Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:22, научная работа
Авзония! Древнее наименование Италии по названию авзонов, одного из племен, когда-то населявших Апеннинский полуостров.
Удивительная страна. Пережив нашествия иноземных захватчиков, набеги грабителей, разрушавших ее величественные постройки, часто униженная и, кажется, совсем уж уничтоженная, она никак не покидала мировую историческую арену и дивила человечество новыми и новыми духовными богатствами.
Введение
Глава I. Юный Данте – автор первых сонетов
Глава II. Философская система флорентийского изгнанника
Глава III. «Божественная комедия»
§1. Общая характеристика произведения
§2. Начало пути – девять кругов ада
§3. «Чистилище»
§4.Царство «чистого воздуха»
Заключение
Министерство образования Российской Федерации
Саратовский государственный социально-экономический университет
Кафедра связей с общественностью и рекламы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Творчество Данте Алигьери
студентка 1 курса 7 группы ГФ
2011 год
Оглавление | |
Введение |
3 |
Глава I. Юный Данте – автор первых сонетов | 4 |
Глава II. Философская система флорентийского изгнанника | 11 |
Глава III. «Божественная комедия» | 17 |
§1. Общая характеристика произведения | 17 |
§2. Начало пути – девять кругов ада | 19 |
§3. «Чистилище» | 26 |
§4.Царство «чистого воздуха» | 30 |
Заключение | 35 |
Введение
Сыны Авзонии счастливой
Уже поют мотив игривый,
Его невольно затвердив…
А.С. Пушкин
Авзония! Древнее наименование Италии по названию авзонов, одного из племен, когда-то населявших Апеннинский полуостров.
Удивительная страна. Пережив нашествия иноземных захватчиков, набеги грабителей, разрушавших ее величественные постройки, часто униженная и, кажется, совсем уж уничтоженная, она никак не покидала мировую историческую арену и дивила человечество новыми и новыми духовными богатствами.
Италия подарила миру великого Данте одного из «сынов Авзонии», последний поэт средневековья и вместе с тем поэт нового времени. Его творения знает весь цивилизованный мир. Их читают, переводят, изучают во всех концах земли; во многих европейских странах специально созданные общества ведут систематическую работу по собиранию, исследованию и популяризации его наследия, а юбилейные даты поэта становятся крупными событиями в жизни культурного человечества.
В чем же заключается популярность и вечность произведений Данте Алигьери? Этот вопрос я и постаралась изучить в своей работе на основе исторических документов, критических статей и литературных произведений Данте и поставила следующие задачи:
установить связь между эпохой поэта и его мироощущением
рассмотреть противоречивые тенденции творчества Данте
показать художественное своеобразие его поэзии
Глава I. Юный Данте – автор первых сонетов
«Суровый Дант не презирал сонета… » - так писал Пушкин. Но суровым Данте стал позднее, когда силою обстоятельств был выброшен из привычной жизненной обстановки, когда в буре и смятении классовых битв оказался на распутье и должен был решать для себя важнейшие вопросы и личного, и общественного значения.
Так каким же был тот молодой человек, который ходил по улицам Флоренции семьсот лет тому назад? Это был восторженный юноша в начале самостоятельного жизненного пути, юноша, который полон надежд, перед которым открывался широкий мир. Этот мир казался начинающему поэту прекрасным, полным ослепительных радужных перспектив. Конечно, Данте хочет служить правде, добру, красоте. У него, в его сознании, в его сердце, полный набор идеальных черт, которыми, по его понятиям, должен обладать совершенный человек. В то же время он был стыдлив, застенчив, любил уединения, поэзию.
В 1283 году несколько флорентийских поэтов, в том числе Гвидо Кавальканти, получили сонет от начинающего, еще никому не известного молодого поэта Данте Алигьери. С этого сонета начинается юношеская лирика Данте, которую он посвятил молодой женщине по имени Беатриче.
Когда она умерла, он собрал часть стихотворений, посвященных ей, дополнил их их новыми, оплакивающими ее смерть, и вставил в прозаический рассказ. Так возникло его первое произведение - «Новая жизнь».
Маленькая книжечка «Новая жизнь» рассказывает о юношеской любви Данте к Беатриче. На первый взгляд она кажется лирической повестью, где правда перемешана с вымыслом. Фабула повести проста – Данте вспоминает о своей первой встрече с Беатриче, когда ей было всего лишь 19 лет, и она явилась ему «одетой в благородный алый цвет»; вспоминает о том, как уже юношей он смотрел на нее в церкви, делая вид, что смотрит на другую женщину, которую назвал «дамой-ширмой»; говорит о жестокости Беатриче, переставшей отвечать на его поклон, и о своих страданиях; рассказывает о смерти ее отца, о своем вещем сне и смерти Беатриче, о том, как ее оплакивал.
Однако за внешней простотой фабулы скрывается сложное внутреннее содержание. Своей лирической исповеди Данте придает философский смысл, в духе концепции Гвиницелли. Повествование Данте начинает очень серьезно: «В том месте книги памяти моей, до которого лишь немногое можно было бы прочесть, стоит заглавие, которое гласит: « Incipit vita nova». Под этим заглавием я нахожу записанными слова, которые я намереваюсь передать в этой книжице, если и не все, то, по крайней мере, смысл их»[6, I]. В этом коротеньком введении объясняется заглавие повести: «Новая жизнь» – это истинная духовная жизнь, которая началась после встречи с Беатриче.
Таким образом, уже в самом начале дается философское истолкование реальной юношеской любви. Любовь к Беатриче превращается в стремление к высшему благу, к которому Данте хочет приобщить все человечество. В этом раннем очень отчетливо выражено чувство нераздельной связи с миром. И вместе с тем личная история поэта переплетается с мистико-философской концепцией. В этом произведении по-новому зазвучала вечная тема любви и смерти. Победу над смертью одерживает уже не страсть, а духовное чувство, которое «сливается» со стремлением к добру. Смерть же, напротив, усиливает это чувство.
Форма повести необычная: проза «перемешивается» со стихами. Такая смешанная форма встречается лишь в сочинениях латинского поэта Боэция- «Философское утешение», которые подтолкнули Данте на мысль «дать» лирическим стихам прозаическое обрамление.
Поэзия, вошедшая в «Новую жизнь», создавалась не сразу, между первым и последним стихотворением прошло 8–9 лет.
В ранних сонетах Беатриче совсем не появляется; в общей, в аллегорической форме поэт рассуждает о любви, о противоречивых мыслях, которые она вызывает, о ее разрушительном действии на человеческую душу. Он воспевает даму- ширму, беседует с Амуром, о том, как лучше скрыть свою любовь. В самых первых стихотворениях чувствуется влияние провансальской поэзии, сицилийцев, тосканских поэтов, которые часто олицетворяли любовь в образе Амура- бога любви, в честь которого устраивали празднества.
Амор Данте не похож на того шаловливого, веселого, проказливого мальчугана с крылышками и луком, колчаном со стрелами, которыми он поражает своих жертв, даже самих богов, каким представляли себе Амура древние греки и древние римляне. Амор Данте – «любви владыка», грозный, поражающий сердца недугом любви. Он не весел, а напротив трагичен.
Позавчера я на коне скакал,
Задумавшись, исполненный тревоги.
И мне Амор явился средь дороги,
В одеждах легких странником предстал .
Как будто бы господство утерял,
Смиренномудрый, грустный и убогий,
Склонив главу, покинул он чертоги ,
И, мнилось мне, любви он избегал[6, IX].
Амор возглавляет царство «куртуазии», где недопустима грубая чувственность, где предмет любви окружен благоговением возлюбленного.
В сонете «Все, что мятежно в мыслях умирает» любовь представлена грозной, жестокой силой, несущей смерть. Этот сонет был написан Данте под влиянием творчества его старшего друга Кавальканти, который трагически воспринимал любовь. Но в отличие от него Данте избегает общих рассуждений, а обращает внимание, прежде всего, на личное состояние возлюбленного, который находится в ужасном смятении и ищет сочувствия.
Во второй части книги прекращаются жалобы на власть Амура, на неразделенную любовь и жестокость возлюбленной. Чувство Данте к Беатриче из страдания превращается в благоговейное созерцание нравственной красоты, в котором поэт обретает связь с миром. И здесь явно видно влияние творчества Гвиницелли.
В канцоне «О донны, вам что смысл Любви познали» Данте открыто называет имя возлюбленной, подробно прорисовывает ее облик. Данте хочет доказать, что любовь – это высшее благо, которое облагораживает человеческую душу. По мнению Данте на небе ждут, когда Беатриче поднимется к «горнему престолу» и займет место среди «сонма праведных».
Данте подчеркивает, что его возлюбленная несет блаженство и чистую радость. Беатриче влияет на поэта нравственно, поэтому в поэтическом изображении выступает не внешняя, а внутренняя красота девушки. По сравнению с первой частью книги, Беатриче изменилась: исчезла жестокая усмешка «прекрасной дамы», она стала смиренной, кроткой, похожей на женщину- ангела. Данте начинает смотреть на нее другими глазами, так как уже не ждет ответной любви.
Образ возлюбленной Данте отличается от образов, созданных Гвиницелли или Кавальканти. У них образ возлюбленной очень неотчетлив. Беатриче же не только символ праведности на земле, она живая женщина. Матовая бледность девушки – это неповторимый оттенок, благодаря которому ее лицо оживает. Хрупкая, бледная женщина - вот какой она представляется воображению читателей.
В пятнадцатом сонете Данте упоминает, что она «слегка улыбается». И эта полуулыбка кажется поэту чудом, благодаря которому бледное лицо приобретает выражение.
В сонете раскрывается две стороны Беатриче. С одной стороны – она скромная, чистая, смиренная, а с другой очень женственная, словно мадонна, спустившаяся на землю:
Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает[6, XV].
Каждый кто смотрит на нее испытывает несказанную радость, потому что от нее исходит веяние любви. Беатриче воплощает в себе двойное начало – человеческое и ангельское.
Рядой с темой любви развивается еще одна значимая тема- тема смерти. Впервые она появляется в первой части повести, в сонете, где Данте оплакивает кончину молодой женщины- подруги Беатриче. Поэт обращаясь к смерти называет ее жестокой, называя ее «враг жалости», «мать слез и вздохов», «неистовый, нещадный судия».
Несмотря на то, что поэт ропщет против смерти, она оставляет его холодным, так как он очень мало знал умершую женщину, лишь видел ее как-то со своей возлюбленной.
Второй раз смерть подходит ближе и напоминает о себе более настойчиво. Умирает отец Беатриче. Горе дочери глубоко трогает Поэта, но все равно сама смерть пока еще не воспринимается, как нечто страшное, роковое. И лишь мысль о том, что Беатриче может умереть, придает образу смерти трагичность.
Лучшим созданием поэзии Данте считается канцона, в которой поэт рассказывает о своем вещем сне. Канцона начинается со вступления. Данте болен, его приследуют видения, он бредит и зовет Беатриче.
Общее рассуждение о непрочности жизни наводит поэта на мысль, что и Беатриче ожидает смерть. Все мысли Данте только о Беатриче:
И я узнал еще о дивном многом
В том буйном сне, который влек меня:
Я пребывал в стране неизъясненной,
Я видел донн, бегущих по дорогам,
Простоволосых, плача и стеня,
И мечущих какой-то огонь нетленный.
Потом я увидал, как постепенно
Свет солнца мерк, а звезд – сиял сильней;
Шел плач из их очей,
И на лету пернатых смерть сражала,
И вся земля дрожала,
И муж предстал мне, бледный и согбенный,
И рек: «Что медлишь? Весть ли не дошла?
Так знай же: днесь мадонна умерла!» [6, XXIII]
Во второй части канцоны – резкий перелом: напряжение сменяется успокоением: