Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа
В связи с этим цель работы заключается в исследовании направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в России, государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;
- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;
- проанализировать суть государственное регулирование инвестиционной деятельности;
- описать инвестиционную ситуацию в стране на текущий период;
- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7
1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7
1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной
деятельности………………………………………………….. 15
1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………. 31
2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31
2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37
2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51
3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их
решения……………………………………………………….. 51
3.2. Направления повышения инвестиционной активности
России…………………………………………………….......... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...... 74
Источник [51]
Что же касается 2011 г., то по состоянию на конец июня 2011г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 315,0 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,8% (на конец июня 2010г. - 55,2%), доля прямых инвестиций составила 39,5% (40,6%), портфельных - 2,7% (4,2%).
В I полугодии 2011г. в экономику России поступило 87,7 млрд.долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в I полугодии 2010 г.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2011г. 81,7 млрд.долларов, или в 2,5 раза больше, чем в I полугодии 2010 г.
Таблица 2.3.4.
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)
. Накоплено на конец июня 2011г. |
В том числе |
. Справочно поступило в I полугодии 2011г. | ||||
всего |
в % к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие | ||
Всего инвестиций |
314989 |
100 |
124465 |
8490 |
182034 |
87698 |
из них по основным странам-инвесторам |
264081 |
83,8 |
97881 |
7391 |
158809 |
31616 |
в том числе: Кипр |
69868 |
22,2 |
48671 |
1540 |
19657 |
7535 |
Нидерланды |
42969 |
13,6 |
23691 |
29 |
19249 |
7828 |
Люксембург |
34395 |
10,9 |
584 |
152 |
33659 |
1383 |
Китай |
27102 |
8,6 |
1186 |
12 |
25904 |
979 |
Германия |
29300 |
9,3 |
10876 |
10 |
18414 |
5622 |
Великобритания |
21257 |
6,7 |
3648 |
4545 |
13064 |
3926 |
Ирландия |
12795 |
4,1 |
587 |
5 |
12203 |
1749 |
Франция |
8761 |
2,8 |
2946 |
17 |
5798 |
1650 |
Япония |
9588 |
3,0 |
978 |
3 |
8607 |
566 |
Виргинские (Британские) острова |
8046 |
2,6 |
4714 |
1078 |
2254 |
378 |
Источник [51]
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2011г. составил 95,8 млрд. долл. В I полугодии 2011г. из России за рубеж направлено 67,2 млрд. долл. иностранных инвестиций, или на 31,5% больше, чем в I полугодии 2010 г.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 57,6 млрд. долл., или на 22,2% больше, чем в I полугодии 2010 г.
Среди стран группы БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, наша страна отличается наименьшими темпами роста экономики. Такие данные опубликовал Росстат. Еще одно отличие России от развивающихся экономик, на которое обратили внимание статистики, – это отток капитала и сокращение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в нашу страну за январь–сентябрь 2010 г. упали на 13%.
Объем портфельных инвестиций составил 866 млн. долл. – на 15% меньше, чем за тот же период годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 38,426 млрд. долл. – на 12,2% меньше по сравнению с притоком в январе–сентябре 2009 года.
По словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, общая ситуация с инвестициями в мире неважная. Российская экономика, несомненно, сохраняет привлекательность для западного бизнеса. Однако у иностранцев существуют опасения по поводу инвестиционного климата, взаимоотношений государства и бизнеса. Ясин напомнил и о продолжающемся оттоке российского капитала. "Такое поведение отечественного бизнеса – сигнал для властей, что нужно четко выдерживать политическую линию, создавать комфортную для бизнеса среду", – подчеркнул эксперт. Пока же в экономике России складывается обстановка, весьма подходящая под определение "стагнация", что проявляется в том числе в снижении инвестиционной активности. Рост ВВП на уровне 2–3% в год характерен для развитых стран, но никак не для страны "с молодой рыночной экономикой", подчеркнул Ясин.
До кризиса Россия привлекала иностранных инвесторов не только возможностью получать прибыль от вложений в конкретные экономические проекты, но и за счет растущего курса рубля. Сейчас же очевидно, что рубль скорее всего будет ослабевать, следовательно, этот фактор ближайшие годы не будет работать. Старая модель сломалась, а новой пока не создано. Кроме сырья, у нас нет источников экономического роста. Поэтому в борьбе за инвестиции Россия не может конкурировать с Китаем, Индией и Бразилией, которые обладают, например, огромными резервами дешевой рабочей силы.
На ближайшие годы предусматривается
комплекс мер по дальнейшему улучшению
инвестиционного климата, созданию
благоприятных условий для
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
3.1. Факторы, препятствующие
В настоящее время можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию.
Первая и наиболее важная – внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует четкой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.
Еще одна не менее важная проблема общенационального масштаба – криминализация общества и экономики. Это проявляется прежде всего в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики, такие как топливно-энергетический комплекс.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Для эффективной реализации серьезного
инвестиционного проекта
В Концепции социально-
Крайне острой проблемой стало
регулирование таможенного
Наконец, наиболее важной составляющей
инвестиционного климата
Слабость институтов — ключевой фактор, негативно влияющий на кредитоспособность компаний, препятствующий диверсификации экономики и притоку инвестиций в Россию. Слабость судебной системы, бюрократический пресс, непрозрачность регулирования приводят к недостаточной защите прав собственника, значительным рискам в сфере регулирования и налогообложения, а также препятствуют развитию открытости и прозрачности российских компаний и диверсификации экономики. В условиях развивающейся культуры бизнеса и регулирования принятие решений в большей степени зависит от отдельных лиц или от влиятельных групп интересов, нежели от институтов с четко установленными задачами. Личные или политические мотивы могут превалировать над экономической целесообразностью, что приводит к пристрастным или непредсказуемым с точки зрения бизнеса решениям. Авторитаризм привел к более активному вмешательству государства в экономику, увеличению числа бюрократических барьеров и росту коррупции. По мере усиления авторитарной бюрократии решения и действия правительства, касающиеся бизнеса, становятся все менее предсказуемыми.
Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА). Важное условие, необходимое для частных капиталовложений — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. В год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. [21, с.18]
В своем послании о бюджетной политике в 2010-2020 годах Дмитрий Медведев указал на необходимость усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами. [35, с.3]
В целях поддержания инвестиционн
- во-первых, в целях исчисления
налога на прибыль организаций
законодательно установить
- во-вторых, разработать меры налогового
стимулирования повышения
Для стабилизации экономики и улучшения
инвестиционного климата требуе
- достижение национального
- ускорение работы
- радикализация борьбы с
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового