Восточный танец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3 - 4
Глава 1. История зарождения восточного танца …………………..стр.5 - 11
Глава II. Основные стили и виды восточного танца …….………….стр.12 - 27
2.1. Виды классического восточного танца……...........…………… стр.12 - 17
2.2. Стили егопетского фолъклорного танца……………………..….стр. 17 - 27
Заключение…………………………………...…………………………………..28
Список использованных источников……………………………………...……29

Работа состоит из  1 файл

курсовая танцы.doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию 

Саратовский социально-экономический  институт Российского

Экономического университета им. Плеханова

 

Кафедра гостинично-туристического бизнеса и сервиса

 

 

Реферат на тему:

Восточный танец

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса 10 группы, ФЭС                      Халилова Эльвира Эдуардовна

                                                                                                             Проверил: д.э.н., профессор

                                                                             А. Ю. Маркелов 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………стр. 3 - 4

Глава 1. История зарождения восточного танца     …………………..стр.5 - 11

Глава II. Основные стили и виды восточного танца …….………….стр.12 -  27

2.1. Виды классического восточного танца……...........……………  стр.12 - 17

2.2. Стили егопетского фолъклорного танца……………………..….стр. 17 - 27

Заключение…………………………………...…………………………………..28

Список использованных источников……………………………………...……29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. 
 
Танцевальные па (фр. pas — "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются: 
 
·                   ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; 
 
·                    рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений;  
 
·                   техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. 
 
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.1

 

Кроме того, танец  демократичен. Он приглашает тело к  разговору, дает ему возможность  высказаться. Танец помогает расширить  творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться. 
 
В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

В своей работе я хотела бы рассмотреть восточный танец, как он влияет на развитие танцевального искусства, на развитие культуры человечества. Также я хотела бы выяснить каким образом танец живота влияет на жизнь человека, его эмоциональное состояние и психологические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История зарождения восточного танца

        Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы. Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.

Жрицы, танцевавшие в  храмах, иногда служили "священными проститутками", которые через  свой танец обращались к духу Великой  Богини. Вполне возможно, что некоторые  из движений их танца сохранились  в том танце живота, который  исполняют современные танцовщицы. Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (в переводе с египетского диалекта - чужестранцы), которые выступали на улицах и, как правило, не отличались образованностью. Авалим, которые были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) - так называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии. Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Люди, изучающие историю танца живота, считают, что он зародился как ритуал подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой.

Не удивительно, что  женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали  роды. Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.

 Так же  учёные  предполагают, что танец живота  зародился в Средней Азии и  имел там сакральный смысл,  а точнее, был частью церемонии  поклонения женскому материнскому  началу.

Этот ритуал проводился по случаю рождения детей, а сам танец постепенно распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, а так же в Средиземноморье. Несколько упоминаний о движениях брюшным прессом содержится в тибетской Книге мертвых. Они использовались в целях медитации и перехода на новый астральный уровень. В Греции с помощью танца живота исцеляли больных, сопровождая его громкой музыкой и криками. Индийцы внесли в него плавность и мягкость движений, турки обогатили его сложными и необычными ритмами, а цыгане придали ему страстность.

В Европе часто танцем живота называют любой восточный танец, однако, это не правильно. Следует отметить, что на востоке нет одного, как такового, стиля исполнения, но есть множество фольклорных направлений, рожденных традициями тех или иных народностей, живущих в различных областях и странах. Причем каждая из них имеет собственные особенности движений, музыку, национальные костюмы и так далее. Например, только в Марокко насчитывается около 200 разновидностей фольклорных танцев.

Среди всего многообразия стилей и направлений все же можно выделить два основных: Гайвазе и Бэлади. Родиной первого из них официально является верхний Египет - там он получил наибольшее распространение. Его техника была принесена в 10-м веке цыганами, предположительно из Индии. Это племя носило название Гайвази, поэтому и стиль танца именуют так же. Благодаря своему кочевому образу жизни, цыгане впитывали местные традиции и обычаи других народов, особенности их народных костюмов и танцевальных движений и, как бы ассимилируя все это, разносили по странам Востока уже в новом качестве. В 18-м веке европейские путешественники оценили уникальность стиля Гайвазэ и принесли новость о нем на родину.

Однако в Европе получило распространение другое направление  танца под названием Бэлади. В  переводе с арабского это слово означает «родина» или «родной город», что отражает широкую популярность стиля среди народов Египта. Издревле это был женский танец, исполнявшийся только для женщин. Основными характеристиками данного направления являются разнообразные фигуры руками, не имеющие четкой связи и системы с покачиванием бердами. В целом танец производил яркое, но тяжеловесное впечатление.

Постепенно в Каир приезжало огромное количество иностранцев, преимущественно с целью торговли, некоторые из них оставались здесь. Результатом этого явились видоизменения танцевального стиля Бэлади, возможно даже его слияние с Гавэйзи, в конечном итоге родилось новое направление Ракс Шарки, в переводе означающее "женский сольный танец". Таким образом, восточный танцевальный стиль стал предусматривать выступление одной танцовщицы, а не целой группы, как это было принято в фольклорном направлении.

Первое западное шоу  с участием восточных артисток было показано в Париже в 1889 году, а в 1893 его устроили в Чикаго. Танец окрестили  французской фразой "Danse du Ventre.", что переводится, как «танец живота». В качестве рекламы для шоу, это название имело потрясающий успех, но привело к непониманию и искажению смысла выступления. Морально неподготовленная публика посчитала прекрасный танец безнравственным. Что говорить, если даже в современном мире у многих он ассоциируется со сценическим стриптизом.

В 40-х и 50-х годах  ХХ века огромную популярность на Западе танец живота получил благодаря  Голливуду, вернее, киноисскуству. Американские режиссеры изображали Восток так, как он им представлялся, ярким и блестящим, стирая границы между подлинным восточным стилем и фарсом. Так же использование таких аксессуаров, как змеи и мечи, не имеет никаких египетских или индийских корней.

Сейчас изучение танца живота привлекает женщин всего мира. Для них он представляет чем-то экзотическим, женственным и волнующим. Но следует отметить, что движения восточных направлений не только привлекательны и красивы, но и очень полезны.

Специалисты по хореографии  называют танец живота своеобразной йогой для женщин, так как в нем присутствуют некоторые движения, которые без контроля дыхания выполнить практически невозможно. Кроме того, он способствует сжиганию калорий, развивает гибкость и подвижность суставов, улучшает кровообращение. Так же элементы тряски предотвращают развитие целлюлита и осуществляют массаж позвоночника и внутренних органов.

Профессиональные танцовщицы очень ценятся на Востоке: как  на Западе восхищаются балеринами, так же преклоняются перед искусным исполнением танца живота в Сирии, Ливане и других странах. Признание это направления не получило лишь у исламских народов. Следуя их религии, оголять живот считается чуть ли не преступлением и карается суровым наказанием со стороны мужа или родственников.

Вернемся снова к истории, а именно: о зарождении танца живота в Египте. В танцах египтяне возносили молитвы божествам, поклонялись святыням; была огромная связь с астрологией и астрономией. Именно из Египетских храмов Пифагор привез в Грецию так называемый "астральный танец". В танцах был культ любовных похождений Озириса и Изиды. В Египте существовала Школа Аммона, где обучались танцовщицы. Их считали "наложницами божеств". Здесь обучали артистизму, мимике, колебательным движениям корпуса (пластике), ловкости, гибкости, грации. В древние времена у фараонов было большое количество наложниц певуний и танцовщиц, услаждающих слух и зрение фараонов и их приближенных. О чем же рассказывали танцовщицы? Замыслы отражали суть происходящего в себе, во вселенной и взаимодействие их между собой. Работа в танце проводилась невелика. Зазубривания не существовало. Старались брать состояние и выражать только через него. Записей танцев не сущесвовало и они не заучивались, а запоминались лишь основные пункты и моменты направления. 
Танцевать голыми разрешалось, ограничений в этом плане не было. Строгих канонов по поводу одежды не существовало. Но должно было быть все разумно. Отсюда должен был быть смысл. Мужских и женских танцев не существовало. Танцевать мог любой, число бралось разумное. Оно могло быть из 100 человек. Не имело значения: парные, непарные танцы - должен быть смысл. Цвета тоже несли свой смысл. Цвета брались любые, но не признавалась лишь грубость. Истинность танцев была утрачена через нашествие греков, турок, персов, арабов. Да и не только танцев, была утрачена красота искусства вообще и его величие. 
В истинных танцах были лишь направления, а названий не было: по гунам. Через танцы брали знания о Вселенной. Их несли танцовщицы, которые становились жрицами. 
Дошедшие до нас памятники искусства и литературы показывают, что танец в Египте имел немаловажное значение. В домашнем кругу, в общественном месте, в храме - всюду встречается танец. Он господствовал в Египте, как выражение экстаза, радости. У всех народов танец является выражением внутренних чувств. Посредством различных поз, скачков, пластики движений выражались радость, горе, любовь, злость и т.д. 
 
Танец - это поэзия движений, согласованных с состоянием человека и подчиненных музыкальному ритму. Танцы исполнялись на пирах и призывали к радостям жизни. На пирах у богатых египтян показывали гроб и советовали пирующим пользоваться наслаждениями жизни. Танцы были: светские, священные, военные, подавались, как гимнастика и борьба. Были храмовые, ритуальные танцы. При храме Аммона была своя школа танцев, выпускали жриц-танцовщиц. 
 
Одежда танцовщиц была: короткий передник или пояс на талии, или прозрачное платье. Руки и ноги в браслетах, грудь в ожерелье, на голове лента или цветок лотос.

Несмотря на то, что изображения восточного танца встречаются еще на фресках древних Египта, Греции и Рима, письменные свидетельства о нем появились лишь в конце 17 века. Именно в это время западные путешественники начали совершать путешествия на Средний Восток, документируя танцы этого региона. 
 
Считается, что основными движущими силами в эволюции восточного танца до современного уровня были два стиля: Ghawazee и Baladi. Гавази называли женщин - профессиональных танцовщиц из Верхнего Египта, которые, как полагают, ведут свою родословную из Индии. В одной из статей, появившихся в Каире в 1999 году, было написано: "Несмотря на то, что египтяне утверждают будто восточный танец зародился во времена фараонов, на самом деле он был завезен сюда индийскими цыганами в 10 веке н.э, а уж затем распространился по всему миру". Гавази (или, как их называли на западе "цыгане") были путешественниками. Во время своих странствий они заимствовали местные традиции, включая и танцевальные. В результате, к тому времени когда гавази обосновались в Египте, их танец был существенно обогащен элементами танцев Турции, Северной Африки, Персии и других средневосточных стран. Западные путешественники были очарованы танцами Египта и много рассказывали о них в Европе. 
 
Балади означает "родина" или "родной город". Raks Baladi исполняли во многих деревнях Египта. Первоначально танцы исполнялись в домашней обстановке и только женщинами с целью развлечь друг дружку. Движения танцовщицы концентрировались, в основном, на бедрах. Руки держали свободно, а локти неподвижно. Танец исполняли босиком.

 
До 19-го столетия, восточный танец  исполнялся, как правило, в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы и другие подобные события не обходились без  этого танца. Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец. 
Начиная с середины 1800 годов стали популярны торговые ярмарки. Танцовщицы Среднего востока начали выступать в Европе. Первое шоу восточных танцев прошло в Париже в 1889 году. Выражение "Danse Du Ventre" (что означает «танец желудка» или «танец живота») было придумано в 1893 году Солом Блумом (Sol Bloom), импрессарио Midway Plaisance и выставки “Улица в Каире” (Street in Cairo) на Колумбийской торговой ярмарке и Всемирной ярмарке в Чикаго. Он сделал это осознанно, чтобы возбудить извращенное воображение викторианцев того времени, готовых заплатить любую цену за то, чтобы увидеть что-то “непристойное” в их понимании, а потом они могли пойти домой и притворяться шокированными. 
 
Расчеты мистера Блума были верны, и он заработал достаточно средств для финансирования своих будущих выборов в Конгресс, которые он впоследствии и выиграл. В итоге, название приклеилось, содействуя, таким образом, данному истолкованию. 
В 1880-х годах, европейцы начали проникаться очарованием Востока. Такие писатели, как Гюстав Флобер и такие художники, как Жан-Леон Жером путешествовали на Средний Восток и в Северную Африку за вдохновением. Туристы посещали этот регион, чтобы поглазеть на экзотические ландшафты и людей. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали несколько стран региона. 
Среди европейских охотников до экзотики быстро распространился слух о том, что восточный танец - это зрелище, которое нельзя пропустить. Восхищались ли туристы этим танцем или презирали его, но нечто настолько отличающееся от родной европейской культуры не могло не обладать завораживающей притягательной силой для них. И если раньше восточные женщины танцевали только для семейных праздников, с этих пор они нашли в иностранцах новую публику для себя и новый рынок для показа своих талантов. 
С 19-го века и в первые десятилетия 20-го века, профессиональные танцовщицы в Египте делятся на Ghawazee и Awalim. (Хотя большинство Египетских женщин умеют танцевать, мало кто становится профессиональными танцовщицами из-за общественного неприятия такого рода профессии). Ghawazee были цыганами, обычно выступали на улицах или во дворах, часто их аудиторией были люди низшего класса. Awalim были более уважаемы, чем Ghawazee. Они могли не только танцевать, но также пели, играли на музыкальных инструментах и читали стихи, их часто приглашали в дома богачей. Вплоть до 30-х гг. 20-го века, танцовщицы чаще всего выступали в домах или в кафе. Затем, в Каире, ливанская девушка по имени Badia Mansabny открыла ночной клуб Casino badia, который был оформлен в стиле Европейских кабаре. Разнообразная программа отличалась восточным представлением в форме танцев, пения, игры музыкантов и комиков, включала также различные европейские номера, и даже предлагался концерт для семей в дневное время. Официально исполнявшийся на довольно небольших площадках, Raks Sharki пришлось приспосабливаться к большим сценам. Хореографы европейских танцев, работая для Badia Mansabny, помогали обучать Восточных танцовщиц, добавляя элементы из других танцевальных школ, в особенности из балета. Это было как раз в то время, когда костюм, состоящий из двух частей, соединенных между собой, который мы неотделимо ассоциируем с Восточными танцами, вошел в моду. 
В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% были неегиптянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi, под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии (змеевидные руки), Индии (движения головы), других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с Ghawazee превратился в новый танец, известный как Raks Sharqi. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря "Raks Sharqi", подразумевают "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер теперь ассоциируется с Baladi, и центр движений смещается наверх, на торс.

Информация о работе Восточный танец