Формы сотрудничества с фирмами США в НГК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка инвестиционной привлекательности российского нефтегазового сектора и причины, обуславливающие медленный приток иностранного инвестиционного капитала в него.

Содержание

Введение 2
1. Иностранные инвестиции в НГК России в период 1993-2002г.г. 4
Инвестиционная привлекательность нефтегазового сектора РФ 4
1.1 Нефтегазовый комплекс (НГК): сущность, структура 4
1.2 Характеристика запасов 5
1.3 Характеристика добычи 7
1.4 Конкурентоспособность НГК РФ 10
1.4.1 Отраслевая структура инвестиций 10
1.4.2 Национальная инвестиционная привлекательность. 12
1.4.3 Сущность Соглашений о разделе продукции (СРП). Правовая база СРП. 14
2. Взаимодействие России и ЕС в нефтегазовом секторе 18
2.1. Энергетический Диалог: сущность, предпосылки, этапы 18
2.2. Формы сотрудничества в рамках Диалога 19
2.3. Проблемы взаимодействия России и ЕС в НГС и пути их решения 20
3. Формы сотрудничества с фирмами США в НГК 21
3.1. «Реабилитационные займы» ВБ и «рамочное соглашение» с американским Эксимбанком 21
3.2. Проект «Сахалин-2»: первый опыт «чистого» проектного финансирования в российском НГК 24
3.3. Проектное финансирование и проблема гарантий в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции в нефтегазовый комплекс.docx

— 86.75 Кб (Скачать документ)

В соответствии с действующим законодательством  объемы государственных гарантий, выставляемых в качестве обеспечения для внешних  заимствований, должны утверждаться федеральным  законом о бюджете. В его рамках могут быть просуммированы и выставлены отдельной строкой объемы государственных  гарантий под реализацию проектов СРП, обеспечиваемые будущей госдолей нефти  в этих проектах. 

Сегодня российское законодательство требует  утверждения каждого проекта  СРП отдельным федеральным законом. Это означает, что при формировании бюджета на будущий год достаточно просуммировать по ратифицированным соглашениям  объемы госдолей прибыльной нефти на этот год, не подвергая их отдельному обсуждения в рамках процедуры принятия бюджета. С другой стороны (нет худа без добра), ратификация отдельных  проектов (требование, внесенное в  законодательство о СРП, существенно  “утяжелившее” для инвестора  процедуру заключения соглашения с  государством по каждому проекту) обеспечивает инвесторам максимальную правовую защиту в условиях высокой нестабильности российской экономики переходного  периода и тем самым существенно  понижает риск и повышает долгосрочный финансовый рейтинг выставляемых на базе СРП государственных гарантий. 

Правда, на наш взгляд, при одном условии -- что выставляемые на базе конкретного  проекта СРП государственные  гарантии используются на нужды проектного финансирования именно данного конкретного  проекта. Такой подход даст возможность  вывести эти государственные  гарантии из зоны действия суверенного  риска и существенно снизить  цену заимствования. Если же выставляемые на базе конкретного проекта СРП государственные гарантии будут использованы не только внутри этого проекта, но и в интересах других проектов, то есть подвергнутся перераспределению через сегодняшний бюджет, они тут же подпадут под действие суверенного риска, что существенно увеличит цену заимствования и поставит под сомнение целесообразность применения предложенной схемы в целом. 

Указанный подход даст возможность разорвать  традиционную для стабильно развивающихся (непереходных) экономик общепринятую закономерность, в соответствии с  которой финансовый рейтинг проекта  не может быть выше рейтинга компании, которая его осуществляет, который  в свою очередь не может быть выше финансового рейтинга материнской  и/или принимающей страны, в которой  осуществляется данный проект. 

В мировой  практике существует единственный известный  нам пример, когда финансовый рейтинг  проекта превышает финансовый рейтинг  страны, в которой он осуществляется, -- проект “Катаргаз” в Катаре (добыча природного газа на месторождении “Северное”, расположенном на пограничной с  Ираном акватории Персидского залива, и его сжижение на заводе СПГ, расположенном  на северной оконечности полуострова). Предлагаемый подход позволит обеспечивать высокие финансовые рейтинги выставляемых в рамках российских проектов СРП  государственных гарантий нового типа вне зависимости от финансового  рейтинга самой России, расширить  возможности российских компаний по привлечению проектного финансирования в разрабатываемые на условиях СРП  нефтегазовые проекты и снизить  цену необходимого для них заемного капитала. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Сегодня положение дел в мировой нефтедобыче  несколько иное, чем десятилетие  назад. Более совершенные технологии разведки и добычи углеводородного  сырья позволили открыть в  мире новые районы. Например, район  глубоководной добычи у западного  побережья Африки. Становятся более  открытыми для международных  компаний такие регионы, как Саудовская Аравия, где можно добывать баррель  качественной нефти за один-два доллара  и откуда легко транспортировать ее на экспортные рынки. Для добывающих стран мир нефти и газа в 2001 году стал гораздо более конкурентным, чем в 1991 году. К тому же опыт иностранных  компаний в России также не соответствовал их ожиданиям начала 1990-х годов. 

Хотя  многие совместные предприятия, которые  начались 10 лет назад, оказались  успешными технически, очень немногие из них принесли достаточную окупаемость  инвестиций, если вообще окупились. 

Основные  проблемы, с которыми пришлось столкнуться  в России иностранным инвесторам, хорошо известны. Это, прежде всего, несовершенная  законодательная база, непредсказуемость  налогового режима и излишний бюрократический  контроль. 

Может ли рассчитывать российский нефтегазовый комплекс на масштабные иностранные  инвестиции в будущем? На мой взгляд, если крупные инвестиции зарубежных компаний и будут направлены в  российскую топливно-энергетическую отрасль, то это произойдет только на основе законодательства о разделе продукции. 

Это не означает, что СРП панацея. И причина  не в том, что раздел продукции  будто бы подразумевает "налоговые  льготы" или иные привилегии: специалистам хорошо известно, что когда цены на нефть высоки, нефтяные компании могут много больше заработать при  лицензионной системе. Истинной причиной приверженности зарубежных компаний работе на условиях СРП является то, что  раздел продукции может добавить их проектам тот существенный компонент, который отсутствовал в России в  последние годы, - стабильность и  предсказуемость условий для  инвестиций. 

Это не то же самое, что предсказуемость  прибыли. При разделе продукции  инвестор берет на себя геологический, технический и финансовый риски. В этих условиях говорить о гарантированной  прибыли, конечно же, не приходится. 

Однако  при правовой и налоговой стабильности, которую может обеспечить раздел продукции, компании способны строить  долгосрочные планы. Это означает, что  рентабельность конкретного проекта  больше зависит от эффективности  функционирования компании (и, конечно, от одного внешнего фактора, который  никто из нас не в состоянии  контролировать, - цены на нефть), чем  от хороших отношений с государственными чиновниками. 

Очень часто раздел продукции ассоциируется  с иностранными компаниями. На самом  деле, из 22-х месторождений, утвержденных для разработки на условиях раздела  продукции, только на 9-ти есть иностранные  инвесторы. Все эти 9 месторождений  имеют также и российских инвесторов.

диплом  купить

03.09.2009, 19:37

Поэтому можно уверенно говорить о том, что  реальную выгоду от режима раздела  продукции получат российские компании. Здесь и прямые, и косвенные  выгоды. 

Самой прямой выгодой является доступ к  финансированию, который принесет раздел продукции. Предсказуемость, стабильность и открытость режимов раздела  продукции - это то, что делает их привлекательными не только для зарубежных компаний, но и для зарубежных банков и других финансовых организаций, которые  могут предоставить для проектов большую часть капитала. Напомню: многие из проектов СРП потребуют  от $10 млрд до $15 млрд инвестиций. 

Банки заинтересованы в привлекательном  и конкурентоспособном режиме раздела  продукции не меньше, чем нефтяные компании. Банкиры обычно хотят быть уверенными в том, что окупят свои вложения и получат прибыль. 

Если  же российский режим раздела продукции  не будет конкурентоспособным, тогда  не только иностранные компании не будут осуществлять инвестиции, но и банки не станут финансировать  проекты как иностранных, так  и российских компаний. 

Одной из характеристик мировой нефтегазовой промышленности является то обстоятельство, что компании, которые обычно являются конкурентами, работают над крупными проектами вместе. Компании получают выгоду от объединения ресурсов в  нескольких отношениях: риск делится  на всех, а партнеры могут учиться  друг у друга. Российским компаниям  тоже будет выгоден обмен технологиями и навыками управления, который принесет совместная работа с иностранными компаниями в проектах СРП. И наоборот. Препятствий  для того, чтобы совместное ведение  работ стало в России широко распространенной практикой, нет. Успешное партнерство  в России могло бы привести к совместным работам и в других странах. 

Другая  косвенная выгода от прозрачности раздела  продукции относится к области  впечатлений. Если посмотреть на рыночную стоимость акций российских нефтяных компаний в отношении к запасам, которыми они располагают, то увидим, что их оценивают значительно  ниже, чем акции иностранных компаний 

Почему  так происходит? Одной из основных причин является отсутствие в России прозрачности и хорошего корпоративного управления. В то же время рынок  позитивно реагирует на перемены к лучшему в этой сфере. В этом убеждает и пример компании "ЮКОС", которой за 4 последних года удалось  достичь 40-кратного роста рыночного  курса своих акций. 

Столь же позитивно рынок способен отреагировать  на шаги, которые предпримет правительство, решившее показать, что Россия движется к созданию более прозрачного  инвестиционного режима. 

Одним из непосредственных следствий завершения формирования режима раздела продукции  было бы большее инвестиционное доверие  к тому, что Россия идет верным путем  и что крупные неразработанные  месторождения могут быть в конце  концов разработаны - либо в рамках сотрудничества российских и иностранных  компаний, либо российскими компаниями при иностранном финансировании. Эти факторы увеличили бы рыночную стоимость российских компаний. 

Так что  раздел продукции является важным вопросом не только для иностранных компаний в России. Это наилучший и, в  обозримом будущем, единственный способ привлечения капиталов и технологий, необходимых для разработки крупных  новых месторождений в России. 

Ясно, что  раздел продукции - это вопрос, над  которым российские и иностранные  компании могут работать вместе. Создание в России понятного, стабильного, предсказуемого, открытого, благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного режима - в наших общих интересах. В настоящее время таких условий не существует. Поэтому в России не было инвестиций на условиях раздела продукции, кроме проектов СРП, заключенных до Федерального закона "О СРП". 

Но этот блок законов имеет свои плюсы  даже в нынешней, не самой эффективной  для инвесторов редакции. Однако имеются  и ограничения по его применению. Уже практически исчерпана "ресурсная" квота месторождений для освоения на условиях СРП (30% от объема разведанных  запасов страны). Процедура получения  права пользования недрами на условиях СРП чрезмерно сложна и  забюрократизированна. Получение всех разрешений и виз, необходимых для  проектов СРП, требует массу времени, и поэтому является дорогостоящим  процессом. Это снижает конкурентоспособность  всех компаний, работающих в России. Инвесторами поддерживаются усилия Правительства РФ по установлению для  СРП "единого окошка" с тем, чтобы сократить бюрократическую  волокиту. 

Если  же говорить об иных отраслях экономики (производство, сфера услуг), то СРП  здесь вообще не применишь. Экономическое, инвестиционное законодательство страны нуждается в поступательном развитии не только по линии СРП 

Для повышения  инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности нефтегазовой отрасли НГК необходимо: 

- направить  усилия на наращивание ресурсной  базы нефтегазового сектора ТЭК,  обеспечить достаточную гласность  в отношении состояния этой  базы; 

- создать  централизованный банк данных  отечественных прогрессивных видов  техники и технологий, которые  могут быть приобретены и использованы  инвесторами; 

- разработать  программу поэтапного повышения  инвестиционной привлекательности  российского нефтегазового комплекса,  включая меры по укреплению  фондового рынка, который должен  стать действенным механизмом  мобилизации инвестиций, направления  их в наиболее перспективные  проекты развития НГК и в  наиболее эффективные предпринимательские  структуры. На нормативные акты  потрачено уже слишком много  времени и сил. Пришло время  окончательно их оформить (в том  виде, который бы обеспечил создание  привлекательного инвестиционного  режима) и двигаться дальше. 

При громадности  российских расстояний и несоответствии внутренних и мировых цен транспорт  нефти всегда будет важным вопросом. Но никакая частная компания не станет прокладывать трубопровод, который  стоит несколько миллиардов долларов, если отсутствует уверенность в  том, что она будет иметь свободный  доступ к этому трубопроводу для  транспортировки своей продукции. Поэтому проект Закона "О магистральных  трубопроводах должен предусматривать  трубопроводы, которые прокладываются частными компаниями и поэтому принадлежат им и управляются ими. 

Наконец, для соглашений о разделе продукции  необходима отработка системы управления. 

В заключение можно сделать следующие выводы. 

Ш *НГК  является и, несомненно, будет оставаться важнейшей частью экономики России, обеспечивающей даже при современном  кризисном состоянии четверть стоимости  промышленной продукции, треть доходов  в бюджет и около половины всех валютных экспортных поступлений. Он остается основой жизнеобеспечения нации, прочным  фундаментом экономической безопасности страны, важным источником погашения  внешней задолженности. 

Информация о работе Формы сотрудничества с фирмами США в НГК