Новые инструменты финансовых рынков (российский и международный опыт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание

Основной целью исследования является изучение теоретических основ, связанных с функционированием новых финансовых инструментов на российском и международном финансовых рынках.
Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач курсовой работы:
- исследование сущности и структуры новых финансовых инструментов;
- исследование финансовых инструментов, обращающихся в России;
- выявление проблем развития новых инструментов финансового рынка в России;
- оценка перспектив развития новых финансовых инструментов в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Характеристика международного рынка новых финансовых инструментов и их классификация………………………………………….
1.1. Финансовые инструменты: их сущность, виды, классификация…….
1.2. Особенности новых финансовых инструментов……………………..
Глава 2. Характеристика и основные проблемы применения новых финансовых инструментов в России………………………………………..
2.1. Характеристика основных видов новых финансовых инструментов..
2.2. Оценка развития новых финансовых инструментов в России……….
Глава 3. Перспективы развития новых финансовых инструментов…….
Заключение…………………………………………………………………...
Расчетная часть. Вариант 4…………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.docx

— 176.96 Кб (Скачать документ)

Примером  может служить ситуация, сложившаяся  в период кризиса 1979 года в США; который  во многом был вызван появлением инновации. Её предложили ПИФы, которые сами были сравнительно новым финансовым институтом. Они приравняли пай одному доллару, тем самым, позволив вкладываться на любую сумму (в другие ценные бумаги можно было лишь на сумму, кратную номиналу). ПИФы также предложили выдавать кредитные карточки. Разумеется, всё это было чрезвычайно заманчиво, и не могло не вызвать большого притока клиентов. Как следствие – бурное развитие ПИФов. Это привело к перекосу финансового рынка (в сбербанк никто не делал вклады) и страшному финансовому кризису (ссудосберегательных ассоциаций), который длился 4 года. Для его устранения была создана специальная ассоциация и даже была отменена сегментация банковского сектора. Одной из лечебных мер стало также создание NOW.

По текущему счёту проценты были равны нулю, но можно было выдавать пластиковую  карточку. Параллельно и взаимосвязано  с ним заводился р/с NOW на некоторую сумму. Таким образом, открывая счёт, клиент получал карточку с возможностью расплачиваться по ней; при этом образуя на текущем счёте отрицательное сальдо. Моментально, необходимая сумма перечислялась с NOW и восстанавливала нулевое сальдо. Так банки вернули своих клиентов, фактически предлагая те же услуги, что и ПИФы. В конце концов, сегментация была опять введена в 1986 году.

Что же объясняет  эти революционные перемены в  финансовой системе и распространение  новых финансовых продуктов, ставших  доступными для потребителей?

Как и  в других отраслях экономики, главной  целью финансовой индустрии является получение прибыли путём продажи  её продуктов. Если, например, мыльная  компания увидит на рынке необходимость  в моющем средстве для прачечных; то она разработает этот продукт для удовлетворения этой нужды. Также и финансовые институты разрабатывают новые продукты, как для собственных целей, так и для своих клиентов. Инновации в этой отрасли экономики в основном вызваны теми же факторами, что и в других отраслях.

Но нельзя забывать об ещё одной важной причине  возникновения новых финансовых инструментов: желании избежать более  строгих ограничений, чем те, с  которыми сталкиваются фирмы из других сфер экономики [16, с. 18].

На примере  кредитных карточек рассмотрим основные факторы, влияющие на развитие финансовых инноваций.

Важнейшим фактором является технология. Использование  кредитных карточек стало возможным  только в результате создания телефонных и компьютерных сетей, а также  других, более сложных телекоммуникационных систем, технического оборудования и  программного обеспечения для обработки  информации. Однако для того, чтобы  кредитные карточки стали важной частью современной финансовой системы, фирмы, предлагающие финансовые услуги и находящиеся в постоянном поиске новых возможностей для получения  прибыли, должны были быть готовы воспользоваться  этой продвинутой технологией. Домохозяйства  же и фирмы должны были быть готовы приобретать эти карточки.

В истории  инноваций довольно часто случается, что фирма, являющаяся пионером в  разработке какой-либо потенциально экономически выгодной идеи, не получает от этого  наибольших выгод. Это справедливо  и по отношению к кредитным  картам. Первой компанией, предложившей использование кредиток в международных  поездках, была Diners Club, основанная сразу после окончания второй мировой войны. Успех этой фирмы побудил две другие компании, American Express и Carte Blanche, предложить подобные программы использования кредитных карточек [8, с. 134].

Фирмы, предлагающие услуги по использованию кредитных  карточек (как правило определенный процент от цены покупки), а также  в виде процентов, которые выплачиваются  за использование кредита владельцами  этих карточек(по остатку на счете). Наибольшие расходы таких фирм составляют издержки на проведение операций, убытки вследствие воровства карточек и неспособности их владельцев погашать свои обязательства.

Когда в 50-х коммерческие банки впервые  попробовали работать с кредитными картами, то обнаружилось, что они  вследствие своих слишком высоких  эксплуатационных расходов не могут  конкурировать с фирмами, предоставляющими подобные услуги. Однако в конце 60-х  эти расходы значительно снизились  благодаря развитию компьютерных технологий и банки уже могли составить  серьезную конкуренцию таким  фирмам. В наши дни лидерами на рынке  услуг с использованием кредитных  карточек являются две крупные банковские системы: Visa и Master Card, а доля фирм Diners Club и Carte Blanche значительно сократилась.

Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса хозяйственного или  другого процесса и необходимостью немедленной ликвидации этого кризиса  за счет нововведений.

Такое нововведение представляет собой кризисную инновацию . Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также решение более сложной проблемы — проблемы выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта.

Стратегическая  потребность — это потребность  в инновации на перспективу. Она  вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например прогнозами потерь конкурентоспособности  товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации здесь является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

Вид инновации  представляет собой совокупность отдельных  инноваций, сведенных в единую группу по определенным приметам (знакам), позволяющим  отличить эту группу инноваций от других групп. Например, в инновациях, выделенных по целевому признаку, видами инноваций являются кризисная инновация  и инновация развития; в инновациях, выделенных по внешнему признаку, видами инноваций являются продукт и  операция и т. п.

Вид инноваций  включает в себя разные формы инноваций. Форма инноваций — это группа инноваций, объединенных единым способом существования или единой сущностью  какого-либо нововведения. Это новая  техника, новый товар, новый страховой  продукт, новый туристский продукт (тур, круиз, туристский маршрут и  т. п.), новая технология производства продукции и т. п.

Например, в 1997 г. банк “Петровский” (Санкт-Петербург) совместно с отделением Пенсионного фонда по Петербургу, Городским центром по назначению и выплате пенсий и пособий, Управлением федеральной почтовой связи ввел для пенсионеров новый вид кредита, так называемый микрокредит. Этот микрокредит выдается пенсионеру на срок до ближайшего начисления пенсии или пособия под довольно низкую процентную ставку.

В общей  системе инноваций можно выделить финансовую инновацию, т.е. инновацию, которая функционирует в финансовой сфере. Финансовая инновация, так же как и любая другая инновация, делится на кризисную инновацию  и инновацию развития; на новый  финансовый продукт и новую финансовую операцию.

Как самостоятельная  экономическая категория финансовая инновация имеет следующие отличительные  особенности [8, с. 165]:

1. Обязательность  продажи нового финансового продукта  на рынке финансовых инноваций.

2. Обязательность  реализации финансовой операции  на рынке или внутри хозяйствующего  субъекта.

3. Функциональная  зависимость финансовой инновации  от времени.

4. Особенность  самого финансового продукта, которая  выражается, во-первых, в наличии  единичного и массового спроса, во-вторых, в функционировании лимитированного  и нелимитированного продукта, в-третьих, в существовании продукта в форме имущества и в форме имущественных прав.

Обязательность  продажи нового финансового продукта или операции означает, что если продукт или операция не реализованы, то они не являются новыми. Их просто нет.

Зависимость финансовой инновации от времени  означает, что каждая инновация имеет  свой жизненный цикл.

Экономическая сущность финансовой инновации выражается в следующем.

Финансовая  инновация — это реализованный  в форме нового финансового продукта или операции конечный результат  инновационной деятельности в финансовой сфере.

Содержание  финансовой инновации составляют новые  финансовые продукты и новые финансовые операции.

Финансовый  продукт представляет собой материальную часть оформленной услуги финансового  института. Финансовый продукт имеет  вид вещи (т. е. осязаемую форму), предназначенную  для продажи на финансовом рынке. К финансовому продукту относятся  ценные фондовые бумаги, монеты из драгоценных  металлов, пластиковая расчетная  или кредитная карта, договор  банковского счета, пенсионный полис, объект недвижимости и т. п.

Новый финансовый продукт бывает:

1) массовый;

2) единичный.

Единичный финансовый продукт — это индивидуальный продукт. Как вещь он имеет характерные, только ему присущие особенности, которые  выделяют его среди других продуктов. Другими словами, единичный финансовый продукт есть разновидность какого-либо финансового актива или продукта. Например, конкретная монета из конкретного  драгоценного металла, янтарь, конкретная недвижимость, акция эмитента —  конкретного хозяйствующего субъекта, облигация эмитента — конкретного  хозяйствующего субъекта.

Единичный финансовый продукт имеет четко  определенный круг своих покупателей. Поэтому он выпускается в расчете  на конкретных потребителей (нумизматов, тезавраторов, инвесторов).

Массовый  финансовый продукт — это продукт  без резко выраженной индивидуальности. У него нет особых характерных  черт. Массовый финансовый продукт  различается только по видам продукта или финансового актива. Он включает в себя облигации государственного внутреннего займа всех видов, банковский депозитный счет, пенсионный полис, страховое  свидетельство, опционный контракт, фьючерс и др. Массовый финансовый продукт выпускается в расчете  на инвесторов и обычных граждан.

Новый финансовый продукт бывает:

1) лимитированный;

2) нелимитированный [11, с. 254].

Лимитированный  финансовый продукт — это продукт, объем или количество выпуска  которого строго квотируется. Этот объем  устанавливается при выпуске  продукта. Размер объема (количества) выпуска  продукта определяется многими факторами: размером уставного капитала хозяйствующего субъекта, спросом покупателей, наличием единицы самого продукта (объекты  недвижимости) и т.п.

К лимитируемым финансовым продуктам относятся  акции, облигации, виды кредитных соглашений, объекты недвижимости и некоторые другие продукты.

Нелимитированный финансовый продукт представляет собой продукт, объем (количество) выпуска которого не ограничено никакими квотами. Этот продукт выпускается в расчете на возможного потенциального покупателя. Численность покупателей есть величина неопределенная. Поэтому объем выпуска нелимитируемого финансового продукта не ограничивается никакими нормами и условиями, кроме фактора покупательского спроса.

К нелимитируемым финансовым продуктам относятся: монеты из драгоценных металлов, пластиковые карты, банковские счета, страховые свидетельства, пенсионный полис и др.

Новый финансовый продукт также может быть в  форме:

1) имущества;

2) имущественного  права.

Имущество — это вещь, то есть это материальный объект права собственности. Например, деньги, мерные слитки золота; монеты, драгоценные камни, ценные бумаги, земельный  участок и др.

Имущественное право означает право владеть, распоряжаться  и пользоваться определенным имуществом. К финансовому продукту в форме  имущественных прав относятся документы: договор банковского счета, кредитное  соглашение, пенсионный полис и т. п.

Финансовая  операция (лат. operatic — действие) означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению финансами. К финансовым операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств и ценных бумаг (заменители денег), методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов (баланс доходов и расходов, план денежных потоков, бюджетирование, оперативные финансовые планы и др.), приемы финансового анализа, формы организации финансовой работы в хозяйствующем субъекте, интерактивное и другое аналогичное инвестирование капитала, мэрджер и другие действия, связанные с попыткой захвата хозяйствующего субъекта (например, действия “инвесторов-стервятников”), действия по захвату новых финансовых рынков [13, c. 94].

Финансовые  операции как действия имеют неосязаемую  форму, т. е. их нельзя потрогать как  вещь и поэтому нельзя продать  по фиксированной цене. Чтобы быть проданной, финансовая операция должна быть материализована в форму  вещи. Формой материализации финансовой операции являются инструкции, правила, методические указания, формулы, графики, т. е. какой-то определенный документ. Этот документ уже является финансовым продуктом, а значит, и объектом купли-продажи  на финансовом рынке.

Информация о работе Новые инструменты финансовых рынков (российский и международный опыт)