Контроль инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание

В данной работе анализируется контроль инвестирования экономики в современной России. Исходя из того, что инвестиции в экономику - один из важнейших способов вывести производственные отрасли Российской Федерации из застоя, поднять уровень производства в стране до необходимой для нормального функционирования экономики отметки, данная проблема, безусловно, заслуживает рассмотрения.

Содержание

Введение
I. Сущность, методы и формы контроля инвестиционной деятельности. 5
1.1 Понятие инвестиционной деятельности и задачи ее контроля. 5
1.2 Методы и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России. 9
II. Государственное регулирование в РФ. 13
III. Инвестиционная политика. Анализ. 25
Заключение. 33
Список используемой литературы. 35

Работа состоит из  1 файл

контроль инвестиционой деятельности.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

      Указом  Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 введено  понятие финансового лизинга  как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок.

      В гражданском кодексе РФ установлен перечень юридических лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Регулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.

      Через налоговое законодательство государственные  органы оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот.

      2.2 Государственные органы, осуществляющие  контроль инвестиционной деятельности.

      Как известно, стабильность правового регулирования  инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем за реализацией которой должен кто- то предметно и на профессиональной основе заниматься.

      Исходя  из мировой практики организация привлечения инвестиций в национальную экономику государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему управления, прежде всего в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в системе исполнительной власти.[14]

      Что касается реализации государственной  политики по привлечению иностранных  инвестиций и контролю за ними, то этим в ряде стран предметно занимается единственное правительственное ведомство  с широкими полномочиями, включая  право предоставления определенных льгот иностранным инвесторам (в США, например, таким ведомством является Комитет по иностранным инвестициям).

      В Российской Федерации предложение  о создании подобной структуры было одобрено правительством еще в октябре 1992 года. Таким органом стало, образованное указом Президента РФ Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСиР), на которое были возложены задачи:

  • разработки и обоснования предложений по формированию государственной инвестиционной политики,
  • регистрация на федеральном уровне предприятий с участием иностранного капитала;
  • экспертиза конкретных инвестиционных проектов и программ, а также создание и координация деятельности соответствующих институтов, необходимых для целенаправленной работы на федеральном уровне с иностранными и отечественными инвесторами.

      Такими  институтами должны были стать:

    • Федеральная регистрационная палата, осуществляющая легализацию на территории России хозяйственных организаций с участием иностранного капитала посредством их регистрации по простой и открытой процедуре, позволяющей избежать зависимости от узковедомственных интересов и коррупции, а также призванная выдавать в необходимых случаях лицензии на отдельные виды деятельности;
    • централизованный информационный банк данных об инвестиционных проектах (Росинформинвестцентр);
    • Российский банк реконструкции и развития, осуществляющий финансирование проектов на конкурсной основе из бюджетных средств и средств внешнего заимствования под правительственные гарантии;
    • Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор), призванная обеспечивать работу над реализацией конкретных инвестиционных проектов по приоритетному правительственному перечню;
    • Центр проектного финансирования, осуществляющий независимую экспертизу, разработку технико-экономических обоснований и аранжировку приоритетных инвестиционных проектов;
    • Международное агентство гарантий инвестиций в Россию в структуре Европейского банка и развития (со страховым фондом на паевых началах с участием Правительства России, Всемирного банка, ЕБРР и частных международных инвестиционных фондов), которое должно было проводить страхование инвестиционных коммерческих рисков.

      Практически вся указанная инфраструктура было образована при активном участии  РАМСиР уже к осени 1993 года, чем были созданы необходимые предпосылки для будущей эффективной и профессиональной работы с иностранными и отечественными инвесторами. К этому времени РАМСиР уже успело приобрести определенный вес и авторитет в международных валютно-финансовых организациях и среди иностранных государственных органов, отвечающих в своих странах за экспансию своих национальных капиталов.

      Однако  с начала 1994 года внимание со стороны  правительства к этому агентству  и его работе стало явно недостаточным, была значительно понижена его роль, а в сентябре 1994 года оно было ликвидировано без каких-либо достаточно ясных и мотивированных оснований.

      В результате в настоящее время  задача формирования и реализации сколько-нибудь ясной национальной политики привлечения иностранных инвестиций пока так и остается нереализованной, а функции государственного регулирования инвестиционной деятельности в России вновь оказались распыленными между большим количеством федеральных министерств и ведомств. В связи с этим практически любое решение, касающееся серьезных инвестиционных проектов, в той или иной форме стимулирующее приток частных российских и зарубежных капиталовложений в экономику страны, может по-прежнему келейно вырабатываться и приниматься в бездонных ведомственных недрах.

      Приведенный с бывшим РАМ Си Ром пример лишний раз доказывает важность и значимость для решения задачи целенаправленного и крупномасштабного привлечения частных инвестиций в российскую экономику и наличия:

  • отвечающей долгосрочным национальным интересам государственной инвестиционной политики, не подверженной сиюминутной политической конъюнктуре, волюнтаризму и непрофессиональному субъективизму при принятии решений по ее реализации или корректировке;
  • разработанной на основе и во исполнение такой политики полноценной и непротиворечивой системы законодательства, обеспечивающего стабильное и рассчитанное на многолетнюю перспективу регулирование правил работы на российском рынке для отечественных иностранных инвесторов;
  • и, наконец, наличие конкретного ограниченного числа субъектов государственных органов, прежде всего на федеральном уровне, с ясными и четко определенными полномочиями и обязанностями по формированию координации и обеспечению этой инвестиционной политики.[11]

      Как было сказано выше, в настоящее  время функции государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности на территории

      Российской  Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которых реализует их в  пределах своей предметной компетенции  и по своим направлениям.

      В этой связи важное практическое значение приобретает задача определения  и систематизации этих функций государственного регулирования в отношении субъектов  инвестиционной деятельности, а также  классификация соответствующих  таким блокам функций групп федеральных органов, осуществляющих свою деятельность по близким или общим направлениям и сферам.

      Так, в результате анализа соответствующих  действующих законодательных и  подзаконных актов, появляется возможность  выделить следующие блоки функций, осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего федеральном) уровне в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Это функции:

  • государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности;
  • общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования;
  • финансово-кредитного и валютного регулирования контроля в инвестиционной деятельности;
  • фискально-налогового государственного регулирования инвестиционной деятельности;
  • государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации.

      Соответственно  выделенным блокам функций в Российской Федерации сложилась за последние  годы следующая система федеральных  органов государственного регулирования  инвестиционной деятельности:

      1. Федеральные органы и учреждения, осуществляющие государственную легализацию и регистрацию инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности. К данной группе органов относятся:

  • Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ (регистрация предприятий с иностранными инвестициями, аккредитация представительств иностранных юридических лиц, ведение реестров и т. д.);
  • Центральный банк РФ (в части регистрации и лицензирования кредитных организаций, аккредитации представительств иностранных банков, лицензирование аудиторов кредитных организаций, легализации вывоза капитала и т. д.);
  • Российский фонд федерального имущества (в части легализации сделок по купле-продаже государственных пакетов акций приватизированных предприятий);
  • Министерство финансов РФ (в части ведения единых реестров инвестиционных фондов и зарегистрированных в России ценных бумаг, выдачи лицензий на производство бланков ценных бумаг);
  • Государственный комитет РФ по рынку ценных бумаг (в части лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и саморегулируемых организаций, ведения их реестра);
  • Государственный таможенный комитет РФ (в части выдачи лицензий и квалификационных аттестатов, ведения реестров), а также ряд других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий лицензирование отдельных видов деятельности.

      2. Федеральные органы общеэкономического  и внешнеторгового государственного  регулирования в сфере инвестиционной  деятельности. К этой группе органов  относятся:

  • Министерство экономики РФ;
  • Министерство внешних экономических связей РФ;
  • Государственный таможенный комитет РФ.

      3. Федеральные органы финансово-кредитного  и валютного регулирования и  контроля в сфере инвестиционной  деятельности. К этой группе могут  быть отнесены:

  • Центральный Банк РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Министерство экономики РФ (в части разработки сводного финансового баланса государства, обоснования финансирования целевых программ, разработки политики привлечения инвестиций и так далее);
  • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
 

      4. Федеральные органы фискально-налогового государственного регулирования и надзора в сфере инвестиционной деятельности. К ним относятся:

  • Федеральная налоговая служба России; Федеральная служба налоговой полиции России;
  • Государственный таможенный комитет РФ (в части взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей);
  • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (в части приостановления незаконных внешнеэкономических операций и привлечения к ответственности за их совершение).

      5. Федеральные органы государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации:

  • Российский фонд федерального имущества; Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;
  • Государственный комитет РФ по рынку ценных бумаг;
  • Государственный комитет РФ по антимонопольной политике;
  • Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.

      Как легко подсчитать на основании приведенной классификации, функции регулирования инвестиционной деятельности от имени государства сегодня реально в России осуществляют как минимум 15 различных органов и учреждений. Среди них и значительное число органов исполнительной власти, и государственные учреждения при них, и Центральный банк России, и федеральные неправительственные органы.

      В настоящее время осуществляется очередное реформирование структуры  российского правительства и  системы федеральных органов  исполнительной власти.

      Исходя  из опыта всех предыдущих реорганизаций структуры государственного управления, с сожалением приходится прогнозировать, что скорее всего и на этот раз названные выше проблемы реформирования в инвестиционной сфере и соответствующего, адекватного реальным задачам и потребностям российской экономики, кардинального преобразования системы регулирования инвестиционной деятельности не произойдет.

      Сиюминутные задачи политической конъюнктуры снова  окажутся, скорее всего, важнее и сильнее. А жаль. Ведь в отличие от столь нуждающейся в крупномасштабных (и, прежде всего зарубежных) капиталовложениях экономики Российской Федерации те же серьезные иностранные инвесторы могут и подождать вкладывать свои деньги в остающийся рисковым российский рынок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контроль инвестиционной деятельности