Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:52, реферат
Описание
Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства. Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности.
Содержание
Введение 3 1.Определение понятия "стиль" 4 2. Стили в искусстве Средневековья 7 2.1. Романский стиль 7 2.2. Готический стиль 10 3. Стиль эпохи Возрождения 13 4. Стили в искусстве Нового Времени 17 5. Стилевые направления ХХ века 22 Выводы 24 Литература
Композиционным
центром монастыря в городе обычно
был храм — самое значительное создание
романской архитектуры. Он поднимался
островерхими башнями над небольшими
окружающими его строениями, впечатляя
благородной суровой красотой. Наружный
вид романсного собора суров, прост и ясен.
Он воздействует материальностью, весомостью,
конструктивной логикой и членениями
объемов, предельно четко передает внутреннюю
структуру здания. Это единый, мощный замкнутый
объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную
форму. Центральный неф возвышается над
боковыми, стены обхода — над капеллами,
над ними — главная апсида. Центр композиции
образует башня средокрестия, увенчанная
шпилем. Она как бы завершает медленный
рост сооружения вверх. Иногда западный
фасад, апсида и трансепты замыкаются
башнями-колокольнями. Они придают устойчивость
сооружению. Башни и стены с массивным
цоколем сближают внешний облик собора
с крепостью, крепко, нерушимо связанной
с землей.
Памятники
романского искусства рассеяны по всей
Западной Европе. Больше всего их во
Франции, которая в 11—12 вв. была не только
центром философского и теологического
движений, но и широкого распространения
еретических учений, в известной мере
преодолевавших догматизм официальной
церкви.
В
архитектуре Центральной и Западной
Франции встречаются наибольшее
разнообразие в решении конструктивных
проблем, богатство форм. В ней ярко выражены
черты храма романского стиля. Примером
его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в
Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий
малоосвещенный храм, с простым планом,
с маловыступающим трансептом, со слабо
развитым хором, обрамленным лишь тремя
капеллами. Почти равные по высоте, три
нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами
и общей двускатной крышей. Центральный
неф погружен в полумрак — свет проникает
в него через редко расположенные окна
боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута
приземистой трехъярусной башней над
средокрестием. Нижний ярус западного
фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными
арками, уходящими в толщу степы. Движение
вверх, выраженное небольшими островерхими
башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается
горизонтальными фризами со скульптурами
святых.
Одним
из самых величественных романских
храмов находится в Бургундии. Там
в XI в. был построен комплекс Клюнийского
аббатства с огромной, самой большой
в Европе тех времен церковью (длина
- 127 м, ширина - 40 м). Монастырь в Клюни в
то время называли «вторым Римом». Бургундские
архитекторы разработали конструктивные
новшества, позволяющие уменьшить объем
стен, увеличить вместимость соборов,
достигнуть большой высоты сводов. Для
архитектуры центральной Франции характерны
мощь, простота и монументальность. В массивных
церквах с толстыми стенами скульптурные
украшения использовались скупо.
Особое
место в строительстве больших
соборов Германии занимали в 12 в. могущественные
имперские города на Рейне (Шпейер,
Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы
отличаются грандиозностью массивных
четких кубических объемов, обилием тяжелых
башен, более динамичными силуэтами. В
Вормском соборе (1171—1234, ил. 76), построенном
из желто-серого песчаника, членения объемов
менее разработаны, чем во французских
храмах, что создает ощущение монолитности
форм. Не используется и такой прием, как
постепенное нарастание объемов, плавных
линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия
и четыре как бы врезающиеся в небо высокие
круглые башни с конусообразными каменными
шатрами по углам храма на западной и восточной
сторонах придают ему характер суровой
крепости.
Повсюду
доминируют гладкие поверхности
непроницаемых стен с узкими окнами,
лишь скупо оживленные фризом в виде
арочек вдоль карниза. Слабо выступающие
лизены (лопатки — вертикальные плоские
и узкие выступы на стене) соединяют в
верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
В Вормском соборе давление сводов на
стены облегчено. Центральный неф перекрыт
крестовым сводом и приведен в соответствие
с крестовыми сводами боковых нефов. С
этой целью применена так называемая «связанная
система», при которой на каждый пролет
центрального нефа приходится два пролета
боковых. Грани наружных форм ясно выражают
внутреннюю объемно-пространственную
структуру здания.
В
итальянской архитектуре не было
стилистического единства. Это в
значительной мере обусловлено раздробленностью
Италии и тяготением ее отдельных
областей к культуре Византии или
романской — тех стран, с которыми
их связывало длительное экономическое
и культурное общение. В архитектуре Тосканы
античная традиция проявилась в законченности
и гармоничной ясности форм, в праздничности
облика величественного ансамбля в Пизе.
В него входят пятинефный Пизанский собор
(1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.—
14 в.), наклонная колокольня — кампанила
(Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась
в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто. Каждое
здание выступает свободно, выделяясь
простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра
и сверкающей белизной мрамора на покрытой
зеленой травой площади у берега Тирренского
моря. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Изящные беломраморные романские аркады
с римско-коринфскими и композитными капителями
членят фасад и наружные стены всех сооружений
на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая
конструкцию. Большой по размерам собор
производит впечатление легкости, которое
усилено инкрустациями цветного мрамора
темно-красного и темно-зеленого цвета
(подобный декор был характерен для Флоренции,
где получил распространение так называемый
«инкрустационный стиль»). Эллиптический
купол над средокрестием завершал его
ясный и гармонический образ[3].
Пизанская
башня. Вот уже более восьми веков
«падает» знаменитая башня на Площади
чудес в итальянском городе Пиза.
Ежегодно башня отклоняется от вертикали
на один миллиметр.
На
смену романскому искусству пришла
готика. Название это тоже условно.
Оно было синонимом варварства в
представлении историков Возрождения,
которые впервые применили этот
термин, характеризуя средневековое искусство.
Повышенная одухотворенность, нарастающий
интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному,
красоте реального мира - отличает его
от романского искусства.
Подводя
итоги, можно сказать что на развитие
романского стиля повлияла античность.
Рассмотрена архитектура Франции, Германии,
Италии.
2.2.
Готический стиль
Готический
стиль (конец XII - начало XVI в.) продолжал
доминировать в церковной архитектуре
(Собор Парижской Богоматери, Рейнский
Собор), хотя в стиле поздней готики было
запроектировано несколько светских зданий
(дом тогдашнего олигарха Жака Кера во
французском городе Бурже). Он должен освещать
общекультурную тенденцию секуляризации,
повышение заинтересованности светской
жизнью и одновременно превращения
жизнь религиозного в експрессивные и
экстатические формы.
Стилистические
особенности готического стиля
такие:
-
Стрельчатые окна;
-
Окна-розетки;
-
Каркасно-арочная конструкция домов;
-
Функциональность внутренней планировки.
Готика
связана с жизнью средневекового
города. Это новый и главный этап в истории
средних веков. Как и романское искусство,
готическое распростаняется по всей Европе.
В это время городская жизнь порождает
новые плетни зданий, прежде всего светского
назначения: биржа, таможня, больницы,
склады, рынки. Определяется облик городского
муниципалитета - ратуши. Это двух-или
трех-этажное здание с галереей в нижнем
этаже, с парадными залами, где заседали
городской совет и суд - на втором этаже,
со вспомогательными помещениями - на
третьем. Особого внимания придавалось
сторожевой башне ратуши (беффрук), которая
была символом независимости, республики,
подобно тому городской храм был символом
достатка граждан коммуны. На площади
перед храмом происходили диспуты, лекции,
разыгрывались мистерии.
Родиной
классической готики была Франция. Название
этого художественного стиля
происходит от итальянских слов ("маниера
готика" - готская манера - от названия
германского племени готов). Это
художественный стиль Западной и
Центральной Европы времен позднего
Средневековья между серединой XII в. и
XV - XVII вв. Готическое искусство, пришедшее
на смену романскому стилю, было преимущественно
культовым и развивалось в рамках церковной
идеологии. Более трех столетий продержалась
готика во Франции:
- последняя
треть XII и первая часть XIII в. - Ранняя готика
-
с 20-х годов до конца XIII в.
- Зрелая, или высокая готика;
-
XIV - XV вв. - Поздняя готика.
Для
строительства готических храмов была
разработана новая конструктивная
система, в основу которой была положена
новая каркасная структуре, стрельчатые
арки и ребристые (нервьюрные) своды, передавали
свою нагрузку на полуарочни формы (аркбутаны)
стен и столбов - форсов. В промежутках
между столбами были размещены большие
окна, украшенные витражами. На фасадах
строились башни, высотой до 150 метров.
И внешне, и внутри храмы разукрашивались
многочисленными скульптурами и каменной
резьбой. Здания стали легкими, а по
композиции направленные вверх.
Об
эмоциональном и художественном
значении готической архитектуры, когда
после долгого забвения Европа наконец
открыла для себя значимость художественного
наследия Средневековья, мы можем узнать
по захвату М В. Гоголя готической архитектурой
"Та готическая архитектура, котОрая
образовалась перед окончанием средних
веков, єсть явление такое, какого еще
не производил вкус и воображение чечовека..."
Крупнейшим
храмом периода ранней готики был
Собор Парижской Богоматери - пятинефтный
храм вмещал до 9000 человек . Строительство
его начато в 1163 г. и завершено
в 1208 г. архитекторами Жаном де Шелеп и
Пьером де Монро. Западный фасад своей
конструкции был примером для многих последующих
соборов: над тремя перспективными порталами
последовательно поднимается так называемая
галерея королей, три больших окна и "розой"
посредине, две башни. Все части украшены
стрельчатыми арками. В конструкции Собора
Парижской Богоматери четко прослеживаются
основные принципы готики: нервьюрные
стрельчатые своды центрального нефа,
высота которого 35 м,стрельчатые окна,
аркбутаны.
Восприятие
интерьера готического храма современным
человеком отличается от того мистического
экстаза, с которым были связаны эстетические
переживания людей Средневековья. Чувствуется
художественная сила, красота богаство
пространственных форм и ритмов, которые
разворачиваются подобно многоголосной
песни, иногда строго торжественной, а
иногда лирической, мечтательной и радостной.
Парижский
собор Нотр-Дам в тысячелетиях свидетельствует
об идеалах и уникальности художественной
культуры народа, создавшей его.
Собор
Нотр-Дам в Реймси строил с 1211 по 1311 архитектор
Жан из Орбе, продолжал Жан де Лу (1236 - 1282
гг). Завершил строительство Робер из Кузи
- это вершина французской зрелой готики.
Собор
отличается более богатой измельченной
пластикой. Он представляет собой как
бы большую каменную скульптуру. Главный
фасад состоит из трех ярусов с ажурной
розой посередине и двумя мощными башнями.
Однако здесь вертикаль легко и в то же
время торжественно доминирует над горизонталью,
разница между ярусами почти исчезает,
а стена полностью заполняется архитектурой,
которая устремляется вверх.
Амьенский
собор - наиболее величественный и высокий
готический собор во Франции: его
длина 145 м, высота свода центрального
нефа 42,5 м. Амьенський собор строился
40 лет с 1218 по 1258 гг-. Робером де Люзаршем
и Тома де Корлином. Амьенський
собор часто называют "готическим Парфеноном".
Такие
соборы, как Парижский, Амьенський и
Шартрский (в течение всего фасада)
насчитывают каждый до 2 000 скульптур.
Скульптура заполняет соборные порталы,
распространяется по всему фасаду, используя
каждое выступление, чуть ли не каждую
архитекиурну деталь [3].
Не
создавая идеально прекрасными, как
в античной Греции, готические скульпторы
показали своих современников, какими
они были в действительности, без
поправок, без обобщений, пытаясь отразить
страстность собственных раздумий и надежд
с такой силой и с таким вдохновением,
что некоторые их образы стали художественным
украшением эпохи.
Памятники
готической скульптуры:
1. Химеры
Собора Парижской Богоматери;
2. Улыбающийся
ангел. Статуя западного фасада
собора в Реймсе;
3. Встреча
Марии и Елизаветы. Скульптурная
группа собора в Реймсе;
4. Еккегард
и Ута. Скульптурная группа
Собора в Наумбурге.
Готический
стиль характеризует заключительную
стадию развития средневекового искусства
Западной Европы.