Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать средневековое ведьмовство, а также его место в средневековой картине мира.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать образ средневековых ведьм;
- выявить значение «охоты на ведьм» в Средневековой культуре;
- описать средневековую картину мира;
- выявить мотивирующие механизмы появления ведьмовства.
Введение ………………………………………………………………...2
Раздел 1. Ведьмовство как феномен …………………………………..4
Характеристика образа средневековых ведьм…………4
Значение охоты на ведьм в Средневековой культуре…10
Раздел 2. Контекст формирования феномена ведьмовства………….13
Средневековая картина мира…………………………..13
Мотивирующие механизмы появления ведьмовства…17
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы ……………………………………………………22
Приложение
Весьма симптоматично, что демономания и охота на ведьм. распространились не в «темное» раннее средневековье, а в конце средневековой эпохи. Они достигают наибольшего размаха во времена Возрождения и Реформации. Именно в этот период в теологическом учении, проповеди и в общественном сознании возрастает роль дьявола; это время отмечено резким усилением всяческих коллективных фобий, в частности страха перед концом света, приходом Антихриста и Страшным судом.
Сожжение же ведьм на кострах оценивалось как очередная победа над Дьяволом и всячески праздновалась – после сожжения часто устраивали пир за счет изымаемого у ведьмы имущества.
Во времена язычества народ понимал ведовство как чудесный божий дар; весь объем познания сосредотачивался в умении понимать таинственный язык природы, которая была наделена божественным обликом, наблюдать и истолковывать ее явления и приметы. Ведение было высшей премудростью: оно соединяло человека со стихиями воды, огня и света, над которыми гадали и предсказывали, которым молились и приносили жертвы. Функции ведунов были подобны функциям жрецов. Колдунов призывали для очищения не только от болезней, но и от нечистой силы - домового, лешего, кикиморы. Волхвы защищали молодоженов от чар и вреда нечистого. К ним приносили даже детей, и они давали им ладанки, амулеты, служащие предохраняющим средством от всякого сглаза, чар и влияния нечистой силы. Колдуны и ведьмы призывались во всех трудных случаях жизни. Они собирали травы и коренья, из которых делали чудодейственные мази и снадобья, обладали способностью угадывать вора и врагов, снимать с сердца кручину.
Ведун сохранял знания о религиозном языке мифов, понимание которого постепенно стало недоступным большинству; ведунам и ведьмам отводится роль избранников божьих, более одаренных по сравнению с другими. Они - народные предсказатели и учители. Народ прибегал к ним за помощью, веря, что они, как близкие к божествам и понимающие их знамения, имеют дар предвидения, могут открывать правду. Волхвы пользовались уважением народа, тем более что первоначально они выделялись из числа старейшин рода. Образование из волхвов и ведунов класса жрецов требовало долгого процесса, который был прерван принятием христианства.
По сути, мотивирующим механизмом появление ведьмовства в Средневековье была традиция, сохранившаяся как пережиток языческой культуры, и вошла в борьбу с христианской мирообъясняющей концепцией.
Почему же именно традиция?
Механизм культуры, посредством которого происходит простое воспроизведение
сложившихся форм коллективной жизни, называется традицией. Действие механизма традиции в культуре напоминает функцию генетической памяти у животных. В обоих случаях речь идет не о самом поведении, но схемах построения, программах поведения, которые заложены в генном механизме различных видов животных, равно как и в культурной (общественной) памяти человеческих групп, и которые пригодны для формирования поведения, правда, в стабильных, повторяющихся из поколения в поколение условиях существования. [9]
Традиция ведьмовства сохранялась как общественно ценный навык, и осуществлялась пока в ней была нужда.
Эта традиция сохраняла свою систему общественных отношений вокруг себя до тех пор пока не утратила общественный интерес. В результате этого традиция стала разрушаться как механизм воспроизводства. Для ведьмовства уже не было места в Средневековой культуре. Именно поэтому церковь и пыталась уничтожить все связи с язычеством, которые еще имелись в народной культуре.
Особенность традиции в том, что она существует как целостная формула действия (поведения), в которой неразличимо слиты его мотивы, способы, средства, цели. [9]
Мотивом ведьмовства была связь с природой, со стихиями и сверхъестественными силами. Способы – это гадания, предсказания, молитвы, жертвы. Средства – мази на разных целебных травах, заговоры, тайные знания. И наконец целью этого всего – была близость к божествам.
С приходом христианства началась борьба двух культурных систем, которые были абсолютно разными и не могли сосуществовать.
Комплекс представлений,верований, ритуальных и практических действий, образовывавших народную культуру, отныне оценивается церковью и светской элитой как дикие суеверия, внушения дьявола, как некультура. Весь фонд крестьянских культурных и религиозных традиций и представлений был решительно противопоставлен культуре Церкви и необразованных.
Распад цельного мифо-магического «народного» сознания под напором культурных и интеллектуальных перемен, но до возникновения современного новонаучного мышления, кризис социальных и политических структур в те времена, усиление социальных страхов – все это приводит к тому, что ведьма из относительно безобидной (хотя и вредоносной) фигуры под напором воззрения людей образованных оказывается в глазах большинства общества слугой Дьявола – и начинают пылать костры, к которым ведьм приговаривают не темные массы, а образованные юристы. Народная культура корчится в пламени. [8]
Ведьмовство стало тем феноменом, который в эпоху Средневековья перетерпел качественные изменения и стал конгломератом двух культур: с одной стороны языческой, а с другой – христианской.
Новое мировоззрение пыталось уничтожить старую традицию вначале методом отрицания языческих
представлений, а потом уничтожения с помощью силы. Причем образ ведьмы трансформировался и причиной ее появления стал Дьявол.
«В наше время, когда вечер мира клонится к полному закату, старое зло, не прекращавшее ни на одну минуту, в силу неиссякаемого вреда своего падения, насылать на мир полную яда заразную чуму, особенно отвратительным образом проявляет себя, так как в своем великом гневе чувствует, что в его распоряжении осталось мало времени...» [2]
Среди черт массовой психологии населения Западной Европы в XVI-XVII вв. нужно отметить высокую возбудимость, неспособность отличить естественное от сверхъестественного, чувство человеческого бессилия перед стихиями. Господство устной культуры способствовало умножению суеверий, слухов неконтролируемых коллективных паник. Конкретное и абстрактное не разграничивалось или, во всяком случае, грани между ними были нечеткими.
Средневековье резко отличается от нового времени. Ментальность людей этой эпохи, их социальное поведение, их культура, пронизанная религиозными и магическими представлениями, экзотичны на взгляд современного человека, поражают его своей кажущейся странностью…[7]
Но не лишь традиция была мотивирующим механизмом появления ведьмовства. В Раннем Средневековье сила народной культуры была значительна. А частью этой культуры еще были пережитки язычества, например, ведьмовство. В результате сам феномен ведьмовства был ценностью, так как служил символом причастности человека к языческой культуре. А так как ценность – это вещь или идея, которая символизирует принадлежность индивидов или групп к определенному сообществу[9], то ведьмовство может служить ценностью для людей средневековой эпохи, которые еще не смогли полностью уйти от старых представлений о мире и отождествляли себя еще с языческой культурой.
Заключение
В заключении проведенного исследования целесообразно привести следующие итоговые положения.
Что касается образа ведьм, то это в большей части женщины разных возрастов, которые заключили «сделку с Дьяволом» и действуют по его указаниям. Ведьмы в Средневековье, даже творящие добро, считались порождением Дьявола, так как единым и всемогущим является только Бог и только его сила – единственный источник добра в этом мире.
Таким образом, ведьма – это порождение греха и греховность эту нужно уничтожать. Так и происходила охота на ведьм, достигшая наивысшего размаха в начале Возрождения. На переломе между эпохами произошел кризис, который мотивировал людей к стремлению вернуться назад, когда было лучше. В результате этого охота на ведьм стала еще ожесточеннее с целью заслужить Божественную милость и изгнать Дьявола.
С одной стороны образ ведьмы никак не вписывался в Средневековую картину мира. Как же эти представления смогли сосуществовать с противоположными им христианскими концепциями? Средневековье странным образом могло воспринимать и консолидировать совершенно противоположные вещи. Главное – это Божественное присутствие в этом мире. А все остальное рассматривается сквозь призму христианской мироконцепции . Ведьмовство же в Раннем Средневековье просто отрицалось как языческие суеверия, а позже сила Церкви пошатнулась в результате появления всевозможных сект. Поэтому Церковь пришла к выводу, что это все проделки Дьявола, и именно под его покровительством действуют ведьмы и колдуны. Именно так вера в ведьм смогла сосуществовать с верой в Единого и Всемогущего Бога.
Мотивирующими механизмами появления
ведьмовства были традиция и ценности. Традиция как пережиток языческой культуры, которая вела борьбу с христианской мирообъяснительной концепцией, и транслировала магические знания следующим поколениям. А ценность как принадлежность определенных людей к сообществу преемников языческой культуры.
В данной работе были рассмотрены актуальные темы в изучении Средневековой культуры, а также решены поставленные задачи, предполагающие культурологический анализ ведьмовства в эпоху Средневековья.
Список
литературы
Приложение №1. Ведьмы и инквизиция
Приговор инквизиции
Приложение №2 . Знаменитая картина Ганса Бальдунга Грина (1485 - 1545)
Две ведьмы, насылающие непогоду. Прилетели они на козле, который улегся между ними. С помощью заклятий и колдовского отвара ведьмы готовят непогоду, и вот уже на небе появляются кроваво-красные грозовые тучи.
Приложение №3. На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 году.
Здесь показано, чего добивались церковные охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром.
Информация о работе Средневековое ведьмовство как культурный феномен