Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:22, научная работа
Авзония! Древнее наименование Италии по названию авзонов, одного из племен, когда-то населявших Апеннинский полуостров.
Удивительная страна. Пережив нашествия иноземных захватчиков, набеги грабителей, разрушавших ее величественные постройки, часто униженная и, кажется, совсем уж уничтоженная, она никак не покидала мировую историческую арену и дивила человечество новыми и новыми духовными богатствами.
Введение
Глава I. Юный Данте – автор первых сонетов
Глава II. Философская система флорентийского изгнанника
Глава III. «Божественная комедия»
§1. Общая характеристика произведения
§2. Начало пути – девять кругов ада
§3. «Чистилище»
§4.Царство «чистого воздуха»
Заключение
Но лишь три человека действительно «живут» в «Рае»: святой Бернард, Беатриче и сам Данте. Бернард и Беатриче ведут Данте и показывают ему небо, Данте созерцает небесные сферы и переживает увиденное. Из всех святых, изображенных в «Рае», он один обладает человеческим ликом и характером. Дантовский персонаж мало имеет общего с реальным Бернардом – жестоким фанатиком.
Мне встретилось не то, что я искал;
И некий старец в ризе белоснежной
На месте Беатриче мне предстал[1,570].
Образ Беатриче в «Рае» становится центральным. Ни смирение, ни жалость, ни гнев ей теперь не свойственны. Она спокойная, величавая жительница рая, царства возвышенности. Данте сравнивает ее с орлицей:
«Вонзилась в солнце Беатриче взором;
Так не почиет орлий взгляд на нем»[1,407].
Описания внешности Беатриче нет, сказано лишь, что красота ее все светлеет, чем выше сфера, куда она поднимается с Данте. Беатриче заменила Данте Вергилия, она заботится о нем, отвечает на все его недоуменные вопросы. В ее отношении к Данте есть что-то материнское.
Она, как мать, чей голос так звучит,
Что мальчик, побледневший от волненья,
Опять веселый обретает вид…[1,518].
Чем выше, тем прекраснее Беатриче и тем сильнее влюбленность поэта. Вначале он просто смотрит в глаза «милой спутнице». Но Беатриче все больше и больше поглощает его, и даже она сама она напоминает поэту, что в раю она не единственная, кто достоин любви:
«Зачем ты так в мое лицо влюблен,
Что красотою сада неземного,
В лучах Христа расцветшей, не прельщен?»[1,527].
Влюбленность Данте достигает своего апогея, когда он приближается к небесной Розе. На мгновенье погас яркий свет Точки.
Тогда любовь, как только он погас,
Вновь к Беатриче взор мой обратила[1,562].
История юношеской любви Данте заканчивается триумфом Беатриче, вознесенной в небесную Розу. Страдания нераздельной любви сменились мистическим преклонением перед праведной душой, любовью, означающей стремление к нравственному обновлению, любовью, которая сливается с жаждой познать высшую истину.
Поднимаясь в небо Данте преодолевает нравственные преграды и приобретает нечеловеческую силу.
Я стал таким, в ее теряясь взоре,
Как Главк, когда вкушенная трава
Его к бессмертным приобщила в море[1,407].
Странствия по небесным сферам для поэта – это не только история приобщения человеческого разума к божеству через откровение, это еще и его личное приобщение к миру высшей истины, после долгих скитаний.
В последней тридцать третьей песне «Рая» Данте лицезрит божество. Видение божественной сущности, по католическим законам, запрещено живыми людьми. Поэтому Данте не открывает того, что он будто видел, а только передает свои чувства. В последнем стихе звучит предвиденье бессмертной жизни поэмы.
Лирическим порывом к познанию высшей истины, которую поэт стремится принести людям, заканчивает последняя часть «Комедии». Данте мало было знать землю и людей, он хотел проникнуть во вселенную, и «крылья поэтической фантазии» подняли его ввысь. Богословские рассуждения придают «Раю» неподвижность, а поэтическая сила воображения воображает абстрактные идеи и понятия в форму пространства с горящими светилами. Все это Данте гармонично соединил в третьей части.
Заключение
Данте – фигура многогранная. Сын своего века, он пытался разрешить все философские, политические и социальные проблемы, волновавшие его современников.
Очень болезненно Данте воспринимая расслоение горожан и вызванную этим внутригородскую борьбу, поэт стремится к единству и восстановлению общности. Эту моральную общность и пытался утвердить Данте в своих произведениях начиная с «Новой жизни», где еще царит гармония между человеком и миром, и кончая «Божественной Комедией», в последней части которой она вновь восстанавливается. Стремление к общности и утверждение единого нравственного закона, основанного не только на религиозной морали, но и на этике горожан сочетается в произведениях Данте с понятием о долге.
Но суровая дантовская мораль смягчается в «Божественной Комедии» личным отношением Алигьери к людям. Видеть в толпе лица, понимать , что каждый человек- это личность, которая умеет мыслить, чувствовать и стремиться к знаниям. Интерес к к человеку и ко всему человечеству связан у Данте с любовью к античности и с его увлечением искусством и поэзией.
Произведения Данте вобрали в себя все самое лучшее, что было создано его предшественниками, и остались в веках. Данте первый из поэтов, кто бросил вызов насилию, жестокости, мракобесию средневекового мира. Первым поднял знамя гуманизма. И этим шагнул в бессмертие.
Список литературы
1. Данте А. Божественная Комедия. – М.: Эксмо, 2005
2. Елина Г.Н. Данте – М.: Художественная литература, 1965
3. Артамонов С. Д. Литература средних веков – М.: Просвещение , 1992
4. Мережсковский Д.С. Данте. – Томск: Водолей, 1997
5. Фролова И. Т. Философский словарь – М.: Издательство политической литературы, 1968
6. http://www.classic-book.ru/
7. http://thelib.ru/books/dante_
8. http://www.edudic.ru/fil
9. http://www.krugosvet.ru/enc/
16