Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:37, курсовая работа
Рождественский стол отличался обилием закусок. Главное блюда рождественского стола - гусь с яблоками. Сегодняшняя трапеза немыслима также без сладкого: пирогов, калачей, булочек. А радивые хозяйки выпекали торт - в виде часов со стрелками, приближающимися к полуночи.
На праздничном русском столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок с кашей, жаркое, колядки, медовые пряники, взвары - по возможностям семьи.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Традиции и обычаи праздника Рождества
1.2. Ассортимент блюд на рождественский стол и их характеристика
1.3. Особенности приготовления блюд на рождественский стол
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Составление меню, технологических карт
2.2. Составление схем и алгоритмов на рождественский стол
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
1.1. Традиции
и обычаи праздника Рождества
1.2. Ассортимент
блюд на рождественский стол
и их характеристика
1.3. Особенности
приготовления блюд на
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
2.1. Составление
меню, технологических карт
2.2. Составление
схем и алгоритмов на
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рождественский
стол отличался обилием закусок.
Главное блюда рождественского
стола - гусь с яблоками. Сегодняшняя
трапеза немыслима также без
сладкого: пирогов, калачей, булочек. А
радивые хозяйки выпекали торт - в виде
часов со стрелками, приближающимися к
полуночи.
На праздничном
русском столе были блины, заливное,
рыба, студень, молочный поросенок с
кашей, жаркое, колядки, медовые пряники,
взвары - по возможностям семьи.
У христиан
всего мира светлый праздник Рождества
Христова имеет теплый, трогательный
характер, и является красивым семейным
праздником, пронизанным атмосферой
всеобщего согласия и любви.
В этот
день в доме царит мир, дружба, покой
и радость. С праздничным настроением
люди встречают светлый праздник
Рождества Христова. Как правило,
за Рождественским столом собирается
вся семья. В Рождественский сочельник
(на Украине называется Свят вечер)
садились за стол после появления
на небе первой звезды. Этот обычай связан
с Вифлеемской звездой, воссиявшей
над пещерой, в которой родился
Спаситель мира, Иисус Христос. В
честь Вифлеемской звезды верхушку
новогодней елки стали украшать звездой
после того, когда обычай праздновать
Новый год с елками пришел в
Россию из Германии при Петре I.
Согласно
старинному обычаю, стол посыпался
сеном в память о вертепе и
яслях, а затем уже покрывался
белоснежной скатертью. В России
в центре стола ставилось блюдо
с сочивом. Традиционно сочиво приготовлялось
из 1 стакана зерен пшеницы, 100 грамм
мака, 100 грамм ядер грецких орехов
и 2 столовых ложек меда с добавлением
сахара по вкусу. Обычно очищенные зерна
варили на воде и делали рассыпчатую
постную жидкую кашу, к которой
добавляли ядра грецкого ореха и
мед. Сочиво также делали из риса с
изюмом и медом.
На Украине
в состав блюд праздничного Рождественского
стола в сочельник обязательно
входят кутья и взвар. Кутья это
главное традиционное блюдо сочельника.
О ней впервые упоминается
в начале XII века в летописи "Повесть
временных лет". В старину кутью
готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя.
Зерна толкли в ступке, но так
чтобы не раздробить их, а только
содрать с них шелуху. В более
позднее время кутью стали
делать из риса. Первоначально кутью
готовили с медом или сытой (разведенным
медом). В поздние времена в
кутью стали добавлять маковое
молоко (запаренный и растертый мак),
изюм, а также измельченные орехи
и сахарный сироп.
Продукты,
из которых готовилась кутья, имеют
символическое значение. Зерно является
символом воскресшей жизни. Мед считается
символом здоровья и благополучного быта
(сладкой жизни). А мак символизирует достаток
в семье. Считают, что чем богаче (то есть
вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет
урожай и выше достаток в семье. Исходя
из этих соображений на Украине в канун
Рождества (в Свят вечер) кутью называли
богатой и делали её очень вкусной. В России
ужин в сочельник был более скромным. На
Украине именно с кутьи и начинали трапезу
в Свят вечер. Обязательно присутствовал
на Рождественской трапезе взвар, который
приготовляли из сушеных ягод и фруктов,
сваренных в воде и подслащенных медом
или сахаром. 7 января к праздничному Рождественскому
столу подавались блины, рыбные блюда,
заливное, студень из свиных и говяжьих
ножек, свиная домашняя колбаса, жаркое,
колядки, медовые пряники, ломанцы с маком
и медом, торт, кекс Рождественский, пряники,
коврижки, печенье, пирожные. Напитки подавались
согласно вкусам и достатку.
В Свят
вечер молодежь собиралась в группы,
наряжалась в маски и костюмы
и ходила по домам колядовать. Колядующие
носили с собой изображение
На Рождество
устраивают праздничный стол, на котором
должно быть непременно 12 блюд. 12 - вообще
число священное, именно 12 дней тянутся
святки, святые дни, освященные великими
событиями Рождества Христова.
Во время
святок мясо, по правилам православной
церкви, можно есть каждый день. 18 января
- Крещенский сочельник, день постный.
Начиная
с 19 января - праздника Крещения Господа
- мясо дозволяется есть в любой день недели,
кроме среды и пятницы, ибо Спаситель претерпел
особые мучения - в среду был предан на
мучения, а в пятницу - распят на кресте.
На праздник
готовили сочиво, кутью, блины, студень,
заливную рыбу, окорок, буженину, бараний
бок с кашей, домашнюю колбасу, жареного
поросенка, поросенка, фаршированного
гречневой кашей, гуся или утку с
антоновскими яблоками, утку с капустой,
пироги и пряники.
В "Домострое"
есть следующие указания касательно
еды в праздничные дни: "В Великий
мясоед после Рождества Христова к столу
подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных
гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков,
поросят на вертеле, баранину заливную,
баранину запеченную, поросят заливных,
поросячий потрох, бульоны куриные, солонину
с чесноком и с пряностями, лосину ... кур
с вертелов, гусиные потроха, говядину
вяленую да свинину, ветчину, колбасы,
желудки, гусей вяленых, вяленых кур".
При взгляде
на праздничный рождественский стол
поражает обилие мясных блюд, и в
этом нет ничего случайного - именно
к Рождеству Христову приурочивали
убой скота.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.
Традиции и обычаи
праздника Рождества
До наших дней
сохранилась традиция готовить на Рождество
специальные обрядовые блюда, играющие
символические роли. Кутья, сваренная
из хлебных зерен, олицетворяла непрерывность
жизни, была залогом семейного благополучия
(зерен в ней было много), а также
обозначала связь поколений в
семье.
Подтверждением
может служить широко распространенный
у белорусов и украинцев обычай
"бабиной каши". Дети перед Рождеством
носили "бабе", т. е. своей повивальной
бабке, ужин, который состоял из кутьи,
2-3 пирожков или калачей, в зависимости
от достатка. "Баба" в свою очередь
угощала их покупными лакомствами (пряниками,
бубликами, конфетами) и одаривала гостинцами
или деньгами.
В некоторых
районах, кроме денег, в миску
из-под кутьи насыпала зерно или
горох, давала орехи, иногда "баба"
приглашала детей к столу, угощала
их кутьей и пирожками. С собою
также давала деньги, взамен принесенной
насыпала в горшок своей кутьи с медом
и клала несколько пирожков.
Обрядовым блюдом
в предрождественский вечер был
и специально выпекаемый хлеб. Предназначался
он для отведывания и угощения родных,
близких: кумовей, крестных родителей,
бабок и других. Для таких случаев в каждой
семье выпекали изделия из теста: кныши,
калачи, паляницы, нередко объединенные
одним названием - "пироги".
Кныши выпекали
из пшеничной или ржаной муки. Из готового
кислого теста лепили круглую паляничку
и, обмакнув в растительное масло ложку,
надрезали по всему краю. Потом эти "лепестки"
загибали к середине и прижимали ложкой.
Кныши иногда начиняли луком, жаренным
в постном масле, а в скоромные дни салом.
Калачи готовили
двумя способами, подобно свадебным.
Подношение ритуальной кутьи и паляниц
крестным родителям и повивальной бабке
многие исследователи связывают с жертвами
душам умерших.
Кутью и пироги,
а также взвар и рыбу в мисках
и горшочках завязывали в платок,
ставили на санки, и дети отвозили
ужин крещеным, "бабе", даже родным
дядьям и теткам.
Существовал обычай
одаривания детей, которые носили ужин,
пряниками, которые специально выпекались
за три недели до Рождества. В России даже
существовал обычай выпекания таких пряников
в качестве обрядовой выпечки. На Украине
же пряники не имели обрядового значения.
Примером обрядового
хлеба на рождественский праздник может
служить так называемый "крачун",
выпекавшийся в некоторых районах Украины.
Выставление крачуна на стол происходило
с неменьшей торжественностью, нежели
выставление на покуть горшочка с кутьей.
Пол в доме должен был быть выстелен соломой,
по которой шел хозяин, что нес хлеб. Подобный
рождественский хлеб выпекали и словаки
- "крачун", "пасха". Полагают,
что слово "крачун" ("корочун")
имеет одинаковый корень со словом "черт",
олицетворение злых сил, духа зимы и смерти.
Этот факт подтверждает
определенную связь зимних праздников,
кроме рождественских, с культом умерших.
В Польше известен праздничный хлеб продолговатой
формы с похожим названием - "струха".
Символическое значение этого обрядового
хлеба, как и кутьи, в основном сводилось
к олицетворению семейного благополучия.
На ужин готовили
и другие постные блюда, обязательными
считались пироги и постный борщ.
Пироги пекли или жарили преимущественно
с маком, с вареными или толчеными
сушеными сливами, фасолью, горохом, калиновыми
ягодами, с гречневой кашей, толченым
картофелем, капустой и кашей. Пироги
должны были олицетворять будущее богатство
и хороший урожай.
Наличие пирогов
и борща (основных хлебных и овощных
блюд) было для хлебороба и необходимым,
и символичным. Верили, что если стол
в этот вечер ломится от пищи,
то и урожай будет богатым.
Другие блюда,
что готовились на "святой вечер",
не имели специального ритуального
значения. Среди них самыми распространенными
были жареная свежая рыба, сельдь сырая,
а также жареная, предварительно
вымоченная в воде, зразы из рыбы
и также из сельди. На Украине, естественно,
готовили вареники, которые начиняли маком,
гречкой, капустой, картофелем, фасолью,
сливами.
Варили также
постный свекольный борщ (квас), подколоченный
мукой или закваской с грибами
или растительным маслом, крупник, овсяный
кисель, взвар из сушеных груш, яблок,
слив, пекли блины или оладьи,
лазанки с тертым маком.
В день Рождества,
на следующее утро, позволялась скоромная
еда, и потому она была более разнообразной.
Семья в полном составе садилась
за праздничный стол и сначала съедались
все холодные остатки вчерашнего ужина.
Потом подавали горячую жареную колбасу
домашнего приготовления (обычно перед
Рождеством кололи кабана), соленые огурцы
и квашеную капусту.
Не обходилось
без традиционного борща, который
местами заменяли щи (капустняк). Традиционной
была и сваренная на молоке или мясном
бульоне локшина (лапша). Более зажиточные
пекли калачи, кныши, "орешки" или
"вергуны". "Вергуны" выпекали
из тонко раскатанного пресного теста,
нарезанного на тонкие ленты и жаренного
в растительном масле (аналогично русскому
хворосту).
Детям в этот
день давали конфеты, маковники, яблоки
и другие лакомства. В центральной
и южной России был распространен
обычай выпекать фигурки домашних животных
- чаще всего коров, бычков, овец, птицы.
У русских "коровки" в основном выпекались
для одаривания колядников. Подобный обычай
существовал и у поляков, чехов.
На Рождество
также пекли ржаные пироги-колядники,
которыми обычно одаривали колядников.
Колядки, или калитки, - это маленькие выпечные
изделия из ржаного пресного теста с различными
начинками, наливками, намазками или припеками.
Название их
происходит от Коляд - древнего языческого
праздника, слившегося позднее с Рождеством.
Колядки - это
и рождественские песни, распеваемые
колядниками, и угощение, которое выпекали
к этому дню, дабы их одаривать.
Как слова живой
разговорной речи при общении
переходят из одного языка в другой,
так и национальная самобытная кухня
или отдельные ее блюда проникают
в кухни других народов, а особенно
понравившиеся и полюбившиеся приживаются.