Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:47, лекция
Основной подход к оценке таких проектов на действующем предприятии заключается в том, что в качестве выручки проекта выступает изменение выручки предприятия, непосредственно связанное с реализацией проекта. В качестве текущих затрат проекта выступает изменение текущих затрат предприятия по всей производственной цепочке, связанное непосредственно с реализацией проекта.
Инвестиционный пр Инвестиционный проект - это план или программа вложения капитала (средств) с целью ведения бизнеса и последующего получения прибыли.
Предполагается, что при осуществлении инвестиций должны быть выполнены следующие условия:
Вложенные средства должны быть полностью возмещены.
Прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а так же риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.
Временной график развития стандартного промышленного инвестиционного проекта может быть представлен следующим образом:
3
I. Прединвестиционная фаза –разрабатывается бизнес-план (БП) проекта. В процессе разработки бизнес - плана возможно проведение следующих мероприятий:
- ведение переговоров с потенциальными инвесторами и другими участниками проекта. Результатом 1 фазы должно быть окончательное решение совершать ли инвестиции в проект или отказаться от его реализации.
На практике авторы проектов часто сталкиваются с ситуациями, когда классическая схема временного развития проекта нарушается. Это происходит в том случае, когда проект предусматривает постепенное вложение в основные средства одновременно с получением выручки от уже работающего оборудования. Вторая и третья фазы накладываются друг на друга.
Срок жизни проекта (горизонт рассмотрения проекта ) – определяется авторами проекта согласно ожиданиям своего инвестора, его готовностью рассматривать финансовые результаты проекта за определенного время. Показатели экономической эффективности проекта возрастут при большем горизонте рассмотрения. Однако, инвестор , как правило, не заинтересован в чрезмерном увеличения сроков рассмотрения проектов.
Дополнительными ограничениями по сроку рассмотрения проекта могут являться:
- срок жизни основного
- срок морального устаревания продукта:
- продолжительность договора с кредитной организацией;
- срок рамочного соглашения с основным поставщиком или клиентом.
Срок окупаемости проекта одной из основных характеристик экономической эффективности и будет подробно рассмотрен далее.
По типу инвестиционные проекты разделяются на :
Проекты в « чистом поле», т.е. проекты создания бизнеса с нуля .
Проекты на действующих предприятиях.
Проекты смешанного типа. Речь идет о проектах создания дополнительных бизнесов на действующих предприятиях, которые для целей оптимизации налогообложения или удобства управления юридически выделяются в отдельный бизнес.
Независимо от типа проекта общая схема принятия решения о целесообразности инвестиций в проект может быть представлена в виде следующих четырех этапов:
Этапы коммерческой оценки ИП (бизнес планирования)
1. Описание общей схемы реализации проекта:
Идентификация идеи проекта,
Краткий анализ внешней среды,
Описание временного графика развития проекта.
2. Подготовка исходной информации для расчета.
Для проведения коммерческой оценки ИП необходимо 4 вида исходной информации:
Доходы (выручка от реализации товаров / услуг),
Текущие затраты (затраты, которые постоянно сопровождают процесс производства),
Инвестиционные затраты (предшествуют процессу производства),
Источники финансирования (кредит, собственные средства инвесторов, акции, государство, облигации, собственные средства предприятия).
3. Произведение расчетов - расчет показателей эффективности, финансовой состоятельности и оценка рисков.
Оценка эффективности инвестиций - оценка целесообразности вложения средств с точки зрения получения дополнительных доходов (используются показатели: срок окупаемости, чистая прибыль, внутренняя норма доходности);
Оценка финансовой состоятельности - достаточно ли средств для реализации проекта (используется модель расчетного счета);
Оценка рисков - определение границ изменения исходных параметров, при которых проект сохраняет приемлемый уровень итоговых показателей. На проект большое влияние оказывают: падение выручки, рост цен на сырье, изменение ставки процента в банках. Если оценить проект очень трудно, составляются 3 проекта: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный.
4. Интерпретация результата:
Обычно процесс инвестиционной оценки заключается в многократном прохождении по этой схеме: после окончания четвертого этапа происходит возвращение к первому этапу, корректировка первоначальной идеи, уточнение исходных данных и всех показателей проекта.
Описание инвестиционного проекта называется бизнес-планом.
Цели проекта, его ориентация, экономическое окружение и юридическое обеспечение;
Маркетинговая информация:
возможности сбыта,
конкурентная среда,
перспективная программа продаж,
номенклатура продукции,
ценовая политика;
Материальные затраты:
потребности,
цены,
условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей;
Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов;
Проектно-конструкторская часть
выбор технологии,
спецификация оборудования и условия его поставки,
объемы строительства,
конструкторская документация и т.п.;
Организация предприятия и накладные расходы (налоги, аренда и содержание офиса, коммерческие расходы по распространению продукции, секретари);
Кадры:
потребность,
обеспеченность,
график работы,
условия оплаты,
необходимость обучения;
График осуществления проекта:
сроки строительства, монтажа и пусконаладочных работ,
период функционирования оборудования;
Финансовая и экономическая оценка проекта.
Задача этапа — выбрать точку зрения, с которой будет оцениваться проект, описать основную идею проекта, определить, что является источником дохода рассматриваемого проекта и с какими издержками сопряжено его получение. Результатом работы на данном этапе должно стать небольшое по объему, но емкое по содержанию «Краткое описание проекта» . На основе этого документа инвестор будет принимать решение о дальнейшей детальной разработке бизнес-плана или о прекращении рассмотрения проекта.
В состав «Краткого описания проекта» должны войти ответы на следующие вопросы:
- В чем идея проекта? Какие потребности рынка будет удовлетворять данный товар или услуга?
- С чьем точки зрения
— Есть ли сезонные колебания спроса?
— Какие усилия необходимы для продвижения продукции (работ, услуг)?
— Каким образом осуществляется (будет осуществляться) доставка продукции (собственные силы, услуги сторонних организаций, самовывоз)?
— Что является доходом проекта — реализация продукции, сокращение затрат?
— Какие затраты необходимы для производства продукции (работ, услуг). Какие изменения затрат по предприятию предполагаются в связи с проектом:
— переменных,
— постоянных?
— Каких изменений в
— На каких условиях приобретаем сырье, материалы, комплектующие: цены, объемы поставок, условия оплаты (авансы, окончательный расчет).
— Каким образом осуществляем доставку сырья и материалов (собственные силы, услуги сторонних организаций)?
При работе над схемой реализации проекта необходимо тщательно изучить особенности данного рынка, учесть специфику отрасли, выбрать способ организации продаж и распространения информации о своих продуктах.
В «Кратком описании проекта необходимо сделать точное указание местоположения проекта и краткий обзор конкуренции. Авторы проекта должны упомянуть о необходимости дополнительного найма и переподготовки персонала для реализации проекта.
При выборе схемы организации продаж в проектах торговли и производства можно использовать следующую таблицу:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Продажи через собственную сеть дистрибьюторов (покупка собственной торговой точки). |
Продажи через собственную сеть (аренда торговой точки). |
Продажи через контрагентов (посредников). |
1. Доходы | ||
(Число дополнительных продаж в новом регионе) * (Цена продаж конечному покупателю) |
(Число дополнительных продаж в новом регионе) * (Цена продаж конечному покупателю) |
(Число дополнительных продаж в новом регионе) * (Цена продаж контрагенту) Эта цена ниже, чем 1 и 2 вариант |
2. Текущие затраты по содержанию новой точки | ||
|
(Самые высокие затраты) |
_ |
3. Инвестиционные затраты | ||
(Самые высокие затраты) |
|
(Самые низкие затраты) |
Целью данного этапа является получение обоснованных цифр выручки, текущих и инвестиционных затрат.
2.1 Сбор информации о выручке проекта.
Сбор информации о выручке заключается в определении предполагаемого объема продаж и цен продукции на некотором заданном интервале времени.
Цена продукции сама по себе является ее важным потребительским свойством, определяющим объем спроса.
Работа по определению объема выручки будет построена по разному в зависимости от степени проработки первоначальной идеи проекта. В том случае, если у авторов проекта уже есть четкое представление о своей продукции, ее цене, предполагаемых клиентах, конкурентах и путях продвижения продукции на рынок, то основной задачей является проверка реальной возможности продажи товара. Первым этапом проверки информации о выручке проекта является:
1. Работа с руководителем
и членами рабочей группы
Необходимо выяснить в какой степени члены рабочей группы проекта представляют своих будущих клиентов. Для этого нужно выявить наличие предварительных договоров или рамочных соглашений с заказчиками. В случае их отсутствия или недостаточного количества придется проверить существование реального интереса заказчика к предлагаемому товару посредством прямых переговоров с представителями клиентов.
Если у руководителя рабочей группы есть представление о возможных каналах рекламы, можно провести оценку предполагаемой выручки методом мощности рекламного канала, то есть путем сложения оценок привлечения клиентов разными агентами. Такой метод наиболее применим для проектов сферы услуг.
2. Работа с дополнительной информацией
В данном случае консультант работает с дополнительной информации о товаре и рынке, которую получает из личного опыта, бесед с экспертами и другими консультантами , анализа материалов деловой прессы и Интернет. Дополнительная работа по оценке объемов выручки должна базироваться на максимально- возможном использовании следующих четырех методов:.