Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка инвестиционной привлекательности российского нефтегазового сектора и причины, обуславливающие медленный приток иностранного инвестиционного капитала в него.
Введение 2
1. Иностранные инвестиции в НГК России в период 1993-2002г.г. 4
Инвестиционная привлекательность нефтегазового сектора РФ 4
1.1 Нефтегазовый комплекс (НГК): сущность, структура 4
1.2 Характеристика запасов 5
1.3 Характеристика добычи 7
1.4 Конкурентоспособность НГК РФ 10
1.4.1 Отраслевая структура инвестиций 10
1.4.2 Национальная инвестиционная привлекательность. 12
1.4.3 Сущность Соглашений о разделе продукции (СРП). Правовая база СРП. 14
2. Взаимодействие России и ЕС в нефтегазовом секторе 18
2.1. Энергетический Диалог: сущность, предпосылки, этапы 18
2.2. Формы сотрудничества в рамках Диалога 19
2.3. Проблемы взаимодействия России и ЕС в НГС и пути их решения 20
3. Формы сотрудничества с фирмами США в НГК 21
3.1. «Реабилитационные займы» ВБ и «рамочное соглашение» с американским Эксимбанком 21
3.2. Проект «Сахалин-2»: первый опыт «чистого» проектного финансирования в российском НГК 24
3.3. Проектное финансирование и проблема гарантий в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
В соответствии
с действующим
Сегодня
российское законодательство требует
утверждения каждого проекта
СРП отдельным федеральным
Правда,
на наш взгляд, при одном условии
-- что выставляемые на базе конкретного
проекта СРП государственные
гарантии используются на нужды проектного
финансирования именно данного конкретного
проекта. Такой подход даст возможность
вывести эти государственные
гарантии из зоны действия суверенного
риска и существенно снизить
цену заимствования. Если же выставляемые
на базе конкретного проекта СРП государственные
гарантии будут использованы не только
внутри этого проекта, но и в интересах
других проектов, то есть подвергнутся
перераспределению через сегодняшний
бюджет, они тут же подпадут под действие
суверенного риска, что существенно увеличит
цену заимствования и поставит под сомнение
целесообразность применения предложенной
схемы в целом.
Указанный
подход даст возможность разорвать
традиционную для стабильно развивающихся
(непереходных) экономик общепринятую
закономерность, в соответствии с
которой финансовый рейтинг проекта
не может быть выше рейтинга компании,
которая его осуществляет, который
в свою очередь не может быть выше
финансового рейтинга материнской
и/или принимающей страны, в которой
осуществляется данный проект.
В мировой
практике существует единственный известный
нам пример, когда финансовый рейтинг
проекта превышает финансовый рейтинг
страны, в которой он осуществляется,
-- проект “Катаргаз” в Катаре (добыча
природного газа на месторождении “Северное”,
расположенном на пограничной с
Ираном акватории Персидского залива,
и его сжижение на заводе СПГ, расположенном
на северной оконечности полуострова).
Предлагаемый подход позволит обеспечивать
высокие финансовые рейтинги выставляемых
в рамках российских проектов СРП
государственных гарантий нового типа
вне зависимости от финансового
рейтинга самой России, расширить
возможности российских компаний по
привлечению проектного финансирования
в разрабатываемые на условиях СРП
нефтегазовые проекты и снизить
цену необходимого для них заемного
капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня
положение дел в мировой
Хотя
многие совместные предприятия, которые
начались 10 лет назад, оказались
успешными технически, очень немногие
из них принесли достаточную окупаемость
инвестиций, если вообще окупились.
Основные
проблемы, с которыми пришлось столкнуться
в России иностранным инвесторам,
хорошо известны. Это, прежде всего, несовершенная
законодательная база, непредсказуемость
налогового режима и излишний бюрократический
контроль.
Может
ли рассчитывать российский нефтегазовый
комплекс на масштабные иностранные
инвестиции в будущем? На мой взгляд,
если крупные инвестиции зарубежных
компаний и будут направлены в
российскую топливно-энергетическую отрасль,
то это произойдет только на основе
законодательства о разделе продукции.
Это не
означает, что СРП панацея. И причина
не в том, что раздел продукции
будто бы подразумевает "налоговые
льготы" или иные привилегии: специалистам
хорошо известно, что когда цены
на нефть высоки, нефтяные компании
могут много больше заработать при
лицензионной системе. Истинной причиной
приверженности зарубежных компаний работе
на условиях СРП является то, что
раздел продукции может добавить
их проектам тот существенный компонент,
который отсутствовал в России в
последние годы, - стабильность и
предсказуемость условий для
инвестиций.
Это не
то же самое, что предсказуемость
прибыли. При разделе продукции
инвестор берет на себя геологический,
технический и финансовый риски.
В этих условиях говорить о гарантированной
прибыли, конечно же, не приходится.
Однако
при правовой и налоговой стабильности,
которую может обеспечить раздел
продукции, компании способны строить
долгосрочные планы. Это означает, что
рентабельность конкретного проекта
больше зависит от эффективности
функционирования компании (и, конечно,
от одного внешнего фактора, который
никто из нас не в состоянии
контролировать, - цены на нефть), чем
от хороших отношений с
Очень часто раздел продукции ассоциируется с иностранными компаниями. На самом деле, из 22-х месторождений, утвержденных для разработки на условиях раздела продукции, только на 9-ти есть иностранные инвесторы. Все эти 9 месторождений имеют также и российских инвесторов.
диплом купить
03.09.2009, 19:37
Поэтому
можно уверенно говорить о том, что
реальную выгоду от режима раздела
продукции получат российские компании.
Здесь и прямые, и косвенные
выгоды.
Самой
прямой выгодой является доступ к
финансированию, который принесет раздел
продукции. Предсказуемость, стабильность
и открытость режимов раздела
продукции - это то, что делает их
привлекательными не только для зарубежных
компаний, но и для зарубежных банков
и других финансовых организаций, которые
могут предоставить для проектов
большую часть капитала. Напомню:
многие из проектов СРП потребуют
от $10 млрд до $15 млрд инвестиций.
Банки
заинтересованы в привлекательном
и конкурентоспособном режиме раздела
продукции не меньше, чем нефтяные
компании. Банкиры обычно хотят быть
уверенными в том, что окупят свои
вложения и получат прибыль.
Если
же российский режим раздела продукции
не будет конкурентоспособным, тогда
не только иностранные компании не
будут осуществлять инвестиции, но
и банки не станут финансировать
проекты как иностранных, так
и российских компаний.
Одной
из характеристик мировой
Другая
косвенная выгода от прозрачности раздела
продукции относится к области
впечатлений. Если посмотреть на рыночную
стоимость акций российских нефтяных
компаний в отношении к запасам,
которыми они располагают, то увидим,
что их оценивают значительно
ниже, чем акции иностранных компаний
Почему
так происходит? Одной из основных
причин является отсутствие в России
прозрачности и хорошего корпоративного
управления. В то же время рынок
позитивно реагирует на перемены
к лучшему в этой сфере. В этом
убеждает и пример компании "ЮКОС",
которой за 4 последних года удалось
достичь 40-кратного роста рыночного
курса своих акций.
Столь
же позитивно рынок способен отреагировать
на шаги, которые предпримет правительство,
решившее показать, что Россия движется
к созданию более прозрачного
инвестиционного режима.
Одним
из непосредственных следствий завершения
формирования режима раздела продукции
было бы большее инвестиционное доверие
к тому, что Россия идет верным путем
и что крупные неразработанные
месторождения могут быть в конце
концов разработаны - либо в рамках
сотрудничества российских и иностранных
компаний, либо российскими компаниями
при иностранном
Так что
раздел продукции является важным вопросом
не только для иностранных компаний
в России. Это наилучший и, в
обозримом будущем, единственный способ
привлечения капиталов и
Ясно, что
раздел продукции - это вопрос, над
которым российские и иностранные
компании могут работать вместе. Создание
в России понятного, стабильного, предсказуемого,
открытого, благоприятного и конкурентоспособного
инвестиционного режима - в наших общих
интересах. В настоящее время таких условий
не существует. Поэтому в России не было
инвестиций на условиях раздела продукции,
кроме проектов СРП, заключенных до Федерального
закона "О СРП".
Но этот
блок законов имеет свои плюсы
даже в нынешней, не самой эффективной
для инвесторов редакции. Однако имеются
и ограничения по его применению.
Уже практически исчерпана "ресурсная"
квота месторождений для
Если
же говорить об иных отраслях экономики
(производство, сфера услуг), то СРП
здесь вообще не применишь. Экономическое,
инвестиционное законодательство страны
нуждается в поступательном развитии
не только по линии СРП
Для повышения
инвестиционной привлекательности
и конкурентоспособности
- направить
усилия на наращивание
- создать
централизованный банк данных
отечественных прогрессивных
- разработать
программу поэтапного
При громадности
российских расстояний и несоответствии
внутренних и мировых цен транспорт
нефти всегда будет важным вопросом.
Но никакая частная компания не станет
прокладывать трубопровод, который
стоит несколько миллиардов долларов,
если отсутствует уверенность в
том, что она будет иметь свободный
доступ к этому трубопроводу для
транспортировки своей
Наконец,
для соглашений о разделе продукции
необходима отработка системы управления.
В заключение
можно сделать следующие
Ш *НГК
является и, несомненно, будет оставаться
важнейшей частью экономики России,
обеспечивающей даже при современном
кризисном состоянии четверть стоимости
промышленной продукции, треть доходов
в бюджет и около половины всех
валютных экспортных поступлений. Он остается
основой жизнеобеспечения нации, прочным
фундаментом экономической
Информация о работе Формы сотрудничества с фирмами США в НГК