Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 05:05, курсовая работа
Аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право оказывать экономическому субъекту услуги и выполнять специальные задания по контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Этот вид услуг совместим с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Введение 3
Понятие налоговый аудит 4
Методика проведения аудита 9
Расчеты по налогам и сборам 11
Налоговый аудит как процесс 14
Порядок проведения налогового аудита в части налога на доходы физических лиц 17
Налоговое планирование 20
Внутрифирменный стандарт налогового аудита 22
Заключение 34
Список литературы 35
3. Аудиторская проверка - это не хаотичный процесс поэтому она должна проходить такие этапы как:
планирование аудиторской проверки;
знакомство с системой учета;
оценка и проверка системы внутреннего контроля;
ограниченная проверка операций по существу;
обобщение и анализ результатов проверки;
заключение аудитора (аудиторской организации).
Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога и т.д.).
По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов.
По кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" отражаются суммы налогов, причитающихся организацией к уплате в бюджет. Дебетоваться при этом может множество счетов в зависимости от видов уплачиваемых налогов и сборов: организации, являющиеся по законодательству налогоплательщиками, дебетуют счета:
1. по учету внеоборотных и оборотных активов (01, 04, 10, 41 и др.), когда в соответствии с законодательством суммы налогов включаются в себестоимость активов или через промежуточные счета (08 "Вложения во внеоборотные активы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или непосредственно на дебет счетов по учету активов. К налогам такого рода относится НДС при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом, таможенная пошлина и таможенные сборы при импорте ценностей и др.;
2. по учету затрат - налог на владельцев автотранспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог и др.;
3. 90 "Продажи" - уплачиваемый продавцами ценностей НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., для которых эта продажа является предметом деятельности;
4. 91.2 "Прочие расходы" - налог на имущество, налог на рекламу, НДС при продаже ценностей, когда она не является предметом деятельности организации и др.
5. 99 "Прибыли и убытки" - налог на прибыль, налоговые санкции (штрафы, пени) в пользу бюджета и внебюджетные фонды.
Организации, являющиеся налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц при удержании этого налога дебетуют счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 75.2 "Расчеты по выплате доходов" и др.
Сальдо счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" обычно кредитовое и показывает задолженность организации перед бюджетом. Однако в ряде случаев оно может быть и дебетовое (при переплате того или иного налога, не возмещенный НДС организациям-экспортерам и т.п.).
В пояснениях к счету 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" сказано, что аналитический учет по этому счету ведется "по видам налогов", однако бухгалтер должен иметь в виду, что речь идет не только о "видах налогов", но и естественно о видах сборов.
Таблица 2 Корреспонденция
По дебету | По кредиту | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Налоговый аудит как процесс включает три основных этапа.
Этап 1. Предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:
проводится общий анализ элементов системы налогообложения;
определяются основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
проверяется правильность методики исчисления налоговых платежей;
проводятся правовая и налоговая экспертизы существующей системы хозяйственных отношений;
анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
выполняется предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. На данном этапе:
проверяется представленная экономическим субъектом налоговая отчетность;
оценивается правомерность использования налоговых льгот;
проводится экспертиза бухгалтерскою и налогового учета за весь подлежащий проверке период, в том числе анализируются первичные документы и разъяснения руководства о показателях и методиках при налоговых расчетах;
исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации; при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.
Этап 3. Оформление и представление результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:
формулируются результаты проведенного аудита;
составляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, которое должно содержать мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правомерности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
Налоговый аудит по сути - это экспертиза налоговых обязательств клиента, проводимая профессиональными налоговыми консультантами с целью выявления налоговых рисков и переплат налогов за проверяемый год. Методически налоговый аудит схож с проверкой налоговых органов. Однако цели налогового аудита и налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, различаются.
Так, целью проведения налоговой проверки налоговыми органами является повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, выявление и пресечение налоговых правонарушений, а цель проведения налогового аудита - снизить вероятность привлечения к ответственности организации.
Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности у экономического субъекта, но он не вправе заставить своего заказчика принимать те или иные решения. Решение о том, следовать ли рекомендациям аудитора, остается за руководителем проверяемого хозяйствующего субъекта.
После проведения налогового аудита хозяйствующий субъект может воспользоваться, в частности:
предложениями по улучшению существующей системы налогообложения;
оптимальными механизмами начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта, рекомендациями о правильном использовании налоговых льгот;
предложениями по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов, по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
возможностью использовать результаты аудита для получения разъяснений налоговых органов по актам проверок, проведенных ими в отношении проверяемого экономического субъекта.
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта при обнаружении нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.
Аудит НДФЛ проводится с целью выражения мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства.
При проведении аудита НДФЛ необходимо:
1. проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;
2. провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства:
- определить правильность определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц;
- провести оценку неправомерно исключенных выплат;
3. провести оценку отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
4. провести оценку полноты и своевременности уплаты в бюджет налога.
Процедура проведения проверки правильности исчисления НДФЛ включает в себя анализ следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма N 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
- главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;
- ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;
- регистров бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
- налоговых деклараций;
- реестров по НДФЛ;
- ведомостей по начислению заработной платы;
- трудовых договоров;
- штатного расписания;
- кадровых приказов;
- приказов по отдельным видам начислений и удержаний;
- коллективного договора или положения о премировании;
- налоговых карточек;
- других документов, подтверждающих применение организацией налоговых льгот.
Аудит правильности исчисления рассматриваемого налога проводится в 3 этапа:
o Ознакомительный.
На данном этапе рассматриваются такие факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
На данном этапе проводится:
- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
- оценка аудиторских рисков;
- расчет уровня существенности;
- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
- анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
- анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.