Меры государства по формированию инвестиционного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инвестиционного климата и мер государственного регулирования по формированию инвестиционного климата.
Задачи курсовой работы включают рассмотрение вопросов:
- понятие инвестиционного климата;
- государственное регулирование инвестиционной деятельности;

Содержание

Введение
Понятие инвестиционного климата
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Меры государства по формированию инвестиционного климата
Оценка инвестиционного климата в Российской Федерации и Республике Башкортостан
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Мер государства по формированию ик.docx

— 138.67 Кб (Скачать документ)

Также государство регулирует инвестиционную деятельность в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в данной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно  взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму  некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив  капитала исходя из государственных  интересов, то любое вмешательство  государства в инвестиционный процесс  было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Вмешательство государства  должно отвечать интересам всех слоев  общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно  наделено политической властью и  обладает способностью реализовать  свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики через соответствующие  законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую  роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок.

 

  1. Меры государства по формированию инвестиционного климата

 

Согласно концепции Всемирного банка благоприятный инвестиционный климат не сводится к обеспечению компаниям возможности получать прибыль. Если бы цель состояла лишь в этом, внимание можно было бы сосредоточить только на вопросах минимизации затрат и рисков. Речь идет об обеспечении позитивных результатов для общества в целом. Многие виды издержек и рисков должны покрываться самими компаниями. Снятие же ограничений на развитие конкуренции расширяет возможности, стимулирует внедрение инноваций и приводит к тому, что плодами повышения производительности пользуются не только компании, но и потребители и работники.

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном  порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим  государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция  РФ, Гражданский и налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о  собственности, о приватизации, о  внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

В нашей стране также приняты  специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят ряд постановлений  Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной  инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения  внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом государственное  регулирование осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
  • антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как  административные, так и экономические  методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия  государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические  методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам  относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.

Государство гарантирует  всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

  • обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной
  • деятельности;
  • гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
  • право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;
  • защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что  капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных  целей и задач, обоснование  принципов и приоритетов государственного  регулирования инвестиций;

2) определение основных  источников и резервов долговременных вложений;

3) обоснование направлений  и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск  специфических, наиболее эффективных  решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая  тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

Можно выделить несколько  противоречий:

- недовольство компаний  высокими налогами, однако, за счет  налоговых поступлений идет финансирование предоставляемых государством услуг, которые способствуют улучшению инвестиционного климата и решению других социальных задач;

- многие компании предпочли  бы работать в условиях менее  жесткого регулирования их деятельности, однако рациональная система регулирования помогает устранять сбои рыночного механизма, способствуя тем самым улучшению инвестиционного климата и защите иных интересов общества.

Создание здорового инвестиционного  климата требует от правительств обеспечения баланса этих интересов.

Согласно мнения Всемирного банка, имеющиеся у компаний возможности и стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению производства определяются затратами, рисками и препятствиями на пути развития конкуренции, связанными с имеющимися инвестиционными возможностями. Влияние органов государственного управления на эти факторы обеспечивается сочетанием официальной политики в определенных областях – обеспечение стабильности и безопасности, нормативно-правовое регулирование и налогообложение, финансы и инфраструктура, а также рабочая сила и рынки труда – и практической деятельности государственных органов, а также более общими параметрами системы государственного управления. К числу последних относятся пресечение попыток рентоориентированного поведения, укрепление доверия к власти, создание атмосферы общественного доверия и законности, а также выбор политики, соответствующей местным институциональным условиям.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами, должно стать расширение возможностей и стимулирование компаний всех типов к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению бизнеса. Речь идет не только об увеличении объемов инвестиций, но и о повышении производительности, что представляет собой основное условие обеспечения устойчивого экономического роста. Цель состоит в улучшении инвестиционного климата в интересах всех слоев общества. Благоприятный инвестиционный климат выгоден обществу в целом, а не только компаниям, и распространяется на все компании, а не только на крупные или располагающие серьезными политическими связями.

Информация о работе Меры государства по формированию инвестиционного климата