Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:58, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение теоретических основ, связанных с функционированием новых финансовых инструментов на российском и международном финансовых рынках.
Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач курсовой работы:
- исследование сущности и структуры новых финансовых инструментов;
- исследование финансовых инструментов, обращающихся в России;
- выявление проблем развития новых инструментов финансового рынка в России;
- оценка перспектив развития новых финансовых инструментов в России.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Характеристика международного рынка новых финансовых инструментов и их классификация………………………………………….
1.1. Финансовые инструменты: их сущность, виды, классификация…….
1.2. Особенности новых финансовых инструментов……………………..
Глава 2. Характеристика и основные проблемы применения новых финансовых инструментов в России………………………………………..
2.1. Характеристика основных видов новых финансовых инструментов..
2.2. Оценка развития новых финансовых инструментов в России……….
Глава 3. Перспективы развития новых финансовых инструментов…….
Заключение…………………………………………………………………...
Расчетная часть. Вариант 4…………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Инновация означает в буквальном смысле что-то новое. Это новое в качестве продукта проявляет себя только в процессе продажи его на финансовом рынке или при реализации внутри хозяйствующего субъекта.
Спрос, предъявляемый покупателем на финансовый продукт или операцию, определяет степень новизны этих видов нововведений.
Если новый продукт, появившийся на финансовом рынке, пользуется спросом и продается, значит, имеются потребители этого продукта. Уровень спроса на новый продукт определяет уровень его полезности, а значит, и степень его новизны.
Любое новое явление связано с категорией “время”.
Категория “время” есть категория жизни в целом и жизни любого экономического, технического, биологического и другого явления.
Время является важным стимулом развития рынка и фактором победы в конкурентной борьбе. Опередить время — значит, опередить конкурентов. Тот хозяйствующий субъект, который первым вышел со своей финансовой инновацией и захватил свой сегмент (“нишу”) рынка, быстро создает себе имидж и конкуренту с ним очень трудно бороться.
Продолжительность функционирования инновации на рынке определяется временем ее жизненного цикла.
При продолжительности во времени любое новое явление становится массовым, традиционным, т.е. обычным явлением. Финансовая инновация есть функция времени.
И=f(t),
где И — финансовая инновация; t — время, т. е. продолжительность жизненного цикла финансовой инновации; f— знак функции.
Таким образом, понятие “финансовая инновация” действует только в рамках времени, которые установлены начальной и конечной точкой жизненного цикла данной финансовой инновации. В связи с этим не может считаться финансовой инновацией финансовый продукт или операция, которые являются новыми только для данного финансового учреждения, но которые уже давно реализованы в других финансовых учреждениях.
К финансовым инновациям не могут относиться также незначительные изменения, которые носят частный порядок и не меняют содержания и сущности финансового продукта или операции. Например, изменение процентных ставок по банковским счетам, сроков банковских депозитов и др.
Таким образом, финансовая инновация по своему содержанию включает в себя:
а) новый финансовый продукт, впервые появившийся только на российском финансовом рынке, т. е. только в одном финансовом учреждении;
6) новый
для России зарубежный
в) новые финансовые операции [8, с. 167].
Финансирование инноваций всегда связано с риском. Решающее значение при инновациях имеют селективные риски (от лат. selektio — выбор, отбор). Селективные риски — это риски неправильного выбора вида вложений инвестиций в сравнении с другими видами вложения.
Рисковые инвестиции — это венчурный капитал (англ. venture — отважиться, рисковать). Венчурный капитал действует по схеме диверсификации капитала. Он инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств и высокую норму прибыли капитала (обычно не менее 50 %). Окупаемость капитала означает, что величина притока денег от вложения капитала становится равной величине вложенного капитала. Она измеряется сроком окупаемости капитала, т. е. показывает период времени, необходимый для возмещения первоначальных затрат капитала. Норма прибыли на вложенный капитал — это прибыль, получаемая с одного рубля вложенного капитала.
Любой экономический анализ, объясняющий инновации, должен обратить своё внимание на стимулы, приведшие к появлению новых финансовых инструментов. Экономисты утверждают, что это вызвано желанием максимизировать прибыль. Другими словами, сделаться (остаться) богатым.
Это мнение приводит к простому выводу: изменения в экономической обстановке стимулируют поиск прибыльных инноваций.
Начиная с 1960 года, участники финансовых отношений столкнулись с радикальными изменениями в экономической среде. Уровень инфляции и ставки процентов выросли значительно, и их стало трудно предсказывать; что изменило параметры спроса на финансовых рынках. Бурно развивающаяся компьютерная технология изменила также параметры предложения. Вдобавок, финансовые ограничения стали ещё более строгими. Агенты финансового рынка поняли, что старые методы ведения бизнеса перестали приносить прибыль. Финансовые продукты и услуги, которые они предлагали своим клиентам, никто не покупал. Множество финансовых посредников признало, что они больше не могут приобретать фонды, используя старые финансовые инструменты. Чтобы выжить в новых экономических условиях, финансовые институты должны были изобрести и разработать новые продукты и услуги, которые будут необходимы покупателям и докажут свою прибыльность. Этот процесс назвали финансовой инженерией. Таким образом, необходимость была матерью инновации.
Даже владельцы компаний, не пострадавших от финансовой революции, осознали; что эти изменения в экономической среде могут быть использованы для увеличения их благосостояния. Они начали поиск новых прибыльных финансовых продуктов и услуг. Их усилия произвели на свет большое количество мультимиллионеров и положили начало развитию многих финансовых инноваций, известных нам теперь.
Существует три основных вида инноваций: вызванные изменениями в параметрах спроса, параметрах предложения, а также вызванные стремлением избежать ограничений на рынке. Рассмотрим финансовые инновации, вызванные изменениями в параметрах спроса.
Самым значительным в последние годы изменением в экономической среде, которое изменило спрос на финансовые продукты, было увеличение непостоянства ставок процента. Например, в 50-х годах процентные ставки на трёхмесячные казначейские векселя колебались от 1% до 3,5%; в 70-х гг. же от 4% до 11,5%. Это непостоянство стало даже ещё более резко выраженным в 80-х гг., когда разброс составлял 5-15%. Большие изменения ставок процента ведут либо к значительным приростам, либо потерям капитала; а также росту неопределённости инвестиций. То есть всегда существует риск не получить обратно затраченные суммы денег ( риск процентных ставок ). И те колебания, которые мы видели в 70-х и 80-х гг. ведут к более высокому уровню риска процентных ставок. При увеличении риска мы будем ожидать увеличения спроса на финансовые продукты и услуги, которые могут его уменьшить. Это изменение в экономических условиях, таким образом, стимулирует поиск прибыльных инноваций, которые удовлетворяют новому спросу; а также ускоряет создание новых инструментов, снижающих риск процентных ставок. Существует множество, случаев, подтверждающих это. Например, появившиеся в 70-х гг. фьючерсный рынок и рынок опционов; а также развитие ссуд с регулируемой ставкой процента.
Таким образом, финансовые инновации могут оказывать как положительное влияние на экономику страны (инновации развития), так и отрицательное (кризисные инновации).
Подводя
итог краткому описанию основных финансовых
инструментов, можно сделать следующий
вывод. С помощью финансовых инструментов
достигаются четыре основные цели: хеджирование,
спекуляция, мобилизация источников финансирования,
содействие операциям текущего рутинного
характера. Во-первых трех ситуациях доминируют
производные финансовые инструменты,
в четвертой — первичные инструменты.
Глава 2. Характеристика и основные проблемы применения новых финансовых инструментов в России
2.1. Характеристика основных видов новых финансовых инструментов
Как отмечалось
выше, появление современных
Форвардные и фьючерсные контракты представляют собой соглашения о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчетом в будущем. Контракт обычно стандартизирован по количеству и качеству товара и подразумевает следующие действия: (а) продавец обязан поставить в определенное место и срок определенное количество товара или финансовых инструментов; (б) после доставки товара покупатель обязан заплатить заранее обусловленную (в момент заключения контракта) цену. Таким образом, с помощью подобных контрактов путем фиксации цен хеджируются ценовые риски в конкретной сделке. Некоторые виды контрактов, являясь ценными бумагами, могут неоднократно перепродаваться на бирже вплоть до определенного срока до момента их исполнения. Существуют и такие контракты, по которым обязательства могут быть выполнены не путем непосредственной поставки или приемки товаров или финансовых инструментов, а путем получения или выплаты разницы в ценах фьючерсного и наличного рынков. Иными словами, владелец форвардного или фьючерсного контракта имеет право: (а) купить или продать базисный актив в соответствии с оговоренными в контракте условиями и (или) (б) получить доход в связи с изменением цен на базисный актив.
В известном смысле фьючерсы являются развитием идеи форвардных контрактов. В зависимости от вида базисного актива фьючерсы подразделяются на финансовые (базисный актив — процентная ставка, валюта, облигация, акция, фондовый индекс) и товарные (базисный актив — пшеница, золото, нефть и т. п.). В сравнении с форвардными контрактами фьючерсы имеют ряд отличительных черт.
1. Форвардный и фьючерсный контракты по своей природе относятся к твердым сделкам, т. е. каждый из них обязателен для исполнения. Однако цели, преследуемые сторонами при заключении контракта того или иного типа, могут существенно различаться. Форвардный контракт чаще всего заключается с целью реальной продажи или покупки базисного актива и страхует как поставщика, так и покупателя от возможного изменения цен. Хотя оценки сторон в отношении ценовой динамики субъективны и могут быть различными, их объединяет, прежде всего желание иметь предсказуемую ситуацию. Форварду в большей степени свойствен характер хеджирования, фьючерсу — оттенок спекулятивности, поскольку нередко важна не собственно продажа или покупка базисного актива, а получение выигрыша от изменения цен [10, с.4].
6. В отличие
от форвардных контрактов, которые
обычно продаются на
7. Главной
отличительной чертой
Опционы являются одним из самых распространенных финансовых инструментов рыночной экономики. В известном смысле опционы представляют собой развитие идеи фьючерсов. Но в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опцион не предусматривает обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочные прогнозы, изменение общей конъюнктуры и др. ) может привести к существенным прямым или косвенным потерям одной из сторон. Напомним, что при операциях с фьючерсом, даже если не предполагается поставка (покупка) базисного актива, изменение его цены ежедневно отражается на денежных потоках, связывающих покупателей и продавцов, поэтому потери (доходы) от операций с подобными инструментами, в принципе, могут быть значимо высокими. Принципиально иная ситуация имеет место при операциях с опционами, которые дают возможность ограничить величину возможных потерь [23, с. 181].
Информация о работе Новые инструменты финансовых рынков (российский и международный опыт)