Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание

Цель исследования: выявить педагогические средства, стимулирующие эмоциональное развитие дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности общения дошкольника со взрослыми.
2. Определить специфику эмоционального развития дошкольника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента………………………………………………………….………….5
1.1. Понятие образования и различные подходы к нему……………….…5
1.2. Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка……………….……11
1.3. Функции эмоционального компонента………………………………...14
Глава II. Возможности в процессе обучения развития эмоциональной сферы личности ребенка……………………………………………………………..16
2.1. Важнейшее условие полноценного формирования личности……….16
2.2. Естественные психологические потребности ребенка………………..19
Глава III. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности…….21
3.1. Практический опыт работы в Детском саду №1 «Айгуль»………….21
3.2. Варианты практических мероприятий для каждой возрастной
группы…………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………35
Приложение…………………

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 68.99 Кб (Скачать документ)

     Игра, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

     Педагогическую  работу важно строить с учетом следующих положений.

     1. Системность организации психики  ребенка, из которой следует,  что развитие эмоциональной сферы  возможно путем воздействия на  другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и  их регуляции. 

     2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства.

     3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Игра - способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

     Важное  место принадлежит сенсорным играм, которые весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

     Необходимо  отметить также игры на развитие эмоциональной  экспрессии, или эмоционально-экспрессивные  игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности — иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

     В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

        1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2005

          2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007.

 развитие  детей дошкольного возраста. Часть 1, М.,2010 г.

       4. Запорожец А.В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблем эмоций. Отечественная психология. Классические труды. М.: Директмедиа Паблишинг, 2009.

      6.  Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009

      7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008

       5. Комарова Т. Управление дошкольным образованием. М., 2006;

       6. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5 – 10 лет. - Ярославль, 2006

      7.  Князева О.Л. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей 3-6 лет – М., 2008

      8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста – М., 2005.

       9. Кудрявцев В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. – М.: Профиздат,  2006. – 345 с.

       10. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2005.

       11.  Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. М.: Владос, 2008

      12. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. М.: Питер, 2010.

       13. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. – СПб, 2007

     14. Стрелкова Л.П. Игровое воспитание детей – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

     15. Ежкова Н. Дошкольный возраст: Образование с учетом эмоционального компонента //Дошкольное воспитание – 2006. – №8. – С.65-70

     16. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание – 2005. – №1. – С.20-27

     17. Сивак И. Радость каждый день: Эмоциональное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание – 2006. – №10. – С.34-38

     18. Сакович Н. Азбука жизни: Сказкотерапевтическая программа умственного и эмоционального развития дошкольников //Школьный психолог ( приложение к Первому сентябрю) – 2005. – №11, июнь. – С.20-24

     19. Максимова Л.А. Педагогические условия создания  эмоционально  развивающей среды в группах  детей  раннего возраста: Дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007.  – 162 с.

     20. Чмелева Е.В. И.А. Сикорский о развитие интеллекта детей раннего и дошкольного возраста //Педагогика – 2006. – №11. – С.66-72

     21. Шутан М. Культура эмоций: программа учебного курса для старшеклассников по психологии //школьный психолог. – 2005. - №8. – С.9-24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Игра  «Поварята»

 

      Возраст : для детей 4 лет

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет,     салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В

      результате  получается вкусное, красивое блюдо  – просто объедение. 
 

Игра  «Дотронься до ...»

 

 Возраст:  для детей с 5 лет

  Все играющие  одеты по-разному. Ведущий выкрикивает:  Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в  одежде что-то синее и дотронуться  до этого цвета. Цвета периодически  меняются, кто не успел - ведущий. 

 Замечание.  Взрослый следит, чтобы дотрагивались  до каждого участника.  
 

Игра  «На что похоже настроение?» 

Цели. Эмоциональное  осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения  говорят, на какое время года, природное  явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко  в спокойном голубом небе. А  твое? «Ведущий обобщает — какое  же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и  т.п. 

Игра  «Рыбаки и рыбки» 

На полу лежит  шнур в форме круга – это  сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. 

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак. 
 
 
 

Колечко (для детей с 4 лет) 

 Дети садятся  в круг. Ведущий прячет в ладонях  колечко. Ребенку предлагается  смотреть внимательно на лица  соседей и постараться угадать,  кто из них получил в свои  ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим. 
 

Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей  с 5 лет) 

 Для выполнения  упражнения необходима запись  с музыкой разных темпов, продолжительность  каждого темпа - одна минута.

1. "Течение  воды". Плавная музыка, текучие,  округлые, мягкие, переходящие одно  в другое движения. 

2. "Переход  через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие  движения, бой барабанов. 

3. "Сломанная  кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие,  незаконченные движения (как "сломанная  кукла"). 

4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. 

5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или  набор звуков, имитирующих шум  воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать  свое тело.

 После окончания  упражнения поговорите с детьми  о том, какие движения им  больше всего понравились, что  легко получалось, а что с трудом. 

Джаз  тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет) 

 Танцующие  встают в круг. Звучит ритмичная  музыка. Ведущий показывает порядок  выполнения движений. Сначала только  движения головой и шеей в  разные стороны, вперед и назад  в разном ритме. Затем двигаются  только плечи, то вместе, то  попеременно, то вперед, то назад,  то вверх, то вниз. Далее движения  рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем  коленями, далее -ступнями. А теперь  надо постепенно прибавлять каждое  отработанное движение по порядку:  голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно. 
 

Походка и настроение (для  детей с 4 лет) 

 Ведущий показывает  движения и просит изобразить  настроение: "Покапаем, как мелкий  и частый дождик, а теперь с  неба падают тяжелые большие  капли. Полетаем, как воробей,  а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка,  попрыгаем, как веселый клоун.  Пройдем, как маленький ребенок,  который учится ходить. Осторожно  подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся  задумчиво, как рассеянный человек.  Побежим навстречу к маме, прыгнем  ей на шею и обнимем ее".  
 

Танец огня (для детей 5 лет) 

 Танцующие  тесно сжимаются в круг, руки  поднимают вверх и постепенно  в такт бодрой музыке опускают  и поднимают руки, изображая язычки  пламени. Костер ритмично покачивается  то в одну, то в другую сторону,  становится то выше (танцуют на  цыпочках), то ниже (приседают и  покачиваются). Дует сильный ветер,  и костер распадается на маленькие  искорки, которые свободно разлетаются,  кружатся, соединяются друг с  другом (берутся за руки) по две,  три, четыре вместе. Искорки светятся  радостью и добром. 

Зеркальный  танец (для детей  с 5 лет) 

 Участники  разбиваются на пары. Звучит любая  музыка. Один из пары - зеркало,  он с наибольшей точностью  старается повторить танцевальные  движения другого. Затем дети  в паре меняются ролями.  
 

Танец морских волн (для  детей с 6 лет) 

 Участники  выстраиваются в одну линию  и разбиваются на первый и  второй. Ведущий - "ветер" - включает  спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки  приседают первые номера, при  опускании руки - вторые. Море может  быть спокойным - рука на уровне  груди. Волны могут быть мелкими,  могут быть большими - когда ведущий  плавно рукой показывает, кому  присесть, кому встать. Еще сложнее,  когда волны перекатываются: по  очереди поднимаются выше и  опускаются ниже.

 Замечание:  красота танца морских волн  во многом зависит от дирижера-ветра. 
 

Этюд "Насос и надувная кукла" (для детей  с 5 лет) 

 Дети разбиваются  на пары Один - надувная кукла,  из которой выпущен воздух, - лежит  на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова  опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на  выдохе произносит: "С-с-с". Кукла  медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно  нажав ей на живот, воздух  постепенно из нее выходит  со звуком: "С-с-с". Она опять  "опадает". Дети в паре меняются  ролями. 
 

Информация о работе Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка