Инвестиционная деятельность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание

В связи с этим цель работы заключается в исследовании направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:


- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;
- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;
- проанализировать суть государственное регулирование инвестиционной деятельности;
- описать инвестиционную ситуацию в стране на текущий период;
- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7

1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7

1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной

деятельности………………………………………………….. 15

1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИИ………………………………………………………. 31

2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31

2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37

2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51

3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их

решения……………………………………………………….. 51

3.2. Направления повышения инвестиционной активности

России…………………………………………………….......... 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...... 74

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc 111.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

- мобилизация свободных средств  предприятий и населения на  инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство  системы оплаты объектов за  конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством  механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот  банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка  республик бывшего СССР со  свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

- срочное рассмотрение и принятие  Думой нового закона об иностранных  инвестициях в России;

- принятие законов о концессиях  и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного  капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков;

- создание в кратчайшие сроки  Национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы  укрепления курса рубля и перехода  к его полной конвертируемости.[50]

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Направления повышения инвестиционной  активности России

 

 

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума — темпы роста инвестиций здесь значите6льно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше.[24, с. 436]

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной  конъюнктуре мировых рынков. Не устранены  фундаментальные  причины слабости российской экономики — незавершенность структурных и институционных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности  обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.

Прямое участие государства  в инвестиционной  деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов  инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности подразумевает обеспечение всем участникам равных прав при обсуждении и осуществлении инвестиционных проектов, а также предоставление любому субъекту экономических отношений права обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.[37, с.197]

В зависимости от реального и  прогнозируемого состояния экономики (уровня инфляции, дефицита (профицита) бюджетной системы, отраслевой структуры  производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) могут применяться различные  концепции регулирования инвестиционного рынка, однако любая выбранная концепция должна обеспечивать баланс между достижением стратегических целевых установок (рост ВВП и национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции и т.п.) и поддержанием нормальных параметров текущей экономической ситуации (равновесие между спросом предложением, оптимальные процентные ставки на кредитные ресурсы, стабильность денежной массы и др.).

Для достижения поставленных целей  государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Для стратегических инвесторов, особенно иностранных, большое значение имеет  также политический риск, поскольку  от таких факторов как уровень  сепаратизма, соотношение и поведение  основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит инвестиционная привлекательность государства.[36]

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей  легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками  и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями. Комплексный характер защитных мер гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов.

Инвестиционная деятельность в  современных условиях является основным фактором развития преобразования и стабильности экономики. Инвестиции в расширение и модернизацию производственных мощностей способствуют повышению эффективности производства,  обеспечивают накопление оборотных средств, выступают важнейшим элементом совокупных расходов,  оказывают влияние на объем, структуру обновленного производства, спрос и предложение,  занятость населения и др. Вместе с тем, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию всех видов производственных ресурсов и сокращению объемов национального производства и как следствие к деградации экономики.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в «Основных  направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». [25, с. 16]

Безусловным приоритетом государственной  инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства  на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов «новой экономики», прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века.[2, с. 468]

В среднесрочном плане государственная  инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайне физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.

В связи с этим основными принципами и задачами политики государства  в инвестиционной сфере должны стать:

- усиление роли государства  как гаранта осуществления предсказуемого  благоприятного нормативно-правового  режима хозяйственной деятельности  отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

- введение иммунитета внутренних  инвесторов в отношении вступления  в силу правовых норм, ухудшающих  условия внутренних инвестиций  в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

- создание равных конкурентных  условий хозяйственной деятельности  всем инвесторам независимо от  формы собственности, способствующих  эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

- осуществление действенных законодательных  и практических механизмов защиты  интересов и прав инвесторов  при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;

- либерализация рынка инвестиционных  проектов путем упрощения процедур  согласования и получения разрешительной  документации при их разработке и реализации;

- обеспечение возможности получения  инвесторами достоверной информации  об организациях в целях анализа  и выбора объектов инвестиций;

- содействие становлению современной  институциональной инфраструктуры  инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.

- усиление социальной направленности  инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;

- отказ от неэффективных инвестиционных  расходов из бюджета, безусловное  выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;

- открытость и предсказуемость  государственной инвестиционной  политики, стимулирование привлечения  капиталов частнопредпринимательского  сектора для решения приоритетных  задач социально-экономического развития страны;

- отказ от прямого государственного  финансирования  эффективных, коммерчески  окупаемых инвестиционных проектов;

- повышение эффективности инвестиционной  деятельности государственного  сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ;

- создание благоприятных условий  наращивания инвестиционно-финансового  потенциала российских предприятий  путем осуществления программ  их реструктуризации;

- либерализация внешнеторгового  и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;

- повышение инвестиционной привлекательности  российских предприятий на основе  решения вопроса о собственности  на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.[16, с. 22]

Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются  промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов.

Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развитием экономики, поэтому к  приоритетным направлениям экономической  политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает:

- кардинальное улучшение условий  инвестирования и хозяйствования;

- существенное снижение налогового  бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;

- достижение сбалансированности  бюджетной системы и повышение  эффективности ее функционирования;

- стимулирование прогрессивных  структурных сдвигов в российской  экономике;

- реструктуризацию естественных  монополий;

- создание условий для развития  финансовой инфраструктуры и  достижения среднесрочной финансовой  стабильности;

- создание условий для интеграции  России в мировую экономику.[4, с. 18]

Все это позволит России закрепить  позитивные тенденции, наблюдавшиеся  в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

Одними из первых шагов, призванных создать базис для обеспечения  ясной и прозрачной структуры  экономики России, являются введение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и неукоснительное исполнение законодательства о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Изменения должны коснуться и системы  вычетов, учитываемых для целей  налогообложения прибыли. Здесь  должен быть предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РФ