Средневековое ведьмовство как культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить и проанализировать средневековое ведьмовство, а также его место в средневековой картине мира.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- охарактеризовать образ средневековых ведьм;

- выявить значение «охоты на ведьм» в Средневековой культуре;

- описать средневековую картину мира;

- выявить мотивирующие механизмы появления ведьмовства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...2

Раздел 1. Ведьмовство как феномен …………………………………..4

Характеристика образа средневековых ведьм…………4
Значение охоты на ведьм в Средневековой культуре…10
Раздел 2. Контекст формирования феномена ведьмовства………….13

Средневековая картина мира…………………………..13
Мотивирующие механизмы появления ведьмовства…17
Заключение……………………………………………………………..21

Список литературы ……………………………………………………22

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по теории культуры.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

Можно выделить 5 понятий, которые будут  характеризовать деятельность ведьм: это сделка с Дьяволом, соитие с Дьяволом, полет ведьмы, шабаш и нанесение порчи колдовством. 

Заключение  сделки с Дьяволом наши предки представляли себе так: стоило женщине, сокрушенной  трудностями или по иным причинам, разочароваться в своей жизни, как  в час уединения перед ней  представал Дьявол. Являлся он всегда в самом привлекательном обличье: как прекрасный юноша, охотник, солдат или благородный господин, в черной, зеленой или пестрой одежде. Непременно притворялся ее искренним другом. Голодным ставил на стол угощенье, бедным сулил деньги, гонимым обещал защиту, несчастных утешал, падких же до земных радостей манил обещаниями веселой жизни. И стоило только женщине довериться искусителю или не сдержать свою алчность, как незнакомец называл цену за предложенные услуги: отречение от Бога и святых, вступление в ведовскую секту и плотскую преданность ему, великодушному утешителю и помощнику. Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Ведь Дьявол немедленно скреплял сделку: неистово наступая на нерешительную, тысячами уловок и льстивых посулов принуждал ее стать его возлюбленной. Когда же соглашение с Дьяволом заканчивалось подобным образом, он скреплял его еще и письменным документом. Для этого он расцарапывал руку соблазненной им женщины и заставлял ее подписать приготовленный заранее договор собственной кровью. И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» - маленькое темное пятно, которое было совершенно бесчувственным. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом. [4] 

Есть  несколько важных моментов в данном высказывании, исходя из которых можно  судить о том, что оно рассказывает оно именно о эпохе Средневековья, а не о какой-то иной. Дьявол описывается как красивый юноша, который несет соблазн. Именно в Средневековье все красивое считалось от Дьявола, ведь для Бога главное – это душа, внутренний мир человека, и поэтому праведник должен стыдиться своего тела и восхвалять всегда душу. Дьявол всячески несет соблазн для человека, чтобы тот отрекся от Бога. Важным является также то, что человек, поддавшийся уловкам Дьявола, терял душу. А душа это самое ценное для человека. Дьявол также пытается сделать ведьму своей возлюбленной, ведь любовь – это греховная страсть, которая затмевает разум человека и тот  уже не может думать о Боге.

 

«Соитие с дьяволом», как называли связь  между людьми и нечистой силой, на протяжении столетий занимало умы христианских богословов, инквизиторов и простых  обывателей. Никто не сомневался в том, что адские духи могли соединяться с представителями обоих полов, принимая по своему усмотрению облик женщины или мужчины.

С особенным интересом изучали  судьи Дьявола в мужском обличье. Считалось, что он обладал очень  большим и холодным как лед детородным органом. Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным. Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным. Согласно дошедшим до нас актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим Дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш. [4] 

Полет ведьмы также был неотъемлемым атрибутом  процесса ведьмовства.

Когда ведьм увлекал на игрище или шабаш сам Дьявол, он приводил для них ездовых зверей: черного козла, красную кошку, волка, собаку, черную лошадь, а для ведьм благородных кровей - запряженную карету. Но могло случиться, что крылатый демон просто-напросто сажал ведьму себе на спину. Ведьмы же, искушенные в своем ремесле, могли летать по небу и самостоятельно. Для этого они пользовались колдовской мазью, которую готовили во время ночных свиданий и раздавали всем их участникам. Мазь эта состояла из плоти убиенных младенцев, смешанной с волшебными травами (маком, пасленом, болиголовом и беленой), из которой варили маслянистую кашу. Этим варевом ведьмы натирали свое нагое тело и то, на чем собирались лететь: навозные вилы, палку или помело. Затем, обхватив их крепко-накрепко, они шептали необходимое для полета заклинание: «Ах! Выше небес! Дальше света! Да со всей нечистой силой!» [4] 

Следующим пунктом будет шабаш. Что же это  такое? Шабаш – это ночное сборище  ведьм и колдунов. 

Стереотип шабаша образовался в результате слияния двух разных образов. Первый, выработанный ученой культурой (судьями, инквизиторами, демонологами), исходил из веры в существование враждебной секты, действующей по наущению дьявола, вступление в которую предварялось осквернением креста и святых таинств. Второй образ, уходящий корнями в фольклорную культуру, основывался на вере в необыкновенные способности определенных людей, мужчин или женщин, которые в состоянии экстаза, часто в обличий животных или верхом на животных отправлялись в мир мертвых, чтобы обеспечить благополучие своей общины. [5] 

Boльфгaнг Taрновски оьраз шабаша описывал  так: «Шабаш носил характер  праздничной сатанинской мессы.  Устраивались шабаши большей  частью в дни церковных праздников, в основном в Вальпургиеву  ночь и ночь на Ивана Купалу. Главным здесь был сам Сатана, при появлении которого присутствующие должны были, преклонив колена, восславить его молитвой: «Сатана наш, иже еси во аде...» После подобного приветствия ведьмы и колдуны клали к его ногам подарки, главным образом тела убиенных младенцев. После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки.

Затем начиналась пляска, во время которой  под оглушительные звуки флейт  и барабанов участники сборища, непристойно корчась, прыгали спинами  вперед до тех пор, пока ряды их не смыкались, и тут начиналась самая разнузданная оргия. Кульминацией шабаша было торжественное поклонение Сатане, который во время этой церемонии восседал на своем троне, обернувшись громадным лохматым козлом с пылающими глазами и светящимися ледяным светом рогами. Все присутствовавшие должны были на коленях приблизиться к нему, дабы поцеловать под хвост; он же время от времени испускал зловонные ветры. Сатанинская месса завершалась торжественным поношением Бога и топтанием крестов и освященных гостий. Когда же Сатана покидал шабаш, ведьмам еще предстояло уладить множество разных дел: сварить себе мазь, переговорить о ближайших планах. С рассветом собравшиеся отправлялись в обратный путь.» [4] 

К ряду вышеперечисленных злодеяний  ведьм также относится нанесение  порчи.  Шпренгер  и Инститорис указывают : « они насылают град, бури и дурную погоду, причиняют бесплодие людям и животным, посвящают детей, которых они не пожрали, демонам, … или же убивают их, что, однако, случается только с детьми, которые не возрождены водою крещения, если же, как выяснится, они пожирают и возрождённых, то только с божьего попущения. Они, умеют гуляющих возле воды детей на глазах родителей, бросать в воду, но так, что никто этого не заметит, приводить лошадей под всадником в бешенство, перелетать с места на место по воздуху телесно или только в воображении; затуманивать души судей и председателей, дабы последние не могли им вредить; внушать себе и другим молчание во время пыток; поражать руки и сердца арестовывающих их сильной дрожью; скрытое от других обнаруживать, предсказывать будущее по указанию дьявола, что, однако, может иметь и естественные причины; видеть отсутствующих, как присутствующих; сердца людей склонять к необыкновенной любви или ненависти; когда хотят, убивать ударом молнии известных людей или животных; лишать силы деторождения или даже способности к совокуплению; вызывать преждевременные роды, убивать детей во чреве матери одним внешним прикосновением, даже иногда одним взглядом без прикосновения; околдовывать людей и животных и наносить им смерть, собственных детей посвящать демонам…»

В «Молоте ведьм» преподносится сила крещения, ведь только некрещеным ведьма может нанести вред.

     Таким образом складывается ужасающий  образ ведьмы, которая , что является самым главным ее грехом, не почитает Бога и всячески содействует с  Дьяволом; насылает порчи, как на грешников, так и на праведных людей; это практически всегда – женщина; ведьма умеет летать и затуманивать ум человека.

     Сложившийся образ ведьмы имел место быть в Средневековье, где все, что не от Бога, то от Дьявола. Именно поэтому на ведьм совершалась всяческая охота служителей церкви и инквизиторов. 

     1.2. Восприятие мира в Средневековье было особенным, но вполне мотивированным на то время.  Это была «донаучная картина мира», которая все непонятные явления приписывала Богу и Дьяволу. Именно поэтому и существовала вера в связь с демонами.

     Начало  охоты на ведьм – это XII - XIII вв., когда стали появляться всевозможные секты , которые римско-католическая Церковь истребляла с помощью силы. Вскоре у истребителей еретиков закрались подозрения, что это все заговор, целью которого уничтожение христианской веры. Предводителей заговора жестоко пытали и они под пытками сознались , что их предводителем был сам Дьявол. Так и началась охота на ведьм. 

     Григорий IX создал главную церковную комиссию для защиты истинной веры - папскую инквизицию. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Подразумевалось, что ревнители веры, посланные папой, не должны дожидаться, пока заслуживающие доверия свидетели обвинят кого-либо в ереси. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. [4] 

     Все судебные процессы сопровождались пытками, в результате которых  обвиняемые признавались в своих злодеяниях и в тайной связи с Дьяволом, который мотивировал их к отречению от христианской веры, а взамен наделял сверхъестественными способностями. Исходя из этого ересь приравнивалась к колдовству. Изучая же природу колдовства служители инквизиции пришли к выводу (исходя из посылки, выдвинутой отцом Церкви Августином Блаженным), что всякое колдовство – это по сути «сделка с Дьяволом», которая оскорбляет Божественную сущность. И началась война христианской веры с «ведовской сектой», управляемой Дьяволом.   

     Энциклопедия  колдовства и демонологии Рассела  Хоупа Роббинса - единственный в  своем роде труд, в котором собран, переведен и систематизирован огромный материал из разных, в том числе редчайших, источников: гравюры экзорцизмов, пыток ведьм и черных месс; протоколы допросов, отчеты об основных процессах над ведьмами и даже подлинные, в факсимильном воспроизведении, договоры с Дьяволом. В книге приводятся примеры обвинений, исходя из которых можно судить кого, называли ведьмами: "Воистину ты, Мадлен, являешься ведьмой и совершила то, что ввергло всех в величайшую печаль: ты трижды отреклась от Господа на разных мессах: в полночь, на рассвете и на торжественной мессе". [6]

     Рассел  Роббинс цитирует слова Теркине: "Хотя во многих отношениях ведьмы были полезны и не причиняли вреда, а, напротив, вылечили многих, однако, поскольку  они отреклись от Господа нашего и связали себя службой с врагами Господа и Его церкви, - смерть их удел, справедливо назначенный Богом: они не должны жить". [6] 

     Таким образом целью охоты на ведьм  – было истребление всего «демонического» («того, что не от Бога», т.е. того, что отворачивает человека от Бога).

     Очень важным элементом охоты на ведьм  были всевозможные пытки, целью которых  было признание в ведьмовстве. С  помощью пыток Церковь доказывала могущество Бога и коварство Дьявола (в случаях когда человек не признавал свою вину и пытки доходили до смерти).  

     В принципе пытки на ведовских процессах  не отличались от пыток на обычных  процессах. Однако они были более  жестокими, длительными и частыми. При этом мужчин раздевали догола или по пояс, а женщин облачали в  специальное просторное одеяние. Допрос с пристрастием длился часами, а порой и днями. Начинался он с использования тисков, специальных металлических приспособлений, в которых обвиняемому постепенно сжимали пальцы, вначале поодиночке, а затем все вместе. Если обвиняемый выдерживал эту простейшую пытку, палач надевал на него «испанский сапог» - гнутую металлическую пластину или колодку, которая от вопроса к вопросу все туже затягивалась под голенью. Тому, кто продолжал настаивать на своей невиновности, связывали руки и вздергивали на дыбе - способ, который мог быть ужесточен подвешиванием к телу обвиняемого различных грузов. Не менее мучительным было насильственное растягивание тела с помощью веревочных лебедок - так называемая «растяжка». [6] 

Информация о работе Средневековое ведьмовство как культурный феномен