Меры государства по формированию инвестиционного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инвестиционного климата и мер государственного регулирования по формированию инвестиционного климата.
Задачи курсовой работы включают рассмотрение вопросов:
- понятие инвестиционного климата;
- государственное регулирование инвестиционной деятельности;

Содержание

Введение
Понятие инвестиционного климата
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Меры государства по формированию инвестиционного климата
Оценка инвестиционного климата в Российской Федерации и Республике Башкортостан
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Мер государства по формированию ик.docx

— 138.67 Кб (Скачать документ)

Улучшение инвестиционного  климата является главным направлением общей стратегии самого Всемирного банка в области развития. С  ним связана другая очень важная задача, нашедшая свое отражение во втором направлении стратегии Банка, а именно, инвестирование в людские ресурсы и расширение прав и возможностей населения, с тем, чтобы люди могли воспользоваться возникающими возможностями.

 

  1. Оценка инвестиционного климата в Российской Федерации и Республике Башкортостан

 

Директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России С. Ю. Беляков охарактеризовал инвестиционный климат в России в целом. «По оценке специалистов, инвестиционный климат в России остается неудовлетворительным, несмотря на то, что в 2010 году было привлечено иностранных инвестиций на 41,2 млрд долларов, но хотелось бы выйти на уровень 60- 70 млрд долларов. Борьба за инвестиции — по сути борьба за улучшение качества жизни населения. А инвестиции — это не только капитал, это новое производство, новые технологии, новое качество управления во всех отраслях», считает С. Ю. Беляков.

«Мы боремся, но пока эту конкурентную борьбу проигрываем. Правительство России два года назад приняло План улучшения инвестиционного климата, который состоял из 7 направлений и содержал 42 мероприятия. В основном эти мероприятия предполагали внесение изменений в законодательство для сокращения количества административных барьеров. Этот план выполнен на 70%. Также в процессе его исполнения мы выявили, что одних законодательных изменений недостаточно — главная проблема в том, что практика сильно отличается от того, что принято на законодательном уровне. Необходимо решать в первую очередь этот вопрос», отметил представитель Минэкономразвития РФ.

В последние годы на фоне глобального экономического кризиса  сложилась неблагоприятная ситуация, воплотившаяся в уменьшении притока иностранного капитала в Россию и в продолжающемся оттоке капитала за рубеж. По данным Росстата, в 2008 г. снижение иностранных инвестиций в российскую экономику составило по сравнению с предыдущим годом 14,8%, а в 2009 г. – соответственно 21%. Причем в большей степени упали прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – на 41,1%, в то время как портфельные – на 37,7%, прочие – на 13,5%. Тенденция сокращения иностранных инвестиций продолжилась и в 2010 г. За январь – сентябрь 2010 г. их размер по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. сократился на 13,2%, в том числе ПИИ уменьшились на 17,8%, портфельные – на 15,0%, прочие – на 12,2%. Сохраняющийся при этом вывоз капитала из России привел к тому, что все последние годы наблюдался чистый отток капитала, хотя и в уменьшающемся размере. А именно, в кризисном 2008 г. чистый отток капитала из страны составил 133,9 млрд долл., через год – 56,9 млрд долл., а в 2010 г. Центробанк РФ оценил его в размере 38,3 млрд долл.

В отличие от 2009 г., когда  наибольший вклад в создание отрицательного сальдо ввоза-вывоза капитала внес банковский сектор, в 2010 г. к процессу оттока приложили руку прежде всего промышленные компании. Так, по итогам 2010 г. банковский сектор зафиксировал чистый ввоз капитала в размере 11,4 млрд долл.: банки нарастили иностранные пассивы на 18,1 млрд долл., одновременно увеличив иностранные активы на 6,7 млрд долл. В свою очередь, компании продемонстрировали чистый вывоз капитала в размере 49,7 млрд долл. Глава Центробанка Сергей Игнатьев отметил, что российские компании резко увеличили остатки средств на счетах иностранных банков и активно приобретали имущество за рубежом.

Сокращение в 2010 г. параметров чистого оттока капитала было связано прежде всего с наращиванием иностранных займов. Применительно к России корпоративный долг оказался сильно концентрированным: по подсчетам Deutsche Bank, к середине 2010 г. на долю 12% заемщиков приходилось 80% обязательств по займам и бондам. Три госкомпании – «Газпром», «Роснефть» и «ВТБ» – аккумулировали 20% всего корпоративного долга. На 1 июля 2010 г., по данным ЦБ, доля госкомпаний и госбанков составляла 33% долга корпоративного сектора, а доля госбанков в общей задолженности банковского сектора – 41,5%. При этом банки наращивали займы активнее, чем компании. По данным ЦМАКП, за июль – декабрь 2010 г. российские компании и банки разместили евробонды на 20 млрд долл. и заняли 19 млрд долл. через синдицированные кредиты. Почти половина всех этих средств приходилась на госкомпании и госбанки (примерно 70% размещений и 25% кредитов). В результате за второе полугодие 2010 г. корпоративный внешний долг вырос на 6,6% до 436,2 млрд долл. (примерно 30% ВВП): банков – на 18,6% до 44,8 млрд долл., компаний – на 1,5% до 291,3 млрд долл.

Только в декабре 2010 г., по данным ЦМАКП, банки существенно  нарастили валютные пассивы и их чистые привлечения составили около 10–12 млрд долл. В результате по итогам 2011 г. Россия должна будет выплатить 104,8 млрд долл. внешнего долга, в том числе 36,1 млрд долл. – банки и 62,3 млрд долл. – компании. Таким образом, указанные тенденции определяют возрастание не только долговых обязательств и кредитных рисков, в том числе суверенных, но и не позволяют снизить отток капитала из страны.

Кроме того, как показывает исследование Global Financial Integrity (GFI), Россия занимает второе место в рейтинге стран с наибольшим объемом незаконно вывезенного за рубеж капитала. По данным GFI, в период с 2000 по 2008 г. незаконный отток капитала из России достиг 427 млрд долл. Лидером этого рейтинга является Китай с показателем в 2,18 трлн долл. Третье, четвертое и пятое места в списке занимают Мексика (416 млрд долл.), Саудовская Аравия (302 млрд долл.) и Малайзия (291 млрд долл.).

Неблагоприятная картина  притока и оттока капитала в России определяется тем обстоятельством, что среди стран группы БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия и Китай, у нашей страны наблюдаются наименьшие темпы роста экономики и одни из наибольших параметры инфляции. Статистические данные свидетельствуют о том, что за январь–сентябрь 2010 г. ВВП Китая, Индии и Бразилии вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. соответственно на 10,6; 8,8 и 8,7%, в то время как в России – лишь на 2,7%. В сентябре годовой уровень накопленной инфляции в России составил 7%, тогда как в Бразилии – только 4,7%, в Китае – 3,6%. Лишь в Индии инфляция оказалась выше российских показателей, а именно 9,8% в сентябре 2010 г. к сентябрю 2009 г.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности  Россия опустилась с 43-го места в 2007 г. до 51-го в 2010 г. В рейтинге Doing Business, характеризующем удобство ведения бизнеса в стране, Россия оказалась на 123-м месте из 183, потеряв за год 7 позиций. В рейтинге восприятия коррупции страна скатилась на 154-е место из 178 стран, представленных в рейтинге. По степени коррупции мы находимся на одном уровне с Таджикистаном, Камбоджей, Папуа – Новой Гвинеей или Конго.

Как заявил премьер-министр  В. Путин на заседании правительственной комиссии по иностранным инвестициям, которое состоялось 28 декабря 2010г.: «Нам нужны прямые иностранные инвестиции, причем не просто капитал, а «умные» инвестиции, создание рабочих мест нового качества, передача технологий». Данное высказывание свидетельствует о том, что Россия заинтересована в притоке прежде всего реального капитала, который оказывает решающее воздействие на экономический рост в стране. Между тем всё первое десятилетие ХХI в. доля прямых инвестиций в структуре иностранных инвестиций в российскую экономику составляла не более одной четверти. Причем доля ПИИ в 2009 г. даже понизилась (до 19,4%). Подавляющая часть иностранных инвестиций приходится на прочие инвестиции (примерно 3/4), которые представлены в виде кредитов, и, следовательно, в элементах так называемого «летучего капитала». К настоящему времени пока нет оснований для серьезного роста прямых иностранных инвестиций, что, несомненно, связано с плохим инвестиционным климатом в стране.

Инвестиционный климат в  России в 2011 году продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных специалистов от крупных инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 года отток капитала из России составил 5 миллиардов долларов, что значительно ниже, чем отток капитала в марте. По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился.

Высокий уровень коррупции  и «оригинальность» работы многих государственных и муниципальных органов приводит к постепенному сокращению инвестиций в российскую экономику.  Кроме того, одной из особенностей ведения экономической политики в нашей стране является применение заградительных пошлин или введения ограничений на поставку или закупку тех или иных товаров на западных рынках. 

Кроме того, количество законопроектов, которые регулируют экономическую деятельность на территории Российской Федерации постоянно растет, а срок действия многих постановлений составляет несколько лет, что значительно повышает инвестиционные риски как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. 

Некоторое время назад  инвестиционная ситуация в нашей  стране была крайне выгодна для спекулянтов, которые могли зарабатывать «быстрые деньги» в некоторых секторах экономики, в настоящее время  прибыль многих компаний стала заметно меньше, что приводит к постепенно оттоку капитала из страны. 

Экономические проблемы, которые  возникли в странах Европейского союза и США, также приводят к  ухудшению инвестиционного климата в России в 2011 году, что связано с привязкой деятельности многих отраслей экономики нашей страны к иностранным валютам.

Одной из причин неблагоприятного инвестиционного климата является неопределенность, связанная с выборами, смена политической власти может привести как к ужесточению требований к инвесторам, так и к облегчению налогового режима или создания благоприятных условий для инвестирования в определенные сектора российской экономики. 

В апреле 2011 года президент  Российской Федерации Дмитрий Медведев составил перечень первоочередных мер, которые должны улучшить инвестиционный климат в России. К данным мерам относятся снижение налоговых и страховых взносов, а также создание более прозрачных условий для компаний, которые участвуют в государственных закупках.

 

Коррупция и бюрократия –  главные проблемы для бизнеса  в России. Так считают представители 127 компаний, входящих в Ассоциацию европейского бизнеса (АЕВ), чьи мнения были учтены в докладе «Стратегии и перспективы компаний АЕВ». Большинство бизнесменов не верят в улучшение ситуации и в ближайшие 2–3 года.

Слабое место России, по мнению многих экспертов, – это её сырьевая зависимость. Положение России в мировом хозяйстве в качестве сырьевого придатка развитых и некоторых развивающихся стран обусловливает деиндустриализацию российской экономики. Приоритеты, отданные отраслям нефтегазового комплекса, не позволяют осуществить решительные шаги по пути диверсификации экономики. К тому же указанная сырьевая направленность российского экспорта, в свою очередь, характеризуется существенным отставанием от мировых стандартов в области его инфраструктурного обеспечения. Имеется в виду недостаточная пропускная способность магистральных нефте- и газопроводов, транспортных артерий, морских терминалов и складских помещений. Мы наблюдаем явное противоречие между потребностью в углублении процесса интернационализации и отсутствием реальных возможностей для многомерной диверсификации, что в значительной степени определяется слабостью технико-технологической и институциональной основы этого процесса и закрепляет сырьевую направленность российского экспорта.

Кроме того, низкие оценки социальной ответственности бизнеса, корпоративной этики и транспарентности компаний, доступности кредитных средств, степени благоприятствования развитию конкуренции со стороны законодательства и госрегулирования, способности генерировать инновационный продукт – вот неполный перечень условий, определяющих отторжение как иностранных, так и российских компаний от инвестиционных вложений в отечественную экономику.

В октябре 2010 г. был опубликован  доклад «Российская модернизация и научно-технические инновации с точки зрения иностранных инвесторов», который был подготовлен членами Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), объединяющего 42 крупнейшие зарубежные компании, работающие в России. По прогнозу КСИИ, достичь успеха в области модернизации Россия сможет минимум через 15 лет. Причем эта возможность откроется только в том случае, если правительство будет придерживаться жесткого плана действий для развития высоких технологий и инноваций. Планы российского государства предполагают создание массового внутреннего рынка для наукоемких инноваций и внедрение системы инновационных инкубаторов для зрелых стартапов. Но реализация этих планов станет возможной только при активной борьбе с бюрократией, при упрощении административно-правового, налогового и финансового регулирования. В указанном докладе иностранные компании советуют России не соперничать с Индией, которая специализируется на аутсорсинге, или с Китаем, который выигрывает на дешевизне производимых товаров, а стать экспортером интеллектуальных услуг и наукоёмкой продукции.

В настоящее время российский малый бизнес практически отторгнут  от тенденций интернационализации. Антимонопольная и инвестиционная политика российского правительства, стимулирующая вложения в зону высоких технологий и поддерживающая движение на инновации, смогла бы вывести на новый уровень не только технико-технологическую сторону российского производства, но и подключить к имеющимся каналам международного общения хозяйственные структуры разного уровня (в том числе и малый бизнес), что предполагает увеличение их капитализации и инвестиционных возможностей.

Серьезной проблемой для  российской экономики и привлечения  инвестиций является нарушение прав интеллектуальной собственности (нарушение использования патентов, пиратство, нарушение авторских прав и т.д.). Постоянное нарушение прав интеллектуальной собственности в России наносит ущерб предприятиям и является помехой на пути иностранных инвестиций в экономику страны.

Всемирный экономический  кризис не пощадил никого, но Россию он задел особенно сильно. Кризис обнажил  многочисленные структурные проблемы российской экономики, что выразилось в резком сокращении притока прямых зарубежных инвестиций и оттоке отечественного капитала за рубеж, и, как следствие, ухудшение перспектив осуществления инвестиций в стране.

Очевидно, что, говоря об инвестиционном климате, не стоит забывать и об инвестициях  отечественных предприятий в  отечественную же экономику. И здесь  у России не все в полном порядке, так как многие компании предпочитают инвестировать за рубеж.  Это говорит о неразвитости таких основополагающих институтов как защита частной и интеллектуальной собственности, налоговой системы, о наличии чрезмерной бюрократизации, неоправданно большого количества чиновников и созданных ими административных барьеров. 

Информация о работе Меры государства по формированию инвестиционного климата