Стили в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:52, реферат

Описание

Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства.
Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности.

Содержание

Введение
3
1.Определение понятия "стиль"
4
2. Стили в искусстве Средневековья
7
2.1. Романский стиль
7
2.2. Готический стиль
10
3. Стиль эпохи Возрождения 13
4. Стили в искусстве Нового Времени 17
5. Стилевые направления ХХ века 22
Выводы
24
Литература

Работа состоит из  1 файл

стили.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

      Зрелые произведения художника Караваджо - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).   Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность.

      Уже в его первых после возвращения  картинах проявилось стремление к переработке  итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, - обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.  Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстны “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму.

      Помимо  Рубенса международного признания  добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.

      Барокко воплощает новые представления  о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.  Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

      Во  Франции тенденции стиля барокко были воплощены в грандиозном ансамбле Версаля (1668— 1689), расположенного в 17 км к юго-западу от Парижа. В его строительстве н украшении принимали участие многочисленные архитекторы, скульпторы, художники, мастера прикладного и садово-паркового искусства.

      Версаль — главная резиденция короля, он прославлял безграничную мощь французского абсолютизма. Но содержание его идейного и художественного замысла не исчерпывалось этим. Тщательно продуманный, рациональный в каждой части ансамбль заключал в себе идею образа государства и общества, основанных на законах разума и гармонии. План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее. Со стороны города перед дворцом размещены центральный Почетный и Мраморный дворы. С площади от дворца расходятся три лучевых проспекта; средний ведет в Париж. По другую сторону дворца проспект переходит в главную королевскую аллею парка, которая закапчивается большим бассейном. Расположенный под прямым углом к этой основной оси всего ансамбля, фасад дворца образует мощную горизонталь.

      Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и  декоративно - прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине 18 века барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, соответствует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

      Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

      Художникам  рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля [6].

      В зрелый период творчества Антуан Ватто  разрабатывает новый тип сюжетов  – театральные сцены и “галантные празднества” (картины “Праздник  любви”, “Общество в парке”, около 1720, – обе в дрезденской картинной  галерее; “Паломничество на остров Киферу”, 1717-1718, “Жиль в костюме Пьеро” – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Богатство эмоциональных оттенков в этих картинах Антуана Ватто подчеркивается пейзажем, окрашенным тонким лирическим чувством, изящной выразительностью поз и жестов, изысканностью нежных цветовых сочетаний, трепетной игрой красочных нюансов и как бы вибрирующих мазков.

      Стиль архитектуры рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим  жеманному, вычурному времени.

      Он  не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером.

      Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его  художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость.

      Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая  позолота барочного декора сменяются  светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством  белых деталей. Рококо имеет в  основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

      Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

      Для этого направления характерны: рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определённая доля схематизации и идеализации  в художественных произведениях, что  выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании "трёх единств" - времени, места и действия - в драматургии, подчёркнутом пуризме в области языка и т.п.

      Под влиянием рационалистической философии  великого французского мыслителя Рене Декарта принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.

      Основной  эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаться в искусстве в совершенном виде.

      Подводя итоги, можно сделать вывод о  том, что в Новое время нашел  свое отражение стиль барокко, которы поом был вытеснен стилями рококо и классицизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Стилевые направления  ХХ века 

      Разнообразие  идейно-художественных течений XX в. Часто обозначают обобщающим названием модернизм (авангардизм).

      Термин  «модернизм» в искусствоведении обозначает художественный стиль, распространенный с конца XIX в. до 50-60-х годов XX в., хронологически его обычно располагают между импрессионизмом и постмодернизмом. Уже в начале XX в. модернизм начал оттеснять на периферию другие художественные течения, в частности символизм, неоклассику т.д., и стал ведущей течением в художественной культуре многих европейских стран - Франции, Италии, Германии и др.. Настоящим расцветом модернизма стали 1920 - 1930-е годы, когда он распространился за пределы Европы, прежде всего в США. Формы и приемы модернизма до сегодня присущи творчеству многих художников.

      Ярче  модернизм проявился в изобразительном искусстве. У его истоков стоял голландский художник Винсент ван Гог (1853-1890). Самой известной картиной художника является «Автопортрет с отрезанной мочкой уха». Стилю ван Гога присущи яркие краски, нарушение классических канонов.

      Модернизм как художественное течение крайне неоднородное, в его рамках можно выделить следующие авангардные направления: экспрессионизм, фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, футуризм.

      Экспрессионизм (выразительность) - художественное направление, которому свойственны эмоциональность, гротеск, трагизм. Существенные черты объекта искривляются, фигуры искажаются, краски становятся резко контрастными. Главная интенция протест против насилия, войны и милитаризма. К представителю экспресионизму можно отнести Э. Мунка, Е. Кирхнера (живопись); Ф. Кафку, Дж. Джойса (литература); И. Стравинского, Д, Шос-таковича (музыка).

      Фовизм (дикий) - художественное направление, которому присущ необычный стиль  живописи с чрезвычайно яркими красками, поиск новых художественных приемов при отказе от традиционных. Самые представители - А. Матис, А, Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк и др.

      Виднейший представитель кубизма - Пабло Пикассо. Его творчеству присуща деформация обнаженных тел, будто разобраны на сотни кусочков, плоскостей и кубиков. Отношение к художественной манеры мастера всегда было неоднозначным, однако он несомненно является выдающейся фигурой XX века.

      Дадаизм (термин, пародирует детское хлопанье) - течение, вызванное растерянностью интеллигенции времен войны, вылившейся в призыв вернуться к детскому мировосприятию, непосредственного, спонтанного, стихийного, иррационального. Сторонниками дадаизма были Т. Тцара, М. Дюшан, А. Бретон, М. Рей и другие художники.

      Сюрреализм (надреальность) - течение, испытывала влияние, с одной стороны, дадаизма, с другой - неоклассической философии, в частности, психоанализ 3. Фрейда и философии Бергсона. Представителем является Сальводор Дали.

      Абстракционизм (далеко от действительности) - беспредметное искусство, которое не содержит ни одного напоминания продействительность, ему свойственно отстранение художественных образов от конкретного сюжета, образа, объекта. К основополжникам этого течения можно отнести В. Кандинского, К.Малевича.  Правда, последний назвал свой стиль супрематизмом (самый высокий), т.е. превышение над всеми предварительным художественными стилями и видами живописи. Известный артефакт, который доводит до предела разрыв с предметно-образным наполнением живописи, - «Черный квадрат» как чистый код освободившийся из-под давления предметов.

Информация о работе Стили в искусстве