Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 05:05, курсовая работа
Аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право оказывать экономическому субъекту услуги и выполнять специальные задания по контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Этот вид услуг совместим с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Введение 3
Понятие налоговый аудит 4
Методика проведения аудита 9
Расчеты по налогам и сборам 11
Налоговый аудит как процесс 14
Порядок проведения налогового аудита в части налога на доходы физических лиц 17
Налоговое планирование 20
Внутрифирменный стандарт налогового аудита 22
Заключение 34
Список литературы 35
Аудит по налогам и сборам организации
Содержание
Введение
Понятие налоговый аудит
Методика проведения аудита
Расчеты по налогам и сборам
Налоговый аудит как процесс
Порядок проведения налогового аудита в части налога на доходы физических лиц
Налоговое планирование
Внутрифирменный стандарт налогового аудита
Заключение
Список литературы
В настоящее время российские организации испытывают острую необходимость в качественной постановке, ведении, а также контроле налогового учета.
В соответствии с законодательством для определенных категорий хозяйствующих субъектов общий аудит обязателен. Он предполагает независимую проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. При проведении общего аудита проверке подлежат все участки бухгалтерского учета организации, хотя аудит в любом случае проводится выборочно. В рамках обязательной либо инициативной проверки осуществляется аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право оказывать экономическому субъекту услуги и выполнять специальные задания по контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Этот вид услуг совместим с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
В настоящее время отсутствует единый подход к трактовке дефиниции "налоговый аудит". Так, некоторые специалисты под налоговым аудитом понимают вид аудиторских услуг по независимой проверке экономической деятельности и учетной системы экономического субъекта, имеющий целью подтверждение соответствия действий либо намерений клиента требованиям налогового законодательства [4, стр. 32].
Согласно методике аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами" (утвержденной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., протокол № 1, далее - Методика налогового аудита) налоговый аудит - выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим объектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
Некоторые авторы в налоговом аудите выделяют комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит. Комплексный налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.
Тематический налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период [6, стр. 11]. Финансовая электронная библиотека определяет налоговый аудит как специальное аудиторское задание по выражению мнения о соответствии порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды нормам, установленным законодательством, а также оказанию других сопутствующих услуг по налоговым вопросам.
Методику проведения налогового аудита по различным видам налогов целесообразно закрепить во внутрифирменных стандартах аудиторской организации. В рамках внутрифирменных стандартов могут быть раскрыты конкретные методики (например, методика аудита учетной политики, методика проведения аудита по расчету с бюджетом, методика аудита по НДС, методика аудита по налогу на прибыль организаций, методика аудита по налогу на доходы физических лиц и др.).
В приложениях к внутрифирменному стандарту необходимо разместить основные рабочие документы, рекомендуемые для использования в ходе налогового аудита. Поскольку начисление различных видов налогов имеет свой алгоритм, на каждый вид налога следует иметь комплекс рабочих документов, сформированных в табличной форме, включающих учетные записи и показатели, увеличивающие или уменьшающие налоговую базу отдельно по каждому виду налога, ставки налогов, арифметические расчеты налогов и пр.
Основной целью налогового аудита является получение необходимых аудиторских доказательств и формирование мнения относительно полноты и достоверности информации о расчетах с бюджетом по уплачиваемым организацией налогам и сборам, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности и пояснениях к ней.
Однако в рамках налогового аудита могут быть поставлены и гораздо более узкие цели, например подтверждение аудитором правомерности и правильности отражения в налоговом и бухгалтерском учете налоговых вычетов по НДС, правильности формирования налоговой базы по конкретному налогу и т.д. Таким образом, для качественного проведения налогового аудита необходима четкая постановка цели и задач аудита, которые необходимо закрепить в договоре на оказание аудиторских услуг.
В ходе налогового аудита аудитор должен решить две группы задач. Первая связана с организацией процесса налогового аудита, вторая касается методики его осуществления.
Укрупненные направления налогового аудита охватывают определение:
основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;
основ взаимоотношений (общения) аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;
ответственности сторон при проведении налогового аудита;
порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.
Методика аудита расчетов по налогам и сборам зависит от налогоплательщиков, определенных в НК РФ, и установленных основных элементов налогообложения, указанных в ст. 17 НК РФ (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога). Налогоплательщики и элементы налогообложения по конкретному налогу и сбору установлены в соответствующих главах НК РФ и существенно различаются.
Например, перечень плательщиков НДС приведен в главе 21 НК РФ. Это организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Плательщики налога на доходы физических лиц определены в главе 23 НК РФ. К ним относятся физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговый аудит включает аудит учетной политики в целях налогообложения и аудит методики постановки налогового учета. Кроме того, в рамках налогового аудита осуществляется проверка:
правильности определения объекта налогообложения;
правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
правильности исчисления налога;
своевременности уплаты налога;
правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.
В качестве источников информации при проведении налогового аудита используются:
приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
налоговые декларации;
данные бухгалтерской отчетности.
В процессе проведения аудита аудитор формирует специальный аудиторский файл, в частности, содержащий следующие рабочие документы:
план проведения аудита и изменения к нему;
программа проведения аудита и изменения к ней;
ценка аудиторского риска;
ценка уровня существенности;
сведения об исполнителях, характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
описание методов проверок, объемов и параметров выборки.
Следует отметить, что налоговый аудит как отдельный вид аудита в законодательстве не выделяется, а относится к сопутствующим аудиту услугам и, следовательно, не является обязательным. Он может быть частью независимой, обязательной либо инициативной аудиторской проверки, а может выступать и как отдельно оказываемая сопутствующая аудиту услуга.
При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторами выборочным способом проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Однако данная проверка не может охватить весь объем информации, влияющей на налоговые обязательства организации, и не может служить единственным основанием для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Поэтому многие организации, для которых общий аудит является обязательным, при заключении договора с аудиторскими фирмами отдельно указывают объем работ по налоговому аудиту.
Особенно актуально это для крупных организаций с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений, которые в целях максимального снижения налоговых рисков нуждаются в проведении полноценного налогового аудита. Поэтому налоговый аудит, по нашему мнению, может быть как частью общего аудита, так и самостоятельным направлением аудита.
Перед проведением налогового аудита аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, создать команду соответствующих специалистов. Затем следует процесс оформления договора на выполнение задания по проведению налогового аудита.
Договор оформляется согласно ГК РФ и федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 12 "Согласование условий проведения аудита" (утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 № 532). В договоре следует четко сформулировать вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации.
И в итоге, можно отметить, что налоговый аудит - это независимая экспертная проверка состояния систем налогового и бухгалтерского учета, расчетов организации по налогам и сборам, а также разработка комплекса мер по защите предприятия от привлечения к налоговой ответственности, комплексная независимая проверка учета, отражения в отчетности и уплаты налогов, оценка налоговых рисков предприятия.
Цель: предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.
Результат: оценка налоговых рисков предприятия и сведение их к минимуму. По итогам налогового аудита заказчик получает профессиональные рекомендации по исправлению обнаруженных ошибок.
35
1. Методика проведения аудиторской проверки — используемые аудитором (аудиторской организацией) в процессе проведения аудиторской проверки определенные процедуры (их совокупность), которые разрабатываются им самим. Данные методики являются его коммерческой тайной.
2. Выделяют следующие основные подходы к созданию методик аудиторской проверки:
бухгалтерский подход - разработка методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета (например, аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда и т. д.). В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета;
юридический подход — разработка методик проверки различных видов экономических работ с юридической точки зрения (например, экспертиза договоров, заключенных экономическим" субъектом). В правилах (стандартах) аудиторской деятельности эти методики называют методиками проверки средств системы контроля;
специальный подход - разработка методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (организационно-правовой формой", структурой управления и т. п.);
отраслевой подход — разработка методик аудиторской: проверки экономических субъектов в зависимости от их вида деятельности и отраслевой принадлежности (например, методики банковых, страховых организаций и т. гг.).
Каждый аудитор (аудиторская организация) самостоятельно выбирает последовательность своей работы.