словами, не мало слов с основой vid, нпр., санскр. vidran - мудрый, сведущий; исл. vita; англ. vit (ср.: vital -жизненный); др.нем. wizan; нем. wissen - знать. Ср.: вежды (веки, глаза) - заимствовано из стар.-слав. яз. Образовано от ведать в значении видеть. [1]
Чтобы понять сущность существования ведьм в Средневековье, всю мотивацию их деятельности, а также причины сложившегося к ним отношения, необходимо выяснить, какие они. Есть много различных теорий на эту тему, но в этой работе все они будут укомплектованы и выведется общий образ ведьмы.
Начать хочется с одной из фундаментальных работ по этой теме. Это трактат Шпренгера Я. и Инститориса Г. «Молот ведьм». Это основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о чёрной магии с церковной догмой о ереси. Основной целью "Молота ведьм" является опровержение мнения, будто колдовства не существует, доказательство того, что этим делом чаще занимаются женщины, чем мужчины, и просвещение тех людей, которые должны разыскивать ведьм, допрашивать, судить и казнить.
Шпренгер и Инститорис выделяют типологию ведьм:
- «те, которые могли наносить зло, но не могли его исправить»;
- «те, которые моги только
устранить зло, но не могли его нанести»;
- «те, которые могли причинить и устранить зло - самые опасные ведьмы, т.к. чем больше они гневят бога, тем больше силы и могущества даёт им дьявол».[2]
Что же начет внешнего облика ведьм?
Считалось, что на теле Ведьмы дьявол оставил свою «печать» в виде родимого пятна или точки, невосприимчивой к боли. [3]
Первым и очень важным признаком ведьм – был их пол – это в основе своей женщины. Почему же именно женщины? На этот вопрос дается ответ в «Молоте ведьм». Приводятся примеры того, что именно женщина более всего подвласна соблазну дьявола.
«Что касается злости женщин, то в Книге сына Сирахова (гл. 25) говорится:
«Нет ничего хуже злобы женщины. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой».
В дополнение к этому там же говорится:
«Всякая злость мала по сравнению со злостью женщины».
Поэтому-то Иоанн Златоуст в поучении на евангелие Матфея (гл. 10) увещевает:
«Жениться не подобает. Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской? Если отпустить её является грехом и приходится оставить её при себе, то по необходимости надо ожидать муку. Ведь отпуская её, мы начинаем прелюбодеять, а оставляя её, имеем ежедневные столкновения с нею».
А Туллий (в своей «Реторике») утверждает:
«Мужчины влекутся к позорным деяниям многими страстями, а женщин же ко всем злодеяниям влечёт одна страсть: ведь основа всех женских пороков – это жадность».
А Сенека в своих трагедиях произносит:
«Женщина или любит, или ненавидит. Третьей возможности у неё нет. Когда женщина плачет – это обман. У женщин два рода слёз. Один из них – из-за действительной боли; другой – из-за коварства. Если женщина думает в одиночестве, то она думает о злом».» [2]
В предыдущей цитате хочется выделить одну из основных особенностей средневековых текстов – ссылка на другие, авторитетные тексты, правдивость которых не подвергается сомнению. Именно поэтому авторитетные высказывания о порочности женщин могут считаться в данном контексте доказательством.
Есть и другие доказательства, которые указывают на то, что именно женщины могут становиться ведьмами.
1) Они легковерны. Демон жаждет главным образом испортить
веру человека. Этого легче всего достигнуть у женщин.
2) Они скорее подвержены
воздействию со стороны духов вследствие естественной влажности свого сложения.
3) Их язык болтлив. Всё что они узнают с помощью чар, они передают подругам. Так как их силы невелики, то они жаждут отмщения за обиды с помощью колдовства. [2]
Все доказательства подкрепляются авторитетными высказываниями либо историческими фактами: «Почти все государства были разрушены из-за женщин. Троя погибла из-за похищения Елены. Многие тысячи греков нашли там смерть. Иудейское государство претерпело много невзгод и разрушений из-за скверной царицы Иезавели и её дочери Гофолии, царицы в Иудее, которая умертвила своих внуков, чтобы царствовать после смерти сына. Обе эти женщины были в свою очередь умерщвлены. Много напастей испытало Римское государство из-за Клеопатры, египетской царицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мир и теперь страдает из-за женской злобы.» [2]
Возраст и статус ведьм строго не обозначен.
Среди т. н. В. были и старые, и молодые, и преуспевающие, и бедные. [3]
Информация о работе Средневековое ведьмовство как культурный феномен