Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа
В связи с этим цель работы заключается в исследовании направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;
- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;
- проанализировать суть государственное регулирование инвестиционной деятельности;
- описать инвестиционную ситуацию в стране на текущий период;
- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7
1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7
1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной
деятельности………………………………………………….. 15
1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………. 31
2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31
2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37
2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51
3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их
решения……………………………………………………….. 51
3.2. Направления повышения инвестиционной активности
России…………………………………………………….......... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...... 74
- мобилизация свободных средств
предприятий и населения на
инвестиционные нужды путем пов
- внедрение в строительство
системы оплаты объектов за
конечную строительную
- запуск предусмотренного
- предоставление налоговых
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
- срочное рассмотрение и
- принятие законов о концессиях
и свободных экономических
- создание системы приема
- создание в кратчайшие сроки
Национальной системы
- разработка и принятие
3.2. Направления повышения
В настоящее время в российской
экономике сложились
Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики — незавершенность структурных и институционных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности подразумевает обеспечение всем участникам равных прав при обсуждении и осуществлении инвестиционных проектов, а также предоставление любому субъекту экономических отношений права обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.[37, с.197]
В зависимости от реального и
прогнозируемого состояния
Для достижения поставленных целей
государство принимает
Для стратегических инвесторов, особенно иностранных, большое значение имеет также политический риск, поскольку от таких факторов как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит инвестиционная привлекательность государства.[36]
Действующее в России инвестиционное
законодательство благоприятствует скорейшей
легализации сферы
Инвестиционная деятельность в современных условиях является основным фактором развития преобразования и стабильности экономики. Инвестиции в расширение и модернизацию производственных мощностей способствуют повышению эффективности производства, обеспечивают накопление оборотных средств, выступают важнейшим элементом совокупных расходов, оказывают влияние на объем, структуру обновленного производства, спрос и предложение, занятость населения и др. Вместе с тем, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию всех видов производственных ресурсов и сокращению объемов национального производства и как следствие к деградации экономики.
Главные цели инвестиционной политики
государства обусловлены
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов «новой экономики», прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века.[2, с. 468]
В среднесрочном плане
В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:
- усиление роли государства
как гаранта осуществления
- введение иммунитета
- создание равных конкурентных
условий хозяйственной
- осуществление действенных
- либерализация рынка
- обеспечение возможности
- содействие становлению
- усиление социальной
- отказ от неэффективных
- открытость и предсказуемость
государственной
- отказ от прямого
- повышение эффективности
- создание благоприятных
- либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;
- повышение инвестиционной
Сегодня в России создалась реальная
возможность успешного
Улучшение инвестиционного и
- кардинальное улучшение
- существенное снижение
- достижение сбалансированности
бюджетной системы и повышение
эффективности ее
- стимулирование прогрессивных
структурных сдвигов в
- реструктуризацию естественных монополий;
- создание условий для развития
финансовой инфраструктуры и
достижения среднесрочной
- создание условий для
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Одними из первых шагов, призванных создать базис для обеспечения ясной и прозрачной структуры экономики России, являются введение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и неукоснительное исполнение законодательства о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Здесь должен быть предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.