Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа
В связи с этим цель работы заключается в исследовании направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;
- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;
- проанализировать суть государственное регулирование инвестиционной деятельности;
- описать инвестиционную ситуацию в стране на текущий период;
- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7
1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7
1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной
деятельности………………………………………………….. 15
1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………. 31
2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31
2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37
2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51
3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их
решения……………………………………………………….. 51
3.2. Направления повышения инвестиционной активности
России…………………………………………………….......... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...... 74
Таблица 1.3.1
Классификация кредитов, используемых на финансирование инвестиций
Классификационный признак |
Основные типы кредитов |
По типу кредитора |
Иностранный, государственный, банковский, коммерческий кредит (в товарной форме) |
По форме предоставления |
Товарный и финансовый кредит |
По цели предоставления |
Инвестиционный, ипотечный (под залог недвижимости), налоговый (отсрочка платежа, пошлины) |
По сроку действия |
Долгосрочный (свыше 3 лет), среднесрочный (от 1 до 3 лет), краткосрочный (до 1 года) |
Источник [36]
- эмиссия облигаций.[36]
Облигационный заем как форма кредитного финансирования инвестиций представляет собой внешнее заимствование на основе эмиссии облигаций. В российской практике к облигационным займам, как источникам финансирования инвестиций, могут прибегать лишь акционерные компании, платежеспособность которых и деловая репутация не вызывают никаких сомнений.
С введением первой части Налогового кодекса РФ предприятия могут использовать инвестиционный налоговый кредит. Последний предоставляется на условиях платности, возвратности и срочности. Проценты за пользование подобным кредитом устанавливаются в диапазоне от 50% до 75% от ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на:
- проведение
научно-исследовательских и
- осуществление
внедренческого или
- выполнение
организацией особо важного
В состав привлеченных средств входят:
- средства,
полученные от выпуска
- средства,
выделяемые вышестоящими
- ассигнования
из федерального, региональных и
местных бюджетов, различных фондов
поддержки предпринимательства,
-благотворительные и другие аналогичные взносы. [3, с.6]
Рассматривая
любую страну с рыночной экономикой
можно увидеть большое
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Особенности инвестиционного климата в России
Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу - периоду устойчивого экономического роста.
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат (англ. investment climate) — совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и других условий для инвестиций на определённой территории. В условиях глобальной конкуренции за финансовые ресурсы создание благоприятного инвестиционного климата является главным условием привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику. Уровень инвестиций в страну является определяющим фактором её дальнейшего экономического роста и конкурентоспособности в быстроменяющемся мире. Будущее принадлежит странам, которые создадут наиболее благоприятные условия и стимулы для осуществления эффективных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры, создание новых и модернизацию существующих предприятий, расширение масштабов их деятельности, освоение новых рынков и активное участие в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат может быть присущ не только обладающим суверенитетом странам, но и их составным частям, имеющим возможность регулировать условия для инвестиций на своей территории. Инвестиционный климат также зависит от деловой репутации страны и её экономических субъектов, социальной ситуации, предпринимательских традиций и ценностей общества.
Инвестиционный климат – это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций.[11]
Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.
Анализируя сложившийся
Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:
Инвестиционную
Последнее время открыто говорится о том, что на данном этапе инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Президент РФ Дмитрий Медведев открыто заявил, что «деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как нам бы хотелось, нам доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем — ни я, ни правительство России».
В связи с этим, выступая на 22-м заседании Комиссии по модернизации экономики в Магнитогорске, он озвучил ряд мер, которые должны в корне изменить сегодняшнюю ситуацию и дать зеленый свет инвестиционной активности:
Глава государства, во-первых, посчитал необходимым снизить с 01.01.2012 г. страховые взносы. Идеальной, по мнению Президента, является прошлогодняя ставка, равная 26 %:
Во-вторых, предложил в срочном
порядке подготовить новый
В-третьих, обязал дать Министерству экономического развития полномочия вносить в Министерство юстиции предложения об отмене нормативных актов, мешающих предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что в настоящее время различные ведомства часто принимают противоречивые решения, которые отрицательно сказываются на бизнесе.
В-четвертых, в каждом федеральном
округе планируется открыть
В-пятых, чтобы сократить влияние государственных компаний на инвестиционный климат, необходимо зафиксировать график приватизации государственных пакетов в этих компаниях и вменить им в обязанность публиковать сведения о планируемых закупках и заключенных контрактах. Более того, принято решение вывести из советов директоров таких компаний профильных министров и вице-премьеров.
В-шестых, поручено открыть доступ к информации о деятельности публичных компаний для акционеров.
В-седьмых, надо создать фонд прямых инвестиций, который будет учрежден Внешэкономбанком, первоначальный вклад которого должен со временем увеличиться с 2 млрд. до 10 млрд. долл. Государство не будет принимать участие в управлении фондом, более того, оно гарантирует, что через 7-8 лет выйдет из капитала. Таким образом, планируется привлечение инвестиций, превышающих размер фонда более чем в пять раз.
В-восьмых, надлежит сузить область компетенции комиссии, осуществляющей контроль сделок компаний в стратегических секторах экономики. На первоначальном этапе будут выведены из-под надзора комиссии сделки, заключенные между организациями, уже находящимися под контролем российских граждан и российских компаний, а также сделки с участием международных финансовых организаций.
В-девятых, требуется улучшить качество услуг, в которых особо заинтересовано инвестиционное сообщество. Сюда вошли работы таможенных служб, процедура регистрации, оформление и выдача виз и многое другое. Правительство в течение двух недель должно назначить кураторов для каждого направления на уровне вице-премьеров.
В-десятых, решено открыть для контроля эффективности предложенных мер в каждом регионе РФ мобильные приемные президента, которые возглавят сотрудники администрации, командированные из Москвы. Именно они обеспечат непредвзятое отношение в работе с обращениями граждан и организаций, а также с жалобами на государственные органы.
Все вышеперечисленные меры, направленные на привлечение в Россию средств иностранных инвесторов, должны положительно отразиться на отечественной экономике и спровоцировать рост инвестиционной активности, необходимой нашей стране как воздух. При этом Дмитрий Медведев отметил, что этот список может быть расширен, так как предложенные шаги являются только началом глобальных изменений.
2.2. Оценка инвестиционной
Изменение инвестиционного тренда в России происходило аналогично тенденциям мировой экономики. Кризис в инвестиционной сфере продолжался с III квартала 2008 г. вплоть до конца 2009 г.
В России вложения в основной капитал во время кризиса сокращались на протяжении шести кварталов (с III квартала 2008 по IV квартал 2009 г.). При этом падение ускорялось – с 2,2% в III квартале 2008 до 5,8% во II квартале 2009 г. Окончилась инвестиционная пауза и в России, и в развитых странах практически одновременно – в конце 2009 г. С начала 2010 г. динамика накопления основного капитала в российской экономике перешла в область положительных значений. Её среднеквартальное значение в фазе оживления не превышало 2,7%, а в фазе падения достигло 3%.
Накопление основного капитала (с учетом сезонности, прирост в % к уровню IV квартала 2007 г.)
Рис. 2.1.
Источник [52]
По итогам 2010 г. валовое накопление
основного капитала увеличилось
на 6,1%, номинальный прирост