Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа
ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества.
Введение…………………………………………………………………стр. 3 - 4
Глава 1. История зарождения восточного танца …………………..стр.5 - 11
Глава II. Основные стили и виды восточного танца …….………….стр.12 - 27
2.1. Виды классического восточного танца……...........…………… стр.12 - 17
2.2. Стили егопетского фолъклорного танца……………………..….стр. 17 - 27
Заключение…………………………………...…………………………………..28
Список использованных источников……………………………………...……29
2.1. Стили классического восточного танца
Классический арабский танец является наиболее часто встречающимся стилем восточного танца ввиду его особой популярности. Этот танец принимается и исполняется во всех странах, которые каким-либо образом связаны с восточной культурой.
Египетская классика
Классический арабский танец является неотъемлемым элементом культуры стран Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. В целом, название этого стиля танца говорит само за себя - это "классика жанра". Однако, на сегодняшний день при употреблении этого термина закладывается два весьма различающихся смысла.
Изначально "настоящий" классический арабский танец или просто классика представлял собой грамотное исполнение классических танцевальных элементов в классическом костюме под классическую музыку. В связи с быстрым распространением восточного танца по всему миру появился и другой смысл, закладываемый в танец-классику. В широком смысле классическим арабским танцем принято называть его эстрадный вариант, который отличается в основном музыкальной и сценической составляющей.
Эти понятия классического арабского танца однозначно понимаются в странах Ближнего и Среднего Востока, носители же других культур их периодически путают.
Так, часто классическим танцем называют любое исполнение арабского танца, которое исполняется в классическом варианте костюма и не является фольклором, шоу-номером или еще каким-то другим конкретным ответвлением "семейства" восточных танцев. При этом, на танцевальную и музыкальную составляющие не обращается никакого внимания.
На мой взгляд, это достаточно грубое определение, но оно имеет место быть, и не сказать об этом было бы не совсем честно по отношению к читателям сайта.
И если с понятием классического костюма и относительно конкретного танц-стиля исполнения классики все довольно понятно (мы рассмотрим это чуть позже), то вот на музыке стоит остановиться более подробно. Несмотря на то, что со временем менялись и манера исполнения, и отношение к танцу, и уж тем более костюмы и музыка, основные движения и ритмы в классическом танце остались неизменными до наших дней.
"Настоящий" классический арабский танец исполняется исключительно под египетскую классическую музыку, которая представляет собой классические египетские ритмы с инструментальным и вокальным сопровождением. Такие произведения обычно очень длинные (10-15 минут) и состоят из нескольких самостоятельных частей, среди которых обычно можно встретить инструментальную, вокальную и барабанную составляющие. Классика может показаться скучной и заунывной, но это лишь потому, что мы не привыкли к такому роду музыке, а вот носители египетской культуры слушают такие композициии с большим наслаждением. Итак, под такого рода музыку и исполняется истинно классический арабский танец.
Современный арабский танец
В связи с бурным развитием восточных танцев по всему миру, в том числе и на Востоке, появился эстрадный вариант исполнения классики Cabaret Belly Dance, который является более современным "ресторанным" вариантом классики. Изначально он отличался от классического танца только музыкой, после же произошли изменения и в сценическом образе танцовщицы - костюмы стали более открытые, образ более ярким. Именно этот современный стиль классического арабского танца как раз и носит название классики в широком смысле. Сегодня Cabaret Belly Dance предполагает использование современной египетской эстрады, и красочных, более открытых, даже экстравагантных костюмов. Кроме того, танцовщицы применяют всевозможные артистические приемы, что бы произвести впечатление на зрителей, так как важнейшей составляющей танца является развлечение публики, так называемые entertainment и wow факторы. Другими словами, это должно быть своеобразное шоу. Следует заметить, что Classical Dance Orientale и Cabaret Belly Dance лежат в основе многих других образовавшихся направлений и стилей восточных танцев.
Описание классического арабского танца.
В танце используются базовые движения, являющиеся основой классики. В основном, это изолированные движения разных частей тела: головы, плечей, рук, груди, бедер и живота. Основные танцевальные элементы представляют собой различные комбинации с использованием кругов, волн, ударов, трясок и других наиболее популярных движений, обязательно совмещенных с проходками и наложением пластики.
В целом, любой танец предполагает "музыку в движении", что особенно сильно выражено в восточных танцах. По сути, главной "задачей" танцовщицы, выступающей перед публикой, является выражение музыкального ритма и настроения музыки посредством танцевальных элементов, характерных для арабского танца.
При исполнении этого стиля у танцовщицы должны быть отработаны до малейших деталей движения всех частей тела. Крайне важным является правильная расстановка всех музыкальных акцентов.
В арабском танце важен язык жестов. С их помощью танцовщица может донести до зрителя настроение танца, музыки, передать сокровенный смысл, который она закладывает в этот танец и чем хочет поделиться с другими участниками этого действа.
Особое значение в танце уделяется глазам, которые, как известно, являются зеркалом души. Через глаза женщины можно увидеть ее внутренний мир, почувствовать сексуальный потенциал. Глаза могут выражать самые различные эмоции (страсть, нежность, ласку, симпатию, любовь, благодарность), что являются важнейшим элементом при исполнении классики.
Все это носит название "арабизм" и является чуть ли не наиважнейшей составляющей классического арабского танца. Умение выражать "арабизм" часто может быть залогом успеха для танцовщицы.
Сценический костюм для исполнения классического арабского тайна.
Современный костюм для исполнения классического арабского танца представляет собой довольно открытый лиф, пояс на бедра и длинную юбку. Лиф и пояс расшиты бисером, пайетками и стразами, и выглядят очень богато. Юбка может быть разных фасонов и с различным количеством разрезов (солнце-клеш (0,5, 1 или 1,5 солнца), юбка-рыбка (гаде), лепестковая, прямая). Возможен вариант использования вместо юбки штанов-шароваров.
Также можно встретить вариант исполнения классики в длинном платье, которое имеет довольно глубокий вырез на груди (под платьем может выглядывать часть расшитого лифа), и богато расшито бисером, бахромой и стразами, в
В связи с бурным развитием восточных танцев по всему миру, в том числе и на Востоке, появился эстрадный вариант исполнения классики Cabaret Belly Dance, который является более современным "ресторанным" вариантом классики. Изначально он отличался от классического танца только музыкой, после же произошли изменения и в сценическом образе танцовщицы - костюмы стали более открытые, образ более ярким. Именно этот современный стиль классического арабского танца как раз и носит название классики в широком смысле. Сегодня Cabaret Belly Dance предполагает использование современной египетской эстрады, и красочных, более открытых, даже экстравагантных костюмов. Кроме того, танцовщицы применяют всевозможные артистические приемы, что бы произвести впечатление на зрителей, так как важнейшей составляющей танца является развлечение публики, так называемые entertainment и wow факторы. Другими словами, это должно быть своеобразное шоу. Следует заметить, что Classical Dance Orientale и Cabaret Belly Dance лежат в основе многих других образовавшихся направлений и стилей восточных танцев.
Соло табла
Табла (египетский барабан), пожалуй, самый популярный и известный арабский инструмент, без которого вообще невозможно представить себе Восток. Звучание этого инструмента можно услышать повсюду (на улице, на базаре, в кафе), этот инструмент - сердце восточной музыки и танцев.
Танец Соло табла представляет собой исполнение классического арабского танца под довольно быструю музыку с ярко-выраженными барабанами, отсюда и название этого стиля, которое переводится как "сольный танец под барабаны".
На Востоке очень часто можно увидеть исполнение этого танца под живые барабаны, что является классикой для этого танцевального стиля. В этом случае в музыке присутствуют только ударные инструмены, в основном
барабаны. Однако при отсутствии возможности танцевать под живые барабаны Соло табла исполняют под готовые (записанные) музыкальные композиции, и в этом случае игру восточных ритмов на барабанах может сопровождать и инструментальный фон. В таких композициях можно услышать разнообразные арабские ритмы на разное количество тактов, они играются то медленнее, то быстрее, с расставлением ударных акцентов.
Танец Соло табла всегда выглядит очень зажигательно, и зачастую является составной или заключительной частью целого танца. В нем присутствует множество трясок и ударов, работе бедер, груди и живота отводится практически главенствующяя роль. Танцовщица очень четко реагирует на все ударные акценты в танце и обыгрывает рисунок ритма всем своим телом.
Арабский танец с платком
Танец с платком - один из самых загадочных и театрализованных танцев.
Описание
Платок на Ближнем Востоке - это предмет одежды, обусловленный нормами благопристойности, с его помощью женщины скрывают себя от посторонних глаз. Платок не использовался в танцах вплоть до XX века, когда египетская танцовщица Самия Гамаль впервые появилась на сцене с большим отрезком ткани.
Существует множество версий происхождения этого танцевального стиля, который зародился с момента начала использования в арабском танце платка как аксессуара. Одна из них гласит, что идея танца с платком вообще пришла из России.
В 1940-х годах правитель Египта Фарух пригласил русскую балерину учить своих дочерей искусству балета. Проживая там, она обучила известную египетскую танцовщицу по имени Самия Гамаль красивому выходу с платком и некоторым движениям с его использованием. В результате платок настолько прижился в Египте, что исполнение арабского танца с платком стало настоящей классикой.
Другая история ищет истоки появления платка в арабском танце в Америке. Благодаря фантазиям голливудских режиссеров среди танцовщиц стало популярным использовать платок для медленных танцев: с его помощью они создавали причудливые формы и образы. Еще одна версия заключается в том, что эту технику исполнения привезли в 1960-х годах турецкие танцовщицы.
Платок в танце - совершенно удивительный аксессуар. С одной стороны, это фон, который позволяет подчеркнуть красоту тела и обрамить движения в танце. С другой стороны, платок создает некую загадочность, он может скрывать лицо, части тела или великолепие костюма, причем скрывать для того, что бы потом открыть, предлагая таким образом зрителю подключить воображение и фантазию, что усиливает восприятие самого танца. Действительно, у большинства людей платки ассоциируются с Ближним Востоком. Воображение рисует образ женщины в платке, кружащиеся шелка, вспоминается Саломея с ее танцем семи вуалей.
Существует большое разнообразие терминов, употребляемых для этого стиля танца, а точнее для аксессуара, который в нем используется: платок, вуаль, шаль, шарф, вейл и другие, отсюда и столько разных названий: танец с платком, танец с вуалью, танец с шарфом.
Сегодня в Египте и других странах Ближнего Востока популярен современный вариант исполнения танца с платком, который представляет собой только выход и непродолжительное выступление в течение первых нескольких минут, после чего танцовщица избавляется от платка и продолжает танецевать основную часть номера без него. Можно встретить и более традиционное исполнение, где можно наблюдать мастерство использования вуали на протяжение всего танца. Платок может использоваться как для энергичного или плавного выхода на сцену, так и для медленных танцев. Важно заметить, что исполнение арабского танца с платком требует длительной подготовки и большого актерского мастерства.
Арабский танец с таблой
Танец с сагатами - очень необычный танец с постоянным живым аккомпанементом.
Описание
Сагаты (цимбалы) - это маленькие металлические литавры, которые надевают на большой и средний палец каждой руки. Их звук танцовщица использует как музыкальное сопровождение к своему танцу - сагатами отбивается ритм музыки, под которую танцуют. Цимбалы - мощный инструмент сохранения и ощущения ритма: с их помощью танцовщица демонстрирует умение слышать и чувствовать ритм. Более опытные танцовщицы могут также с помощью сагатов управлять ритмом - задавать свой. Однако, игра на цимбалах требует длительной подготовки и терпения, а также знаний в области техники исполнения музыкальных ритмов.
2.2. Стили егопетского фолъклорного танца
Многообразие фольклорных стилей арабского танца обусловлено наличием большого количества регионов в Египте и других странах Востока, где в каждой местности народные танцы танцуют в своём национальном костюме, зачастую с характерными для этого региона предметами и движениями. И несмотря на то, что в целом многие па из разных танцевальных стилей фольклорного танца похожи друг на друга, каждый из них абсолютно узнаваем и имеет отличительные черты в виде костюма, техники исполнения, характере и культуре танца, а также музыкального сопровождения и непосредственно ритма.
Саиди
Саиди — живой, яркий, веселый и очень энергичный танец.
Саиди является фольклорным стилем танца, который пришел из региона под названием Эль Сайд (El Saaid) или Верхний Египет. Считается, что среди множества народностей Египта самым зажигательным и опасным темпераментом обладает именно народ региона Саиди (Saidi). Танец в стиле Саиди часто исполняют с одной или двумя тростями, сделанными из бамбука. Отсюда и другое название танца "Raqs al Assaya", что по-арабски означает "трость".