Аудит по налогам и сборам организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 05:05, курсовая работа

Описание

Аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право оказывать экономическому субъекту услуги и выполнять специальные задания по контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. Этот вид услуг совместим с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Содержание

Введение 3
Понятие налоговый аудит 4
Методика проведения аудита 9
Расчеты по налогам и сборам 11
Налоговый аудит как процесс 14
Порядок проведения налогового аудита в части налога на доходы физических лиц 17
Налоговое планирование 20
Внутрифирменный стандарт налогового аудита 22
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Аудит по налогам и сборам организации.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

3. Аудиторская проверка - это не хаотичный процесс поэтому она должна проходить такие этапы как:

планирование аудиторской проверки;

знакомство с системой учета;

оценка и проверка системы внутреннего контроля;

ограниченная проверка операций по существу;

обобщение и анализ результатов проверки;

заключение аудитора (аудиторской организации).


Расчеты по налогам и сборам

 

Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.

Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога и т.д.).

По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов.

По кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" отражаются суммы налогов, причитающихся организацией к уплате в бюджет. Дебетоваться при этом может множество счетов в зависимости от видов уплачиваемых налогов и сборов: организации, являющиеся по законодательству налогоплательщиками, дебетуют счета:

1.       по учету внеоборотных и оборотных активов (01, 04, 10, 41 и др.), когда в соответствии с законодательством суммы налогов включаются в себестоимость активов или через промежуточные счета (08 "Вложения во внеоборотные активы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или непосредственно на дебет счетов по учету активов. К налогам такого рода относится НДС при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом, таможенная пошлина и таможенные сборы при импорте ценностей и др.;

2.       по учету затрат - налог на владельцев автотранспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог и др.;

3.       90 "Продажи" - уплачиваемый продавцами ценностей НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., для которых эта продажа является предметом деятельности;

4.       91.2 "Прочие расходы" - налог на имущество, налог на рекламу, НДС при продаже ценностей, когда она не является предметом деятельности организации и др.

5.       99 "Прибыли и убытки" - налог на прибыль, налоговые санкции (штрафы, пени) в пользу бюджета и внебюджетные фонды.

Организации, являющиеся налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц при удержании этого налога дебетуют счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 75.2 "Расчеты по выплате доходов" и др.

Сальдо счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" обычно кредитовое и показывает задолженность организации перед бюджетом. Однако в ряде случаев оно может быть и дебетовое (при переплате того или иного налога, не возмещенный НДС организациям-экспортерам и т.п.).

В пояснениях к счету 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" сказано, что аналитический учет по этому счету ведется "по видам налогов", однако бухгалтер должен иметь в виду, что речь идет не только о "видах налогов", но и естественно о видах сборов.

 


Таблица 2  Корреспонденция

По дебету

По кредиту

19

Налог на добавленную стоимость приобретенным ценностям

50

Касса

51

Расчетные счета

52

Валютные счета

55

Специальные счета в банках

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

08

Вложения во внеоборотные активы

10

Материалы

11

Животные на выращивании и откорме

15

Заготовление и приобретение материальных ценностей

20

Основное производство

23

Вспомогательные производства

26

Общехозяйственные расходы

29

Обслуживающие производства и хозяйства

41

Товары

44

Расходы на продажу

51

Расчетные счета

52

Валютные счета

55

Специальные счета в банках

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

75

Расчеты с учредителями

90

Продажи

91

Прочие доходы и расходы

98

Доходы будущих периодов

99

Прибыли и убытки



Налоговый аудит как процесс

 

 

Налоговый аудит как процесс включает три основных этапа.

Этап 1. Предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:

       проводится общий анализ элементов системы налогообложения;

       определяются основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

       проверяется правильность методики исчисления налоговых платежей;

       проводятся правовая и налоговая экспертизы существующей системы хозяйственных отношений;

       анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

       выполняется предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. На данном этапе:

       проверяется представленная экономическим субъектом налоговая отчетность;

       оценивается правомерность использования налоговых льгот;

       проводится экспертиза бухгалтерскою и налогового учета за весь подлежащий проверке период, в том числе анализируются первичные документы и разъяснения руководства о показателях и методиках при налоговых расчетах;

       исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации; при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.

Этап 3. Оформление и представление результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:

       формулируются результаты проведенного аудита;

       составляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, которое должно содержать мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правомерности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Налоговый аудит по сути - это экспертиза налоговых обязательств клиента, проводимая профессиональными налоговыми консультантами с целью выявления налоговых рисков и переплат налогов за проверяемый год. Методически налоговый аудит схож с проверкой налоговых органов. Однако цели налогового аудита и налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, различаются.

Так, целью проведения налоговой проверки налоговыми органами является повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, выявление и пресечение налоговых правонарушений, а цель проведения налогового аудита - снизить вероятность привлечения к ответственности организации.

Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения нало­гового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности у экономического субъекта, но он не вправе заставить своего заказчика принимать те или иные решения. Решение о том, следовать ли рекомендациям аудитора, остается за руководителем проверяемого хозяйствующего субъекта.

После проведения налогового аудита хозяйствующий субъект может воспользоваться, в частности:

       предложениями по улучшению существующей системы налогообложения;

       оптимальными механизмами начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта, рекомендациями о правильном использовании налоговых льгот;

       предложениями по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов, по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;

       возможностью использовать результаты аудита для получения разъяснений налоговых органов по актам проверок, проведенных ими в отношении проверяемого экономического субъекта.

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:

       указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта при обнаружении нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;

       разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

       рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

       разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;

       расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.


Порядок проведения налогового аудита в части налога на доходы физических лиц

 

Аудит НДФЛ проводится с целью выражения мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства.

При проведении аудита НДФЛ необходимо:

1.       проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;

2.       провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства:

- определить правильность определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц;

- провести оценку неправомерно исключенных выплат;

3.       провести оценку отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

4.       провести оценку полноты и своевременности уплаты в бюджет налога.

Процедура проведения проверки правильности исчисления НДФЛ включает в себя анализ следующих документов:

- бухгалтерского баланса (форма N 1);

- отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

- главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;

- ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

- регистров бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

- налоговых деклараций;

- реестров по НДФЛ;

- ведомостей по начислению заработной платы;

- трудовых договоров;

- штатного расписания;

- кадровых приказов;

- приказов по отдельным видам начислений и удержаний;

- коллективного договора или положения о премировании;

- налоговых карточек;

- других документов, подтверждающих применение организацией налоговых льгот.

Аудит правильности исчисления рассматриваемого налога проводится в 3 этапа:

o        Ознакомительный.

На данном этапе рассматриваются такие факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На данном этапе проводится:

- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

- анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

- анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Информация о работе Аудит по налогам и сборам организации