Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:45, курсовая работа
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Введение 2
Глава I
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 4
2. Прямые иностранные инвестиции в Россию 8
3. Портфельные иностранные инвестиции в Россию 12
Глава II
4. Структура иностранных инвестиций в экономику РФ 19
Заключение 28
Список источников 30
Доля прочих вложений в добычу, снижение которых по итогам 9 месяцев 2009 г. оценивается в 41,3% (до 3,1 млрд долл.), увеличилась до 55,0% (январь–сентябрь 2008 г. – 45,9%). В обрабатывающей промышленности в текущем году основная часть инвестиций также пришлась на прочие вложения, которые по сравнению с январем–сентябрем 2008 г. снизились на 45,0%, составив в итоговых показателях инвестиций в обрабатывающую промышленность 80,6% (январь–сентябрь 2008 г. – 83,2%). Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли за рассматриваемый период снизились на 35,0%. Удельный вес прямых вложений в обрабатывающую промышленность вырос до 18,4% (январь–сентябрь 2008 г. – 16,1%)14.
В географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за 9 месяцев 2009 г., лидирующую позицию занял Люксембург, на который пришлось 8,9 млрд долл. (9 месяцев 2008 г. – 5-ое место и 6,3 млрд долл.), на второе место переместились Нидерланды – 8,3 млрд долл. (9 месяцев 2008 г. – 3-ье место и 8,9 млрд долл.), на третье место вышла Германия – 5,5 млрд долл. (9 месяцев 2008 г. – 4-ое место и 6,5 млрд долл.).
Наибольший рост инвестиций в 2009 г.
отмечен из Люксембурга – на 42,1%
по отношению к январю–сентябрю
2008 г. Инвестиции с Кипра сократились
в 2,9 раза, Франции – в 3,2 раза, Великобритании
– в 3 раза. Вложения из Нидерландов снизились
на 6,3%, Германии – на 15,6%, США – на 39,0%.
Различия в динамике инвестиций привели к изменению географической структуры накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику. Удельный вес Кипра снизился с 20,2% по итогам 9 месяцев 2008 г. до 9,6% в январе–сентябре 2009 г., Великобритании – с 16,6% до 7,7%, Франции – с 6,7% до 2,9%, США – с 2,8% до 2,3%. В то же время доля Германии выросла за рассматриваемый период с 8,6% до 10,1%, Нидерландов – с 11,8% до 15,3%, Люксембурга – с 8,3 % до 16,3%.
По итогам 9 месяцев 2009 г. наиболее привлекательными для инвесторов из Люксембурга стали торговля и сфера транспорта и связи, куда они инвестировали 70,9% и 10,6% совокупных инвестиций из Люксембурга в РФ в январе–сентябре 2009 г. По итогам января–сентября 2008 г. на данные сферы российской экономики приходилось только 32,2% и 6,3% инвестиций из Люксембурга.
В структуре инвестиций в РФ из Нидерландов произошло снижение доли добычи полезных ископаемых с 39,1% в январе–сентябре 2008 г. до 12,6% в январе–сентябре 2009 г. В торговлю было вложено 60,7% инвестиций, направленных из Нидерландов в РФ в 2009 г. Предприниматели из Германии продолжили инвестирование в торговлю, вложив в эту сферу по итогам 9 месяцев 2009 г. 37,4% совокупных вложений в РФ из Германии (январь–сентябрь 2008 г. – 33,8%). Доля обрабатывающих производств в инвестициях из Германии снизилась с 57,1% в январе–сентябре 2008 г. до 53,2% по итогам 9 месяцев 2009 г.15
По
итогам января–сентября 2009 г. в общем
объеме накопленных иностранных
инвестиций лидируют Нидерланды, Кипр,
Люксембург, Великобритания и Германия,
суммарная доля которых составляет
68,5% (9 месяцев 2008 г. – 71,7%). В то же время
доля первой пятерки стран-инвесторов
в сегменте прямых инвестиций снизилась
до 69,6% (январь–сентябрь 2008 г. – 75,1%), в
структуре портфельных
На фоне снижения иностранных вложений в российскую экономику объем изъятого капитала в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов по итогам 9 месяцев 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 5,3% и составил 50,6 млрд долл. (92,5% поступивших за 9 месяцев 2009 г. иностранных инвестиций).
Наибольший отток капитала в абсолютном выражении (19,8 млрд долл.) отмечался во II квартале 2009 г. При этом на изъятый во II квартале капитал пришлось 98,1% поступивших в российскую экономику за данный период иностранных инвестиций. В I и III кварталах 2009 г. изъято 100,3% и 83,3% поступивших иностранных вложений. (по итогам 9 месяцев 2008 г. было изъято 63,4% объема поступивших иностранных инвестиций).16
Иностранные инвестиции в Россию в 1-м квартале 2010 г поступили на сумму 13,146 млрд долл, что на 9,3 % больше их притока в аналогичном периоде прошлого года.17 Прямые инвестиции за квартал поступили в страну на сумму 2,623 млрд долл, что на 17,6 % меньше по сравнению с 1-м кварталом 2009 г. Объем портфельных инвестиций составил 293 млн долл – в 2,5 раза больше, чем за тот же период годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 10,23 млрд долл – на 17,1 % больше по сравнению с притоком в 1-м квартале 2009 г.
Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в Россию в 1-м квартале 2010 г 77,8 % составляли прочие инвестиции, 20 % - прямые инвестиции и 2,2 % - портфельные инвестиции.
Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец марта 2010 г равнялась 265 млрд 801 млн долл, что на 17,2 % больше по сравнению с аналогичной датой прошлого года. Из общей суммы 102 млрд 759 млн долл /38,7 %/ составляли прямые инвестиции, 19 млрд 887 млн долл /7,5 %/ - портфельные и 143 млрд 155 млн долл /53,8 %/ - прочие.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, в 1-м квартале 2010 г составил 13 млрд долл - на 7,9 % больше по сравнению с 1-м кварталом 2009 г.
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 19,6 %, 16,3 % и 13,7 % всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Великобритания /7,7 %/, Германия /7,6 %/, Виргинские острова /5,8 %/, Китай /3,9 %/, Ирландия /3,4 %/, Япония /3,2 %/, Франция /3 %/.
По
видам экономической
Общая сумма накопленных инвестиций из России за рубежом на конец марта 2010 г составляла 65,696 млрд долл. В структуре накопленных российских инвестиций за рубежом 46,617 млрд долл составляли прямые инвестиции, 3,18 млрд долл - портфельные и 15,899 млрд долл - прочие. Крупнейшими получателями российских инвестиций являются Кипр, Нидерланды и США, на долю которых приходится соответственно 24,3 %, 21,9 % и 10,2 % всех накопленных инвестиций из РФ за рубежом.
Объем направленных в 1-м квартале 2010 г инвестиций из России за рубеж составил 22,7 млрд долл, что на 15,2 % больше по сравнению с 1-м кварталом 2009 г. Объем погашенных в отчетный период инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, равнялся 22,1 млрд долл – на 36,8 % больше по сравнению с 1-м кварталом 2009 г.
Серьёзной проблемой
иностранные инвесторы считают
высокий уровень коррупции
Инвесторы с подозрением относятся к вложениям в Россию, считая, что здесь существуют тысячи способов украсть их деньги. Об этом заявил основатель венчурного фонда JK&B Capital Дэвид Кронфельд. Он добавил, что это вызвано негативным опытом вложений в 90-е годы. 18
Единственный способ улучшить госуправление - принятие четких административных регламентов. Сейчас в российском законодательстве плохо прописана ответственность должностных лиц за неисполнение своих обязанностей". Генеральный управляющий компании KNAUF в СНГ Герд Ленга, напротив, считает, что в коррумпированности российской экономики виноваты не столько чиновники, сколько сами предприятия. «Решить проблему коррупции в России просто - компаниям надо перестать давать взятки», - говорит бизнесмен. 19
Иностранные бизнесмены также указывают и на излишнюю бюрократию в России, в частности в миграционной сфере. Хотя определенные подвижки по улучшению ситуации в этой области планируется сделать, говорит гендиректор Французской Торгово-промышленной палаты в РФ Павел Шинский. В частности, по его словам, в числе планируемых к принятию 27 ноября соглашений между Россией и Францией значится новелла, согласно которой французским работникам будет одновременно предоставляться вид на жительство в РФ и разрешение на работу сроком на 3 года. Если это соглашение будет подписано, неплохо было бы его распространить и на иностранных работников из других государств, считает г-н Шинский. «Это станет положительным фактором для привлечения иностранных инвестиций». 20
Что
касается прямых иностранных инвестиций,
которые как раз способствуют
развитию экономики России, то их объем
в результате кризиса в январе-сентябре
2009 г. сократился почти в 2 раза по сравнению
с аналогичным периодом прошлого
года, тогда как портфельные
В качестве примера эксперт привел отсутствие применения в России сложившегося в мировой практике принципа, предусматривающего защиту иностранного инвестора от негативного изменения законодательства принимающей стороны. "Замораживание изменения налогового бремени необходимо для привлечения иностранных инвестиций, - считает г-н Данилов-Данильян. - В результате перехода от ЕСН на социальные платежи общее налоговое бремя для высокотехнологичных компаний повысится в 2-2,5 раза. Иностранные инвесторы уже приостанавливают рассмотрение инвестиционных проектов в России". Те же предприятия, которые уже работают в России, по его словам, закладывают в своих планах на следующий год как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы хоть как-то компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате повысится общий уровень цен в нашей стране и, соответственно, ставки по кредитам, предупреждает эксперт.
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных как правовых, так и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:
Однако, т.к. все эти меры требуют для реализации достаточно большого времени, в ближайшие два-три года нынешняя, весьма неудовлетворительная для российской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд ли претерпит качественные изменения.
http://www.iet.ru/ru/
Информация о работе Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации