Творчество Данте Алигьери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:22, научная работа

Описание

Авзония! Древнее наименование Италии по названию авзонов, одного из племен, когда-то населявших Апеннинский полуостров.
Удивительная страна. Пережив нашествия иноземных захватчиков, набеги грабителей, разрушавших ее величественные постройки, часто униженная и, кажется, совсем уж уничтоженная, она никак не покидала мировую историческую арену и дивила человечество новыми и новыми духовными богатствами.

Содержание

Введение
Глава I. Юный Данте – автор первых сонетов
Глава II. Философская система флорентийского изгнанника
Глава III. «Божественная комедия»
§1. Общая характеристика произведения
§2. Начало пути – девять кругов ада
§3. «Чистилище»
§4.Царство «чистого воздуха»
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая изменение.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

О непосредственной цели своей поэмы Данте говорит в латинском письме Кан Гранде дела Скала. Она заключается в том, чтобы «вырвать ниже живущих людей из состояния злополучия и привести к состоянию счастья. Тот вид философии, который является ведущим, - это философия моральная, то есть этика, ибо поэма написана в целом и в частях не для созерцательных целей, а для действия». Преследуя эту цель, Данте решил избрать своим сюжетом состояние души после смерти в аллегорической форме и  показать, что человек, «согласно своим деяниям, в силу присущей ему свободы воли, подчинен правосудию, награждающему или карающему». Чтобы исправить людей и привести их к счастью, Данте написал поэму, которая начинается мрачно, а конец имеет счастливый и написана «средним» стилем. Отсюда и название ее «Комедия» (эпитет «Божественная» добавил Боккаччо).

Данте придавал своей поэме особое значение – она должна спасти мир.  Мир же для поэта – прежде всего Италия, потому он и написал «Комедию» на языке,  доступном итальянцам. Эта цель заставила Данте искать и соответствующий литературный жанр, пользующийся широким распространением в народной среде: видения – прозаические и поэтические произведения, изображающие загробный мир. Представления о загробном мире встречается в мифах всех народов. Ни в одной религии загробное царство не играло такой роли, как в христианстве. Уже в Евангелии неоднократно говорится о «царстве небесном», куда попадут угнетенные и страждущие, и о «пещи огненной», уготованной грешникам.

Данте обращается к религии и потому, что в религиозную оболочку облекались все социальные и политические движения XII-XIII веков. «Средние века присоединили к теологии и превратили в ее подразделение все формы идеологии: философию, политику, юриспруденцию. Чувства масс

вскормлены были исключительно религиозной пищей, поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде». Поэтому Данте, стремившийся к тому, чтобы воздействовать на возможно более широкий круг читателей, и стал писать поэму на религиозный сюжет.

Поэт считал, что существует некий общий закон высший справедливости, царящий в мироздании. Реальной жизни своего времени, с ее глубочайшими противоречиями, Данте противопоставляет идеальный единый мир, обнимающий землю, подземное царство и космос, мир, где высшая справедливость  проявляет себя с полной последовательностью. Изображение этого мира и становится содержанием поэмы.

Единый мир Данте существует, благодаря геометрической точности, с которой он построен. В его центре находится земной шар, где суша занимает только северное полушарие. Ад представляет собой уходящий вглубь земли конус, вершина которого в центре земли. Чистилище – гора,   поднимающаяся из вод южного полушария, тоже имеет форму конуса, но усеченного. Его центральная ось является продолжением оси диаметра, на которой находится центр земли, и Иерусалим. Земной шар окружен небесными сферами.

Геометрическая симметрия придает дантовскому миру  устойчивость, внутреннее единство и законченность. Но симметрично не только изображение мироздания , но и архитектоника поэмы. Она тоже закончена и едина. В поэме сто песен, одна из них вводная, а каждому из трех царств посвящено  тридцать три песни. Песни содержат приблизительно одинаковое число трехстиший. Данте придает особое магическое значение числам три и десять. Но поражает не символика сама по себе, а то, что Данте с такой точностью расположил все содержание поэмы.

Симметрично развивается и сюжет поэмы. Повествование о путешествии по загробному царству сочетает внешне описание того, что увидел Данте в аду, чистилище и раю, и рассказ о его встречах с душами умерших, которых интересует земная жизнь. Таким образом, загробная и земная жизнь переплетаются, образуя два плана – фантастический и реальный.

Фигуры поэмы так же расположены в определенной симметрии: в аду Данте видит дьяволов, а в нижней точке ада – Люцифера. В чистилище и в раю – ангелов, а в высшей точке – божество. Ведут Данте по загробному миру четыре проводника: Вергилий, Мательда, Беатриче, св. Бернард.

Все кажется устойчивым, неподвижным и прочным в грандиозном дантовском мире, где разверзается пучина зла и страдания и открывается сфера блаженного созерцания истины.

Но хотя в вымышленном мироздании царит единый закон, поэт видит разнообразие реальной жизни, человеческих судеб, характеров чувств, которые зачастую противоречат этому закону. Симметрия и законченность сочетаются с конкретностью и драматизмом. Чтобы проследить, как меняется характер поэзии на протяжении всей поэмы, нужно подробно рассмотреть все три ее части, которые подчинены общему замыслу, но все же имеют самостоятельное значение.

§2. Начало пути –  девять кругов ада

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины[1,43].

Так звучит первая терцина «Комедии». Но вот Данте пытается подняться на холм, вернуться к добродетельной жизни, но ему преграждают путь три смертных греха: сладострастие, гордость и алчность в образе трех зверей: рыси, льва и волчицы. Эти аллегорические фигуры придают образу самого поэта символическое значение. Но три смертных греха опасны не для поэта лично, а для всего человечества.

Затем появляется легкая тень: это на помощь Данте приходит латинский поэт Вергилий. Когда Данте спрашивает его, кто он, тень или человек, – Вергилий отвечает: «Не человек, я был им…»[1,45].

Вергилий предлагает  Данте последовать за ним в загробное царство. Услышав рассказ Вергилия о том, что Беатриче заботится о его душе, Данте решает идти вслед за поэтом, который поведет его сначала через страшный мир осуждения – ад.

Структура Дантовского ада связана с этикой Аристотеля. Аристотель распределял все человеческие грехи на три группы: невоздержанность, скотство и обман. В соответствие с этой схемой и расположены адские круги. За первым кругом, Лимбом, где прибывают души некрещеных младенцев и взрослых, умерших до рождения Христа, следуют четыре круга, где караются невоздержанные: те, кто предавались сладострастию, обжорству, скупые и расточители, гневные и унылые. В седьмом круге – те, кто был виновен в «буйном скотстве», то есть насильники всех видов, в восьмом и девятом – самые разнообразные обманщики. Особое положение занимают еретики, трудно было отнести их к какой-нибудь из трех групп, потому они заняли промежуточное место между  невоздержанными и насильниками.

В  четвертом круге ада мучаются скупые, среди них особенно много клириков, пап и кардиналов. Осуждали  пап-симонистов прежде  всего еретики. Правоверный Джованни Виллани пишет о Николае III, что когда тот занял папский престол, то «стал очень гордым  и для блага своих родичей делал многое, стараясь их возвеличить, и был одним из первых, или первым папой, при дворе которого шла открытая торговля церковными должностями, выгодная его родичам».  Что касается Бонифация, то он для Данте был не только симонист, но и политический враг. Данте люто его ненавидит. Данте резко осуждает церковь за стремление к богатству:

«Сребро и злато  - ныне бог для вас;

И даже те, кто молится кумиру,

Чтят одного, вы чтите сто раз »[1,138].

Основные пороки духовенства, по мнению Данте – это алчность, жадность. Но этими пороками страдают не только представители церкви, но и ростовщики, заключенные в одном изо рвов седьмого круга. Еще одним человеческим грехом является взяточничество. Страшным бедствием для городов-комунн было взяточничество, с которым горожане пытались бороться, но зло было неистребимо. Все муки дантовского ада– жестоки, но не все они унизительны. Унижению Данте подвергает только тех грешников, которых он презирает: взяточников, сводников, воров, тех, кто присваивает общественные деньги.  

Дантовский ад предстает перед читателем в двойном свете: то это символическая картина  страшного возмездия за содеянное зло, то преобразованный земной мир, где мучаются несчастные люди. Несчастные люди– это прежде всего люди без будущего, которые не могут забыть своего прошлого, свою настоящую жизнь. В представлении людей грешники страдали только от физических мук, грешники же Данте страдают нравственно. Самое страшное в аду – это надпись на его вратах: «Оставь надежду всяк, сюда входящий»[1,51]. Страшная эта надпись потому, что  без надежды человек мертв. Данте предстает в комедии в роли судьи справедливого и объективного. Но вместе с  объективностью Данте выражает и личное мироощущение. В безликой массе обитателей ада поэт выделяет отдельных людей с различными судьбами.

В Лимбе речь заходит о том, что язычники, жившие до Христа, не могут быть спасены. Данте с этим не согласен и сочувствует им:

«Стеснилась грудь моя от тяжкой боли

При вести, сколь достойные мужи

Вкушают в Лимбе горечь этой доли»[1, 60].

Данте не удовлетворен тем, что на небо вознесены лишь праведники Ветхого завета, а античные поэты и мыслители, которых он чтит, остались в аду. В Лимб также помещены мусульмане, жившие уже в христианскую эру- султан Саладин, который прославился своей мудростью.

Данте снимает с нехристиан всякое осуждение, он считает, что их безрелигиозная добродетель достойна глубокого уважения.

В своем дальнейшем странствии Данте встречает настоящих грешников, но опять, же не всех он осуждает. Грех, который они совершили, требует наказания, но кроме греха есть и сам человек, его чувства и переживания. И этот человек может вызывать различные чувства: жалость, уважение или же напротив гнев и отвращение. Когда Данте начинает сочувствовать грешникам и разделяет их страдания, то он перестает быть судьей. Кара остается внешней, она не налагает отпечаток на существо героев, а их грех остается в тени. В других же случаях, содеянное  зло мучает грешников, и они испытывают двойную кару: мучение в аду и клеймо грешника на земле.

Во втором круге, где те, «кто предал разум власти вожделений». Данте видит две легкие тени. Это Франческа да Римини и ее возлюбленный Паоло. Данте просит Франческу рассказать ему ее историю. Франческа реальное лицо, поэтому ее рассказ в поэтической форме передает то, что произошло в действительности. Известно, что между властителем Равенны Гвидо да Полента и родом Малатеста из Римини была старинная вражда. Чтобы положить ей конец, в 1275 году Франческу, дочь Гвидо , выдали замуж за Джанчотто Малатеста. Она влюбилась в младшего брата мужа-Паоло и изменила Джанчотто, который, узнав это, убил их обоих.  В рассказе Франчески всех этих подробностей нет, речь идет только о любви и трагической смерти. Франческа была виновна, прежде всего, с точки религиозной этики, а затем уже с гражданской. Ее можно было оправдать только на основании морали рыцарской литературы, где измена мужу  не считалась грехом.

Франческа близка сердцу Данте, он тоже в молодости знал «тайный зов страстей», поэтому он жалеет ее. Жалеет Данте и самоубийцу Пьра делла Винья, превращенного в древесный ствол. И, хотя самоубийство христианская церковь считала одним из тяжелейших грехов, защитительная речь Пьера смягчает нравственное осуждение. И Данте фактически оправдывает его, когда обещает вспомнить о нем в «краю земном».

Воспоминания о земле имеют психологическое и философское значение. В сознании грешников ад связан с понятиями «вечное» и «призрачное», а «настоящее»- это жизнь на земле. Данте утверждает гуманистическую мысль о том, что истинное бытие – земля.

Жалость – чувство христианское и оно свойственно не только Данте. Но поэт жалеет далеко не всех и неодинаково. В четвертом рву восьмого круга он потрясен видом предсказателей, у которых лицо повернуто к спине. Но здесь не жалость, а ужас перед глубиной человеческого унижения.

Данте высоко ценил в людях чувство собственного достоинства, умение стать выше своих мук. В аду Данте есть и героические  фигуры, хотя они и не совершают подвигов.  Таков Фарината, который «чело и грудь вздымая властно, казалось, ад с презреньем озирал»[1, 90]. Не уступает в гордости Фаринате и поверженный Зевсом Капаней, лежащий под огненным дождем.

Средневековая литература знала немало героев: одни умирали мученической смертью за христианскую веру, другие сражались на поле боя за страну и за правителя. И тех и других объединяет вера, вера  в то, что бог придет им на помощь, а после смерти они окажутся в раю. Грешники же лишены и помощи, и надежды. Но и в условиях ада они не лишены лучших человеческих качеств и остаются верными самим себе. В этом и заключается удивительная человеческая сила, которую отразил Данте в своем произведении.

Разнообразие характеров объясняется личным отношением Данте к грешникам, его интересом к людям. Не во всех кругах есть личности, на судьбе которых он останавливается. Иногда перед нами встает изображение толпы, где лица теряются. Нет личностей среди равнодушных, среди скупых, среди ростовщиков, тиранов  и предсказателей. Данте проходит мимо тех, которых презирает. Кроме Данте и Вергилия, все остальные персонажи – эпизодичны. Они появляются и тут же исчезают.  

На первый взгляд грешники Данте кажутся разобщенными, каждый занят только собой. Гармония между человеком и миром нарушена. Но между этими людьми существует крепкая связь – страдание. В аду они связаны крепче, чем были на земле, где одни заставляли страдать других. Личная индивидуальная трагедия каждого персонажа входит в общую драму, главный герой которой – сам поэт, разделяющий переживания всех персонажей.

Сложное мироощущение Данте определяет художественное своеобразие поэмы, где фантастика «уживается» со стремлением к правдоподобию: аллегорические фигуры соприкасаются с реально существовавшими персонажами.

Аллегоричны в «Аде» страшные звери и мифологические чудовища, которые охраняют каждый круг ада.   Трехголовый пес Цербер, который в античном мире был стражем, у Данте превратился в олицетворение обжорства. Герион    стал воплощением лжи и обмана. Спуск в бездну ада на спине у Гериона не ощущается как аллегория, а напоминает далекий сказочный мир крылатых драконов:

…Кругом одна

Информация о работе Творчество Данте Алигьери