Инвестиционная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Инвестиции это процесс вложения капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода (прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной формой, реализующей стратегию развития предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы……………………………………………………...5
Инвестиционная стратегия, как элемент общей стратегии предприятия……………………………………………………………….5
Принципы инвестиционной стратегии предприятия…………………..8
Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия…………12
2. Проблемы развития и инвестирования российских предприятий…..….15
2.1.Особенности развития корпоративного управления в РФ…………….15
2.2 Российские предприятия как открытые и закрытые системы……..….17
3.Финансово-инвестиционная стратегия предприятия……………………21
Заключение ……………………………………………………………..….…53
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.docx

— 132.85 Кб (Скачать документ)

« полузакрытые агрессивные  системы» и «полузакрытые пассивные  системы». Первые системы развивают в себе негативно-деструктивную функцию, которая ставит своей целью принуждение к перестройке под себя других структур или организаций.(таб 1.). полузакрытые агрессивные системы стремятся перестроить под себя внешнюю среду, подмять для этой цели себя и власть. Полузакрытые пассивные системы решают частные задачи их собственников и менеджеров, решают, как правило, антикризисные задачи, реструктуризации с переходом на технологии более низкого уровня, слияния или банкротства или распродажи собственности.

 

 

 

 

 

Таб 1.

 

 

Открытые и  полузакрытые агрессивные системы1

Открытая система

Полузакрытая  агрессивная система

Принцип развития

Принцип развития

Эволюционное развитие: (как  крайние позитивные проявления-преуспевающие  организации на конкурентных рынках, лидеры отраслей на рынках. Как крайне негативные проявления-организации-банкроты на конкурентных рынках).

Консервативное функционирование: (как крайне позитивные проявления-преуспевающие  стабильные организации, базирующие свое благополучие на естественной или временно приобретенной монополии, как крайне негативные проявления- «консервативное паразитирование», «организации крысы», « организации-тараканы» криминального сектора).

Отношение к ресурсам:

Оптимизация используемых ресурсов

Отношение к ресурсам:

Экстенсивная эксплуатация ресурсов

Характер и  целевая направленность обратной связи:

Позитивно-конструктивная обратная связь, нацеленная на разработку программы  действий по изменению организации  в направлении удовлетворения посылов потребителей и рынков

Характер и  целевая направленность обратной связи:

Негативно-деструктивная  обратная связь, нацеленная на разработку репрессивно-карательных мер с  целью принуждения других перестроить свою деятельность под себя.

Внутренняя коммуникационная открытость:

Избирательная и целенаправленно  активная

Внутренняя коммуникационная открытость:

В высшей степени избирательная

Внешняя коммуникационная открытость:

Присутствует в значительной степени

Внешняя коммуникационная открытость:

Отсутствует полностью или  в  весьма значительной степени

 

Разделение предприятий  на открытые и полузакрытые агрессивные, особенно в отношении российских предприятий, хорошо согласуется с изложенной выше концепцией положительного и отрицательного человеческого капитала.

Открытые предприятия - это предприятия с накопленным положительным человеческим капиталом, значительным  интеллектуальным капиталом в его составе, которые когда-то начинали, как правило, с малого бизнеса и накапливали положительный человеческий капитал параллельно с ростом фирмы.

Полузакрытые  агрессивные предприятия – предприятия с накопленным отрицательным человеческим капиталом. Как правило, к ним относятся государственные унитарные предприятия с государственным участием в капитале, олигополии и монополии, в прошлом или настоящем опирающиеся на поддержку государства, муниципальные предприятия, предприятия с двойной бухгалтерией, контролируемые криминалом.

Разделение на открытые и  полузакрытые агрессивные предприятия, а также на предприятия с положительным  и отрицательным накопленным  человеческим капиталом (ЧК) актуально для развивающихся стран и стран с переходными экономиками ( стран с индустриальными экономиками). Это разделение отражает существование рыночного и нерыночного секторов в экономике и их острую конкуренцию во всех сферах.

Одной из главных особенностей экономики России переходного периода  является одновременное существование  крупного нерыночного сектора экономики, включающего в себя полузакрытые агрессивные структуры, и рыночного. И их, в определенном смысле, противостояние. В нерыночный сектор экономики входили  и входят предприятия ОПК, государственные  унитарные предприятия, монополии  и олигополии, областные и муниципальные  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Финансово-инвестиционная  стратегия предприятия

Под финансово-инвестиционной стратегией предприятия понимается совокупность стратегических решений, охватывающих выбор, приоритеты и размеры  использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств. В зависимости от сферы принятия стратегических решений они различаются на технические (I), маркетинговые (II), социальные (III) и управленческие (IV) (рис. 1).(см. приложение 1)

Этот вид стратегии  можно считать важнейшим, так  как реализация товарно-ресурсной, технической, социальной и других компонент  комплексной стратегии предприятия  требует поддержки в виде совокупности базисных решений в сфере финансов.

Из представленных на данном рисунке сфер принятия стратегических решений центральное место занимает товарно-рыночная (маркетинговая) стратегия, которая, как правило, в значительной степени индуцирует соответствующие  стратегии и решения в других сферах (технической, социальной и управленческой). Однако эти сферы принятия решений  могут быть реализованы также  и автономно.

Как уже говорилось, важной характеристикой стратегического  решения является его масштабность: в большинстве случаев она тесно коррелирует с необратимостью последствий принятого решения, что и делает его стратегическим, важным для деятельности предприятия. В контексте финансово-инвестиционной стратегии это означает, что величины планируемых финансовых потоков должны быть значительными (например, по отношению к размеру предприятия), хотя в редких случаях возможны также и низкозатратные стратегические решения. Стратегические финансово-инвестиционные решения обычно связаны с привлечением внешних (по отношению к предприятию) источников финансирования, но в любом случае должны определять и расходование собственных средств. Потребность в финансовых ресурсах отражена на нижнем уровне рис. 4.6.1 с помощью стрелок двух видов: пунктирными характеризуется незначительная потребность в финансовых ресурсах, которая часто удовлетворяется за счет собственных средств предприятия; двойными – значительная потребность, требующая привлечения внешних источников. В этой же схеме предусмотрена деятельность предприятия на финансовых рынках, предполагающая вложения средств для расширения будущих финансовых возможностей (формула «деньги делают новые деньги», реализуемая, например, путем дополнительной эмиссии акций).

Совокупность стратегических решений в маркетинговой, технической, социальной и управленческой сферах, локализованных во времени и подчиненных  определенной цели или задаче, образует проект развития предприятия, который является объектом финансирования. Увязка конкретного проекта развития предприятия со стратегическими решениями по источникам финансирования позволяет разработать соответствующийинвестиционный проект.

Понятие финансово-инвестиционной стратегии шире понятия инвестиционного  проекта: в рамках одной комплексной  социально-экономической стратегии  может быть реализовано (последовательно  или параллельно) несколько инвестиционных проектов. Кроме того, часть инвестиционно-финансовой деятельности предприятия протекает  вне сферы конкретных проектов и  направлена на поддержание непрерывности  функционирования (жизнедеятельности) бизнеса.

В рамках финансово-инвестиционной стратегии могут быть выделены основные направления инвестиционной деятельности предприятия. К ним относятся : 1) инвестиции на поддержание простого воспроизводства (в основном из амортизационных фондов с привлечением дополнительных средств в случае инфляции и обесценения накоплений); 2) вложения в капитальное строительство; 3) инвестиции на прирост оборотных средств; 4) финансирование инновационных разработок и НИОКР.

Эти направления представляют стратегические ориентиры при формировании финансово-инвестиционной стратегии  предприятия в ином разрезе, не совпадающем  с проектным. Например, один инвестиционный проект расширения предприятия может включать в себя направления по финансированию капитального строительства, инвестиции на прирост оборотных средств, вложения в НИОКР. В то же время стратегическое решение об ориентации на инвестирование в строительство дополнительного здания (офисного или производственного назначения) означает, что преобладающая сумма средств (или преобладающее число инвестиционных проектов) будет в течение достаточно продолжительного времени связана именно с этим направлением инвестирования.

Итак, описание финансово-инвестиционных стратегий должно базироваться, с  одной стороны, на основных направлениях предпринимательской активности предприятия  и портфеле инвестиционных проектов, а с другой, – на анализе главных  источников получения финансовых ресурсов – их доступности, уровне риска и  эффективности использования, а  также оценки их потенциальной емкости.

Ввиду особой важности анализа  источников финансирования в современных  условиях, характеризующихся хроническим  дефицитом финансовых средств на производственных предприятиях, остановимся  на этом виде анализа более подробно. На рис. 2 представлена классификация основных источников финансовых средств предприятия, к числу которых относятся: 
(1) – фонды развития предприятия (нераспределенная прибыль, амортизация, резервы, неиспользованная часть социальных фондов и т.д.); 
(2) – ресурсы, привлеченные за счет дополнительной эмиссии ценных бумаг предприятия; 
(3) – ресурсы, привлеченные в качестве консолидированных средств других предприятий (в рамках договоров интеграции); 
(4) – коммерческие и вексельные кредиты; 
(5) – банковские кредиты и ссуды различных видов; 
(6) – государственные (льготные) кредиты (в рамках централизованной инвестиционной программы); 
(7) – прямые государственные инвестиции (в рамках централизованной инвестиционной программы).

Следует заметить, что кроме  перечисленных источников финансирования предприятий, в условиях переходного  периода предприятиям в принципе доступны так называемые квазиинвестиционные ресурсы. Их существование обусловлено особым феноменом российской экономики, получившим название системы взаимных неплатежей. Вызывая острейший дефицит оборотных средств, неплатежи останавливают нормальный ход воспроизводства не только на уровне предприятия, но и на уровне экономики в целом.

 

Рис. 2. Схема источников финансирования предприятия

Реакцией предприятия  на этот феномен является использование  в своей деятельности особых неденежных форм инвестирования, которые с известной долей условности можно рассматривать как своеобразные инвестиционные источники финансирования. К ним относятся: взаимные зачеты долгов предприятий, бартер (натуральный обмен произведенными товарами и услугами), накопление средств на особых счетах дочерних фирм. Паллиативный, суррогатный характер этих источников, а также их ограниченность очевидны. Взаимозачеты не решают проблему наличных денег (а они необходимы, например, для оплаты затраченного труда). Сфера применения двустороннего бартера очень ограничена, а построения его многоступенчатых цепочек значительно увеличивают продолжительность кругооборота капитала (Макаров, Клейнер, 2008). Накопление средств на счетах дочерних фирм (так называемая полулегальная «вторая» экономика, получившая наибольшее распространение в сфере малого бизнеса (Егорова, Майн, 2009), хотя и может оказаться «скорой помощью» при решении острых социальных проблем (например, при выплате долгов по зарплате), но имеет временный характер. Легализация финансовых источников приводит, как правило, к самоликвидации фирм, выполнявших роль «потайного кармана».

Информация о работе Инвестиционная стратегия предприятия