Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:51, курсовая работа
Инвестиции это процесс вложения капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода (прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной формой, реализующей стратегию развития предприятия.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы……………………………………………………...5
Инвестиционная стратегия, как элемент общей стратегии предприятия……………………………………………………………….5
Принципы инвестиционной стратегии предприятия…………………..8
Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия…………12
2. Проблемы развития и инвестирования российских предприятий…..….15
2.1.Особенности развития корпоративного управления в РФ…………….15
2.2 Российские предприятия как открытые и закрытые системы……..….17
3.Финансово-инвестиционная стратегия предприятия……………………21
Заключение ……………………………………………………………..….…53
Список использованной литературы……………
Так как порядок осуществления
первичной эмиссии строго определен,
наибольший интерес представляет для
предприятия вторичная эмиссия,
предоставляющая ему широкие
возможности для принятия стратегических
решений по привлечению инвестиционных
ресурсов. Такие стратегические решения
(в соответствии с табл. 2) должны
предусматривать выбор:
- целей эмиссии ;
- способов размещения акций;
- источников эмиссии.
Для достижения целей мобилизации внешних ресурсов вторичная эмиссия может рассматриваться как один из наиболее эффективных способов. В ряде случаев он оказывается более предпочтительным, чем целевые инвестиции или кредиты. Действительно, получение целевых государственных инвестиций или льготных кредитов, конечно, неизмеримо дешевле, но трудно осуществимо. Решение же об эмиссии принимается самим предприятием. Другой способ – получение кредита – обычно обходится предприятию значительно дороже эмиссии: проценты по долгосрочному кредиту должны быть не ниже ставки рефинансирования (в настоящее время более 25–30%), в то время как затраты на эмиссию по экспертным оценкам колеблются от 5 до 20%.В то же время он связан с уже упоминавшимся риском финансовой зависимости предприятия от банка.
Несмотря на привлекательность этого источника, российский рынок вторичных ценных бумаг слабо развит. Примеров финансово-инвестиционных стратегий, успешно реализованных путем вторичной эмиссии акций, немного. К ним относятся эмиссия акций кондитерской фабрикой «Красный Октябрь», АО «ЦУМ». Данные опроса свидетельствуют о том, что 94% руководителей предприятий считают нехватку инвестиционных ресурсов своей ключевой проблемой, всего 19% из них считают вторичную эмиссию перспективным направлением ее решения, и только 10% реально работают в этом направлении.
Причины сложившегося положения кроются в перекосах развития фондового рынка (наполненность его в недавнем прошлом суррогатами ценных бумаг типа билетов МММ, скомпрометировавшими этот рынок в глазах вкладчиков), а также в отсутствии информационной прозрачности этого рынка, не позволяющей инвестору достоверно оценить привлекательность объектов вложения. В современных условиях наибольшей популярностью на фондовом рынке пользуются надежные и высокодоходные акции крупнейших предприятий ТЭК, а также отраслей связи и телекоммуникаций – РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «ЛУКойл», «Связьинвеста» и др. (так называемые «голубые фишки»). Следующими по популярности являются «серые фишки» – акции второго эшелона (предприятия алюминиевой промышленности, ряда пищевых отраслей и т.д.). Последней новинкой является охота за «темными лошадками» – предприятиями, стоимость акций которых (в силу их недооцененности и прогнозируемости будущих высоких доходов) может возрасти на 200–300%. По прогнозам и их числу могут относиться предприятия, производящие оборудование для ТЭК, химической промышленности, транспорта, автомобилестроения и др. Для того чтобы стать «темной лошадкой», предприятию в течение ряда лет необходимо проводить последовательную эмиссионную политику, которая должна включать в себя: 1) разработку эффективной финансово-инвестиционной стратегии; 2) обеспечение своей информационной прозрачности; 3) осуществление активной рекламной кампании, так как вложения в их акции считаются хотя и потенциально высокодоходными, но и очень рискованными.
Гибкой формой привлечения средств является кредитование. Оно может быть применено для реализации различных стратегических решений предприятия и особенно эффективно, когда в основе его инвестиционной стратегии лежат цели маркетингового продвижения товара.
Рассмотрим несколько схем кредитования предприятий в звене: поставщик – потребитель (Халевинская, 2007).
На рисунках, иллюстрирующих
далее эти схемы, простыми стрелками
отображаются информационные (договорные)
связи экономических объектов; двойными
стрелками – финансовые потоки между
ними; жирными стрелками –
Коммерческий фирменный кредит – одна из простейших форм кредитования, состоящая в отсрочке платежа за проданные товары (на оговоренный срок) и предоставляемая предприятием – поставщиком предприятию – потребителю.
В чистом виде такой кредит применяется редко и обычно сочетается с банковским кредитом (ссудой под залог). При этом обеспечивается пополнение оборотных средств предприятия – поставщика за счет ссуды, выданной под залог поставленных товаров на весь их период движения от продавца к покупателю, включая отсрочку платежа покупателя (рис.6). Такое сочетание позволяет предприятию-поставщику сокращать размеры собственного оборотного капитала и ускорять время его оборота, а предприятию-потребителю – использовать свободные финансовые ресурсы в течение оговоренного срока для получения дополнительной прибыли. Особенностью этой схемы кредитования является ее ограниченность по размеру (величина продаж), срокам (время движения товара), связям (связанность покупателя с определенным поставщиком). Кроме того, так как поставщиком осуществляется выплата процента за кредит, цена товара повышается по сравнению с продажей за наличные.
Далее рассматриваются другие схемы банковского кредита, предоставляемого предприятию-поставщику, предприятию-потребителю или обоим вместе под планируемую программу продвижения товара (рис. 4.6.7).
Как видно из этих схем, условиями кредитного контракта в этих случаях предусматривается участие в нем предприятия-потребителя и предприятия-поставщика, что ориентирует хозяйственных агентов на реализацию конечной цели производства – продажу изготовленного товара.
Рис. 6.. Схема коммерческого
кредита
В банковской практике существуют также более сложные формы компенсационного кредита, при которых часть долговых обязательств, отображенных на приведенных выше схемах, компенсируется за счет продажи товара. Рассмотренные схемы связывают кредитными отношениями поставщика и потребителя и могут рассматриваться как форма «связанного кредита», однако традиционно этот термин закрепился за схемой кредитования, представленной на рис. 4.6.6.
Рис. 7. Схема банковского кредита «от поставщика»
Рис.8. Схема банковского кредита «на покупателя»
Рис. 9. Схема кредитования потребителя «под контракт»
Рис. .10. Схема двойного кредитования
в звене «поставщик-потребитель».
Серия «связанных» кредитов,
последовательно распределенных заданным
во времени способом, образует кредитную
линию. Кредитная линия
Заметим, что в рассмотренных
схемах банкам отводилась роль посредников,
увязывающих интересы предприятий
(покупателей и продавцов) при
осуществлении ими актов купли-
Основным видом банковских рисков при кредитовании производственной сферы являются так называемые риски делькредере, связанные с невозвращением части или всей суммы коммерческого кредита (кредитный риск) или несвоевременным его возвращением (риск ликвидности). Решение этой проблемы осуществляется путем традиционных и нетрадиционных методов кредитования, рассматриваемых ниже.
Одним из наиболее традиционных финансовых инструментов является вексель – ценная бумага, удостоверяющая обязательство должника (векселедателя) уплатить до наступления определенного срока обусловленную сумму владельцу векселя (векселедержателю) или (по его указанию) произвести эту оплату другим лицам. Векселя широко применяются не только для системы взаимозачетов обязательств, но и как инструмент контроля по их выполнению. С этой целью используется ряд процедур, позволяющих диверсифицировать риски невыполнения долговых обязательств за счет расширения круга лиц, ответственных по векселю.
Одна из них состоит в использовании переводного векселя (тратты). Тратта – это краткосрочный вексель (выдаваемый на 2–3 месяца), который содержит в себе предложение его владельца, обращенное к должнику, об уплате оговоренной суммы третьему лицу (ремитенту). Это осуществляется с помощью специальной передаточной надписи – индоссамента, выполняющей также гарантийные функции. Наиболее надежными векселями считаются банковские тратты.
Для уменьшения рисков финансовых
сделок используются также акцептно-авальные операц
Примерами широко распространяющихся новых форм банковского кредитования являются факторинг, форфейтинг и лизинг.
Факторинг представляет собой сочетание кредита поставщика с комиссионными услугами, состоящими в принятии кредитных рисков фирмой-фактором. При этом фирма-фактор принимает на себя обязательство получения неоплаченных долгов. Фирма-фактор обычно связана с банком (является ее дочерним филиалом). В российских условиях факторинговыми операциями занимаются специализированные отделы банков. Схема факторинговой операции состоит из двух частей (рис.11): 1) выплаты фирмой-фактором 80–90% суммы контракта; 2) выплаты остатка контракта за вычетом комиссионных услуг (включающих премию за риск) после расчетов с покупателями.
Рис. 11. Схема факторинга
Факторинг – молодая, но развивающаяся отрасль мировой финансовой индустрии. Зародилась она в 60-х годах, но уже к настоящему времени мировой оборот факторинговых операций достиг 395 млрд. долл. Основная его цель – поддержание ликвидности предприятий-поставщиков; сфера применения – краткосрочные контракты на небольшие суммы для приобретения оборудования, заключаемые в сфере среднего и малого бизнеса
Форфейтинг – вид кредитования поставщика, при котором все кредитные риски принимает на себяфорфетирующий банк. В отличие от факторинга эти риски принимаются без оборота на поставщика. При этом форфетирующий банк обеспечивает свои интересы путем аваля обязательств покупателя со стороны его банка (рис. 12).
Форфейтинг (операции «а-форфе») используется при поставках оборудования на крупные суммы и на длительный срок (до 5–6 лет); считается дорогой формой кредитования (так как предусматривает увеличение числа посредников, а также обеспечивает большие гарантии поставщику).