Средневековое ведьмовство как культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить и проанализировать средневековое ведьмовство, а также его место в средневековой картине мира.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- охарактеризовать образ средневековых ведьм;

- выявить значение «охоты на ведьм» в Средневековой культуре;

- описать средневековую картину мира;

- выявить мотивирующие механизмы появления ведьмовства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...2

Раздел 1. Ведьмовство как феномен …………………………………..4

Характеристика образа средневековых ведьм…………4
Значение охоты на ведьм в Средневековой культуре…10
Раздел 2. Контекст формирования феномена ведьмовства………….13

Средневековая картина мира…………………………..13
Мотивирующие механизмы появления ведьмовства…17
Заключение……………………………………………………………..21

Список литературы ……………………………………………………22

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по теории культуры.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

     Весьма  симптоматично, что демономания и охота на ведьм. распространились не в «темное» раннее средневековье, а в конце средневековой эпохи. Они достигают наибольшего размаха во времена Возрождения и Реформации. Именно в этот период в теологическом учении, проповеди и в общественном сознании возрастает роль дьявола; это время отмечено резким усилением всяческих коллективных фобий, в частности страха перед концом света, приходом Антихриста и Страшным судом.

     Сожжение  же ведьм на кострах оценивалось как очередная победа над Дьяволом и всячески праздновалась – после сожжения часто устраивали пир за счет изымаемого у ведьмы имущества.  

    1. Ведьмовство в Средневековье – это изначально пережитки язычества. А каковы же их истоки в язычестве?

Во  времена язычества народ понимал ведовство как чудесный божий дар; весь объем познания сосредотачивался в умении понимать таинственный язык природы, которая была наделена божественным обликом, наблюдать и истолковывать ее явления и приметы. Ведение было высшей премудростью: оно соединяло человека со стихиями воды, огня и света, над которыми гадали и предсказывали, которым молились и приносили жертвы. Функции ведунов были подобны функциям жрецов. Колдунов призывали для очищения не только от болезней, но и от нечистой силы - домового, лешего, кикиморы. Волхвы защищали молодоженов от чар и вреда нечистого. К ним приносили даже детей, и они давали им ладанки, амулеты, служащие предохраняющим средством от всякого сглаза, чар и влияния нечистой силы. Колдуны и ведьмы призывались во всех трудных случаях жизни. Они собирали травы и коренья, из которых делали чудодейственные мази и снадобья, обладали способностью угадывать вора и врагов, снимать с сердца кручину.

    Ведун сохранял знания о религиозном языке  мифов, понимание которого постепенно стало недоступным большинству; ведунам и ведьмам отводится роль избранников божьих, более одаренных по сравнению с другими. Они - народные предсказатели и учители. Народ прибегал к ним за помощью, веря, что они, как близкие к божествам и понимающие их знамения, имеют дар предвидения, могут открывать правду. Волхвы пользовались уважением народа, тем более что первоначально они выделялись из числа старейшин рода. Образование из волхвов и ведунов класса жрецов требовало долгого процесса, который был прерван принятием христианства.

    По  сути, мотивирующим механизмом появление  ведьмовства в Средневековье  была традиция, сохранившаяся как  пережиток языческой культуры,  и вошла в борьбу с христианской мирообъясняющей концепцией.

    Почему  же именно традиция?

    Механизм  культуры, посредством которого происходит простое воспроизведение сложившихся  форм коллективной жизни, называется традицией. Действие механизма традиции в культуре напоминает функцию генетической памяти у животных. В обоих случаях  речь идет не о самом поведении, но схемах построения, программах поведения, которые заложены в генном механизме различных видов животных, равно как и в культурной (общественной) памяти человеческих групп, и которые пригодны для формирования поведения, правда, в стабильных, повторяющихся из поколения в поколение условиях существования. [9]

    Традиция  ведьмовства сохранялась как  общественно ценный навык, и осуществлялась пока в ней была нужда.

     Эта традиция сохраняла свою систему  общественных отношений вокруг себя до тех пор пока не утратила общественный интерес. В результате этого традиция стала разрушаться как механизм воспроизводства. Для ведьмовства уже не было места в Средневековой культуре. Именно поэтому церковь и пыталась уничтожить все связи с язычеством, которые еще имелись в народной культуре.

     Особенность традиции в том, что она существует как целостная формула действия (поведения), в которой неразличимо  слиты его мотивы, способы, средства, цели. [9]

     Мотивом ведьмовства была связь с природой, со стихиями и сверхъестественными силами. Способы – это гадания, предсказания, молитвы, жертвы. Средства – мази на разных целебных травах, заговоры, тайные знания. И наконец целью этого всего – была близость к божествам.

     С приходом христианства началась борьба двух культурных систем, которые были абсолютно разными и не могли сосуществовать.

     Комплекс  представлений,верований, ритуальных и практических действий, образовывавших народную культуру, отныне оценивается церковью и светской элитой как дикие суеверия, внушения дьявола, как некультура. Весь фонд крестьянских культурных и религиозных традиций и представлений был решительно противопоставлен культуре Церкви и необразованных.

     Распад  цельного мифо-магического «народного»  сознания под напором культурных и интеллектуальных перемен, но до возникновения современного новонаучного мышления, кризис социальных и политических структур в те времена, усиление социальных страхов – все это приводит к тому, что ведьма из относительно безобидной (хотя и вредоносной) фигуры под напором воззрения людей образованных оказывается в глазах большинства общества слугой Дьявола – и начинают пылать костры, к которым ведьм приговаривают не темные массы, а образованные юристы. Народная культура корчится в пламени. [8]

     Ведьмовство стало тем феноменом, который  в эпоху Средневековья перетерпел качественные изменения и стал конгломератом двух культур: с одной стороны языческой, а с другой – христианской.

     Новое мировоззрение пыталось уничтожить старую традицию вначале методом  отрицания языческих представлений, а потом уничтожения с помощью силы. Причем образ ведьмы трансформировался и причиной ее появления стал Дьявол.

     «В  наше время, когда вечер мира клонится к полному закату, старое зло, не прекращавшее ни на одну минуту, в силу неиссякаемого вреда своего падения, насылать на мир полную яда заразную чуму, особенно отвратительным образом проявляет себя, так как в своем великом гневе чувствует, что в его распоряжении осталось мало времени...» [2]

     Среди черт массовой психологии населения  Западной Европы в XVI-XVII вв. нужно отметить высокую возбудимость, неспособность отличить естественное от сверхъестественного, чувство человеческого бессилия перед стихиями. Господство устной культуры способствовало умножению суеверий, слухов неконтролируемых коллективных паник. Конкретное и абстрактное не разграничивалось или, во всяком случае, грани между ними были нечеткими.

     Средневековье резко отличается от нового времени. Ментальность людей этой эпохи, их социальное поведение, их культура, пронизанная религиозными и магическими представлениями, экзотичны на взгляд современного человека, поражают его своей кажущейся странностью…[7] 

     Но  не лишь традиция была мотивирующим механизмом появления ведьмовства. В Раннем Средневековье сила народной культуры была значительна. А частью этой культуры еще были пережитки язычества, например,  ведьмовство. В результате сам феномен ведьмовства был ценностью, так как служил символом причастности человека к языческой культуре. А так как ценность – это вещь или идея, которая символизирует принадлежность индивидов или групп к определенному сообществу[9], то ведьмовство может служить ценностью для людей средневековой эпохи, которые еще не смогли полностью уйти от старых представлений о мире и отождествляли себя еще с языческой культурой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключении проведенного исследования целесообразно привести следующие  итоговые положения.

     Что касается образа ведьм, то это в большей  части женщины  разных возрастов, которые заключили «сделку с Дьяволом» и действуют по его указаниям. Ведьмы в Средневековье, даже творящие добро, считались порождением Дьявола, так как единым и всемогущим является только Бог и только его сила – единственный источник добра в этом мире.

     Таким образом, ведьма – это порождение греха и греховность эту нужно  уничтожать. Так и происходила охота на ведьм, достигшая наивысшего размаха в начале Возрождения. На переломе  между эпохами произошел кризис, который мотивировал людей к стремлению вернуться назад, когда было лучше. В результате этого охота на ведьм стала еще ожесточеннее с целью заслужить Божественную милость и изгнать Дьявола.

     С одной стороны образ ведьмы никак  не вписывался в Средневековую картину  мира. Как же эти представления  смогли сосуществовать с противоположными им христианскими концепциями? Средневековье странным образом могло воспринимать и консолидировать совершенно противоположные вещи. Главное – это Божественное присутствие в этом мире. А все остальное рассматривается сквозь призму христианской мироконцепции . Ведьмовство же в Раннем Средневековье просто отрицалось как языческие суеверия, а позже сила Церкви пошатнулась в результате появления всевозможных сект. Поэтому Церковь пришла к выводу, что это все проделки Дьявола, и именно под его покровительством действуют ведьмы и  колдуны.  Именно так вера в ведьм смогла сосуществовать с верой в Единого и Всемогущего Бога.

     Мотивирующими механизмами появления ведьмовства  были традиция и ценности. Традиция как пережиток языческой культуры, которая вела борьбу с христианской мирообъяснительной концепцией, и транслировала магические знания следующим поколениям. А ценность как принадлежность определенных людей к сообществу преемников языческой культуры.

     В данной работе были рассмотрены актуальные темы в изучении Средневековой культуры, а также решены поставленные задачи, предполагающие культурологический анализ ведьмовства в эпоху Средневековья. 
 
 
 
 

    Список литературы 

    1. Словарь средневековой  культуры. М., 2003, с. 62-66
    2. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. — М.,1992
    3. А. Я. Гуревич. Ведьма в народной культуре
    4.   Boльфгaнг Taрновски/пер. А.Волков «Ведьмы и инквизиция», -М.:Tеsslоff Vertаg, Nurnberg, 1962
    5. Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки
    6. Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. — М.,1996
    7. Гуревич А. Категории средневековой культуры
    8. Дмитрий Харитонович. Современность Средневековья ("Новый Мир", №10, 2000).
    9. Найдорф М.И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологи
    10. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение  №1. Ведьмы и инквизиция

     Приговор  инквизиции

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №2 . Знаменитая картина Ганса Бальдунга Грина (1485 - 1545)

     Две ведьмы, насылающие непогоду. Прилетели  они на козле, который улегся между  ними. С помощью заклятий и колдовского  отвара ведьмы готовят непогоду, и вот уже на небе появляются кроваво-красные грозовые тучи.

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №3. На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 году.

     Здесь показано, чего добивались церковные  охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром.

     

Информация о работе Средневековое ведьмовство как культурный феномен