Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:35, курсовая работа
Целью работы является разработка бизнес-плана открытия предприятия питания.
Основными задачами дипломной работы выступают:
- рассмотрение теоретических аспектов бизнес-планирования
- определение понятия и сущности планирования деятельности, принципов планирования и ограничивающих его факторов, а также видов планирования и структуры планов предприятия питания
Введение 3
1. Инвестиционная деятельность предприятия питания 6
1.1. Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционного проекта 6
1.2. Инвестиционный проект в сфере предприятий питания и его содержание 11
1.3. Анализ ресторанного рынка России 18
2. Анализ деятельности ООО «Рафаэль» на рынке предприятий питания 26
2.1. Общая характеристика организации 26
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности организации 32
2.3. Описание рынка, конкуренции и стратегия маркетинга 40
3. Бизнес-план открытия предприятия питания ООО «Рафаэль» 46
3.1. Резюме проекта 46
3.2. Организационный план 51
3.3. Финансовый план, оценка рисков и эффективности проекта 56
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Таким образом, инвестиции являются одним из важнейших факторов развития предприятий и организаций, при этом для обоснования реальных инвестиций составляются бизнес-планы, в которых содержится наиболее важная информация касающаяся перспектив реализации проекта и его экономического эффекта.
1.2. Инвестиционный проект в сфере предприятий питания и его содержание
Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую, институциональную выполнимость проекта и анализ рисков [10, 12, 24, 28].
Сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес-плана. Таким значимым он стал не сегодня, в эпоху рыночных преобразований, - и в период планирования социалистического народного хозяйства этот документ имел важное значение. Правда, в то время он назывался "технико-экономическое обоснование" (ТЭО), а методика и принципы его разработки также отличались от современных [17, c. 47-48].
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи. Разработка бизнес-плана для небольшой организации, а также сбор необходимых документов и их оформление занимают порядка двух недель напряженной работы, а создание среднего и крупного бизнес-плана при открытии завода, логистического или торгового центра может занимать до полугода и более.
К сожалению, в российских компаниях несерьезно подходят к планированию своей деятельности. С одной стороны, это связано с отсутствием соответствующей квалификации у менеджеров, с другой - с нашим "авось", т.е. начнем с того, что имеем, а дальше время покажет. Если даже бизнес-план готовится, то в нем практически отсутствует аргументация получения тех или иных исходных экономических показателей, финансовых расчетов и результатов.
Архитектурное построение бизнес-плана представлено на рис. 1 [38, c. 45-48].
Рис. 1. Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана
При разработке бизнес-плана важно также учитывать, кто является потребителем бизнес-плана. Если это банк, предоставляющий кредит, то в бизнес-плане необходимо выделить, насколько баланс предприятия будет ликвиден, каковы потоки движения денежных средств и показатели финансовой зависимости.
Если осуществляется поставка оборудования для производства новой продукции, то следует определить, какова будет эффективность производства, на какие рынки предприятие планирует выйти, соответствует ли технология и сделать анализ рынка конкурентов. Если в проекте в том или ином виде участвует государство, то важен возврат инвестиций в бюджет в виде налоговых платежей [27, c. 85].
В каждом конкретном случае необходимо тщательно проанализировать, кто является основными потребителями бизнес-плана.
В принципе статьи бизнес-плана различных проектов мало отличаются друг от друга.
Структура бизнес-плана, в том числе и для предприятия питания, выглядит следующим образом:
- краткое описание бизнеса;
- описание предприятия и анализ его финансового состояния;
- описание планируемой к
- анализ рынка;
- производственный план;
- маркетинговый план;
- финансовый план;
- организационный план;
- резюме бизнес-плана;
- приложения [26, c. 29].
Прежде всего, необходимо отметить, что разработка бизнес-плана ни в коем случае не должна носить формального характера. К сожалению, не только потенциальные получатели инвестиций, но и многие инвесторы подходят к данному вопросу достаточно формально: бизнес-план рассматривают как оправдательный документ для выделения средств. На самом деле бизнес-план должен быть "настольной книгой" в процессе реализации проекта для всех заинтересованных сторон; отклонение от прогноза является показателем некомпетентности его разработчиков.
Краткое описание планируемого бизнеса является одной из наиболее важных частей бизнес-плана. Оно должно быть составлено таким образом, чтобы потенциальный инвестор был заинтересован продолжить более детальное знакомство с предприятием, желающим привлечь инвестиции.
Резюме должно в сжатой форме охватывать основные элементы инвестиционного проекта и должно быть построено таким образом, чтобы потенциальный инвестор мог получить информацию по таким вопросам, как:
- показатели прибыли на инвестированный капитал;
- спрос на новую продукцию;
- потенциальная доля рынка компании до и после реализации проекта;
- конкурентные преимущества для достижения поставленных целей;
- потребности в финансировании, требуемые условия привлечения капитала [22, c. 196].
На основе представленных отчетов анализируется финансовое состояние компании в динамике:
- ликвидность;
- финансовая зависимость и платежеспособность;
- прибыльность;
- оборачиваемости ресурсов1.
Только после тщательного
В разделе бизнес-плана «Описание планируемой к производству продукции» необходимо подробно описать меню ресторана, а также услуги, которые предприятие питания представляет на рынке сегодня и планирует предложить в будущем. В описании отражается следующая информация:
- характеристики услуг и маркетинга, систем продвижения и распределения услуг;
- недостатки производимой продукции, а также ее конкурентные преимущества, обеспечивающие успех на рынке либо сдерживающие ее проникновение на рынок [23, c. 75].
В разделе анализ рынка должны быть отражены:
- состояние спроса и предложения ресторанного рынка, его объем в России или регионе;
- экономическое, социальное, инфраструктурное значение данного ресторана для населения, развития региона;
- анализ и расчет ожидаемой доли предприятия питания после выхода на рынок;
- определение собственной доли рынка;
- потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны, доля рынка конкурентов, планы их развития и финансовое состояние (хотя такую информацию получить достаточно сложно) [43, c. 47-49].
В производственном плане описываются:
- технологическая карта блюд;
- система управления персоналом на предприятии: численность работающих, затраты на оплату труда, квалификация инженерно-технического персонала и специалистов среднего и высшего звена управления;
- управленческий учет на предприятии: годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции [44, c. 76].
Маркетинговый план предприятия питания предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
- изучение и оценка конечных потребителей, их разделение по возрастным, социальным и национальных группам;
- расчет и прогноз цен на блюда;
- организация рекламой компании и ориентировочный объем затрат на ее проведение;
- программа реализации ресторанных услуг, прогноз объема производства, цен и выручки от продажи в целом и по отдельным товарам, распределенной по месяцам (кварталам) [33, c. 52].
Финансовый план - пожалуй, один из важнейших разделов бизнес-плана, который дает ответ на вопрос: стоит ли инвестировать в этот проект или нет. В нем рассматриваются следующие показатели:
- объем финансирования проекта: инвестиции, направляемые на поставку основных фондов и нематериальных активов, кредиты для пополнения оборотных средств предприятия и т.д.;
- движение денежных средств (основополагающим условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока);
- прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках;
- расчет реализации инвестиционного проекта без финансирования и с финансированием, т.е. воздействие финансового левериджа;
- прогноз движения денежных средств на основе пессимистических и оптимистических значений основных показателей проекта: стоимости сырья, цены реализации, ставки дисконтирования, курса иностранной валюты и т.д.
Во всех расчетах в обязательном
порядке проводится дисконтирование
объемов поступлений и выплат
по годам реализации проекта. Ставка
дисконтирования - это минимальный
размер доходности инвестиций, при
котором инвестор предпочтет участие
в проекте альтернативному
Исследования, проведенные американскими аналитиками [46, c. 259], показывают, что в 98 % случаях причиной неудач предпринимателей, начинающих дело в ресторанном бизнесе, является слабость управления. Остальные случаи неудач объясняются влиянием факторов, не зависящих от лиц, работающих на данном предприятии. Указанные 98 % распределяются следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1
Причины неудач бизнеса, связанных с управлением, в % к итогу [44, c. 93]
Причина |
Процент |
Управленческая |
45 |
Отсутствие опыта в данной области бизнеса |
9 |
Отсутствие опыта руководящей работы |
18 |
Отсутствие специальных знаний |
20 |
Пренебрежение бизнесом |
3 |
Мошенничество |
2 |
Катастрофы |
1 |
Прочее |
2 |
Всего |
100 |
Следует выявить набор простых рисков, которые могут возникнуть при выполнении проектов в сфере ресторанного бизнеса. Перечень возможных простых рисков представлен в таблице 2. Кроме того, необходимо определить вероятность каждого риска.
Таблица 2
Простые риски [38, c. 46]
Вид риска |
Компенсирующее воздействие |
Уникальность преимущества нового предприятия |
Поиск нового уникального преимущества |
Поддержка местных органов власти и общественных организаций |
Затраты на приобретение лицензий, разрешений, доступ к информации |
Географическое положение |
Затраты на решение транспортных проблем, экологических проблем, климатических проблем |
Удаленность от транспортных развязок
и маршрутов общественного |
Затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы, создание службы перевозки работников предприятия |
Удаленность от инженерных сетей или недоступность инженерных сетей |
Затраты на подводку инженерных коммуникаций,
превышающих обычное |
Собственная платежеспособность |
Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов |
Неустойчивость спроса |
Снижение цен, затраты на поиск новых сегментов рынка, разработка нового продукта, покупка лицензии на производство более совершенного продукта |
Снижение цен конкурентами на основе увеличения объема производства или эффективной политики в области затрат |
Изменение политики управления затратами, снижение цен, уменьшение объема продаж при сохранении цен |
Рост налогов |
Изменение структуры затрат, лоббирование проекта |
Экологическая обстановка |
Резервы средств на компенсацию экологических катастроф, затраты на экологические проекты |
Вредность производства |
Рост эксплуатационных затрат |
Складирование отходов |
Увеличение себестоимости |
Прочие |
Резерв средств на компенсацию прочих расходов |
В первой части таблицы предугадываются
все типы рисков, с которыми авторы
бизнес-плана могут
Во второй части таблицы 2 дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:
- указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь;
- приводится программа страхования от рисков.
Подготовка квалифицированного бизнес-плана
инвестиционного проекта, в полной
мере отвечающего требованиям
Таким образом, бизнес-план должен уберечь инвестора, в роли которого может выступать предприниматель или юридическое лицо от рисков при принятии инвестиционного решения. В силу увеличивающегося уровня конкуренции, правильное бизнес-планирование становится важнейшим фактором успешности того или иного начинания, а сам бизнес-план приобретает всю большую значимость.
1.3. Анализ ресторанного рынка России
Ресторанный рынок в России, начиная с 2000 годов, переживает бурный рост, причем наиболее быстрыми темпами растет рынок общественного питания в городах-миллионниках, общий объем которого в настоящий момент оценивается в 1 – 1,2 трлн. руб. в год. Согласно маркетинговым исследованиям, в крупных городах России функционирует более 10 тыс. ресторанов, из них около 4 000 (40%) – сетевые. В последние 3 года, ресторанный рынок России рос на 5-6% в год по количеству ресторанов. При этом, количество сетевых ресторанов увеличилось на 12%.
На рынке России можно выделить 4 основных сегмента:
- Fine dining – элитные рестораны со средним счетом не менее $50;
- Casual dining (включая fast casual) – семейные рестораны или рестораны среднего класса, средний счет $10-50;
- QSR (Quick Service Restaurants) – предприятия быстрого обслуживания («ПБО»), средний счет $5-10;
- Café – кафе, кофейни и чайные со средним счетом $5-15.
Рассмотрим также типологию американского Quick&Casual
- этнический (Ethnic concept) – подсегмент состоит из эклектичной группы азиатских, итальянских и мексиканских ресторанов. Отличительной чертой является наличие в меню характерных национальных блюд (пицца, паста (макароны), буритто, тако, лапша, суши и т.п.), придающих заведению своеобразную привлекательность. (Наиболее известные ТМ: Fazoli’s, Pentolino, Sbarro, Panda Express, Chipotle, Chin’s Asia French);
Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия питания