Оценка инвестиционных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:47, лекция

Описание

Основной подход к оценке таких проектов на действующем предприятии заключается в том, что в качестве выручки проекта выступает изменение выручки предприятия, непосредственно связанное с реализацией проекта. В качестве текущих затрат проекта выступает изменение текущих затрат предприятия по всей производственной цепочке, связанное непосредственно с реализацией проекта.

Работа состоит из  1 файл

Оценка инвестиционных проектов.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

расширением данного метода является проведение фокус групп с возможностью одновременного общения с несколькими экспертами и взаимного обсуждения перспектив товара или услуги

4.  Метод  проведения  маркетинговых исследований ( опросов)  потенциальных потребителей.

При оценки выручке проектов необходимо учесть, что достаточно часто реальным ограничением объема реализации является не спрос потребителей, а пропускная способность нашего бизнеса с учетом сезонности. При этом сезонность понимается в самом широком смысле ( по сезонам года, дням недели, времени суток). Особенно часто ошибки по переоценке выручки на основе неправильного учета пропускной способности бизнеса встречаются в проектах сферы услуг, питания и торговли. В этих случаях первостепенным являются ограничения на вместительность помещений и скорость обслуживания клиентов.

Если идея проекта недостаточно разработана и у рабочей группы проекта еще нет четких представлений о товарах и путях их продвижения на рынок, то работу по сбору информации по выручки необходимо начать с серьезного маркетингового блока, в рамках которого пройти следующие 5 этапов:

  1. Точно определить состав товаров и услуг, которые будет предлагать наше предприятие, провести укрупнение и типизацию услуг для назначения средних расчетных цен.
  2. Определить каналы продвижения товара для разных групп клиентов.
  3. Определить степень активности конкурентов.
  4. Определить и описать преимущества наших продуктов по сравнению с конкурентами, включая все виды дополнительных услуг, сроки, условия поставки и оплаты.
  5. Использовать методы прогнозирования объема продаж с учетом производственных возможностей нашего предприятия.

 

2 .2  Сбор информации о текущих  затратах проекта. 

Текущие затраты – затраты, возникающие при производстве продукции (работ, услуг),   возникают только на третьей эксплуатационной фазе проекта.

При сборе информации о цифрах затрат необходимо тщательно изучить структуру и специфику отрасли, уяснить организационную схему бизнеса, выяснить нормы накладных расходов в данной отрасли.

Обычно состав текущих затрат включает:

  1. Сырье и материалы;
  2. Комплектующие;
  3. Топливо и энергия;
  4. Контрагентные работы – услуги контрагентов (транспортные и юридические фирмы, рекламные компании);
  5. Заработная плата;
  6. Амортизационные отчисления;
  7. Списание расходов будущих периодов:
    • на рекламу,
    • научные исследования,
    • разработку опытных образцов,
    • разработку технологической документации;

(Речь идет об инвестиционных расходах, которые затем включаются  в себестоимость продукции в соответствии с бухгалтерскими нормативами), что уменьшает налогооблагаемую базу).

  1. Административные и представительские расходы.

Административные: оплата интернет, канцелярские расходы, командировки,

    • телефонные счета и т.д.

Представительские расходы: презентации, встречи, банкеты

Распространенная ошибка при коммерческой оценке проектов на действующем предприятии  – это вычисление затрат на основе себестоимости единицы продукции.

Ошибка вызвана смешением переменных и постоянных затрат. По себестоимости  можно оценивать только переменные затраты, т.к. они напрямую зависят  от объема реализации. Постоянные затраты оцениваются отдельно на основании смет за определенный промежуток времени.

Наиболее типичными примерами переменных затрат являются сырье, комплектующие, сдельная и процентная заработная плата, технологическая энергия.  агентские вознаграждения, постоянных затрат - заработная плата административно-управлющего персонала, аренда помещений, коммунальные платежи. 

 

2.3 Сбор информации об инвестиционных затратах

Инвестиционных затраты подразделяются на несколько видов:

  1. Капитальные вложения:
  • затраты на приобретение зданий,
  • затраты на приобретение оборудования,
  • затраты на приобретение земельных участков,
  • затраты на приобретение know-how.
  • затраты на строительно-монтажные работы.
  1. Расходы будущих периодов:
  • изготовление опытных образцов,
  • разработка технологической документации,
  • научные исследования,
  • рекламные мероприятия.

В реальных инвестиционных расчетах расходы будущих периодов учитывается в составе инвестиционных затрат.

  1. Проценты по кредиторам на инвестиционной фазе.
  2. Прирост потребности в оборотном капитале:

В случае бизнеса в «чистом поле»  речь  идет о необходимости стартовых вложений в оборотный капитал, т.е финансирования всех этапов производственно-коммерческого цикла предприятия до получения первой выручки, включая авансирование поставщиков, создание запаса сырья, финансирование производства и сбыта продукции.

В случае проекта на действующем  предприятии прирост потребности в оборотном капитале

возникает в случае роста объемов  производства или изменения технологии, т.к в этом случае необходимы дополнительные закупки сырья и возможно удлинение  цикла производства.

Если происходит снижение объемов  производства, то возникает краткосрочный  эффект высвобождения средств.

Проведем классификацию инвестиционных затрат на примере проекта строительства  супермаркета. 

  1. Капитальные вложения:

Стоимость приобретения прав аренды земельного участка;

Строительство зданий, включая инженерные сети и устройство парковки, благоустойство территории;

Приобретение, наладка всего оборудования и программного обеспечения;

Подбор и обучение персонала.

2. Расходы будущих  периодов:

Подготовка проектной строительной документации.

Рекламная компания по открытию супермаркета (планирование и проведение)

3. Прирост потребности  в оборотном капитале .

Формирование товарного запаса для заполнения прилавков.

 

 

Этап III. Проведение расчетов

3.1 Проведение расчетов  по экономической эффективности  инвестиций 

Целью данного этапа является ответ  на вопросы: Стоит ли вкладывать деньги в проект? Каковы объемы будущей  прибыли инвестора?

Для расчетов экономической эффективности  горизонт рассмотрения проекта разбивается на отдельные временные интервалы, которые называются интервалами планирования. Исходные данные по выручке и затратам накладываются на временной график реализации проекта и рассчитываются на каждом интервале планирования.

При небольшом интервале планирования (1,2 года) рекомендуется интервал планирования 1 месяц, для среднесрочных проектов 3-5 лет  подойдет интервал планирования 1 квартал и полугодие, для долгосрочных проектов наиболее приемлем интервал планирования 1 год.

Анализ экономической эффективности осуществляется на основе построения таблицы чистых потоков денежным средств

При построении данной таблицы принципиально  не учитывается информация об источниках финансирования проекта. Предполагается, что решение об эффективности  проекта принимается независимо от того, каким конкретным образом будут найдены источники финансирования. 

Положительные значения в таблице  обозначают доходы проекта, отрицательные - расходы.

Рассмотрим построение таблицы  на примере проекта строительства  супермаркета:

Пусть горизонт рассмотрения проекта  составит 7 лет.

Инвестиционная фаза  строительства  и обустройства - 1,5  лет,  полная проектная мощность достигается  по объему выручки достигается начиная  с  3 года.

 

Таблица 1. «Чистые потоки денежных средств».

 

 

Чистые потоки денежных средств (млн.руб)

1 год 

2 год 

3 год

4.год ...

...7год 

I.

Выручка от реализации

0

150

300

300

300

= Приток денежных  средств

0

150

300

+ 300

+300

II.

Инвестиционные затраты:

Изменение постоянных активов (капитальные затраты и расходы будущих периодов)

500

100

0

0

0

Инвестиционные затраты:

Вложения в чистый оборотный капитал 

50

100

0

0

0

Текущие затраты  амортизационные  отчисления

0

60

100

100

100

Налоги

5

25

40

40

40

= Отток  денежных средств

-555

-275

-140

-140

-140

III.

Чистый  поток денежных средств (Сумма оттока и притока)

- 555

-125

+160

+160

+160

IV.

Чистый поток  денежных средств нарастающим итогом

-555

-680

-520

-360...

...+120


 

В приведенном примере таблица  «чистые потоки денежных средств» рассмотрена  в самом общем виде без детализации по отдельным источникам выручки или видам затрат. Для удобства инвестиционного анализа в каждом конкретном случае она может быть детализирована.  В строке текущие затраты не учитываются амортизационные отчисления, поскольку эти средства реально не покидают расчетный счет проекта.

Оценка экономической эффективности  продолжается на основе следующих критериев:

I. Простой срок окупаемости проекта – количество временных интервалов, за которые чистая прибыль проекта перекроет инвестиционные затраты.

 Срок окупаемости проекта  может быть определен 2-мя способами:

1 способ: Применение таблицы «Чистые потоки денежных средств».

Срок окупаемости проекта –  тот интервал планирования, в котором  значение в строке «Чистый поток  денежных средств нарастающим итогом» поменяет свой знак с «-» на «+». 

Данный способ показывает срок окупаемости  проекта с момента начала инвестиционных затрат. В нашем примере переход  значения чистого потока нарастающим  итогом из отрицательной области  в положительную происходит на 6 год от старта проекта.

2 способ:.Срок окупаемости определяется по формуле:

 

 

Данный способ дает срок окупаемости  проекта с момента начала производственного  процесса, т.е. получения прибыли  и является приближенным.

В нашем примере инвестиционные затраты составляют суммарно за два  первых года 750 млн. руб. , а чистая прибыль  в среднем в год 160 млн. руб. , таким  образом срок окупаемости по формуле  равен 4,7 года. Таким образом, сложение данного значения с длиной инвестиционной фазы проекта позволит получить срок окупаемости по «таблице чистых потоков».

Существенным преимуществом простого срока окупаемости как критерия оценки эффективности инвестиционных проектов является его независимость  от горизонта рассмотрения, а основным недостатком - не учет  факта обесценивания денег с течением времени.

      1. Чистая прибыль проекта (NPV- net present value)

NPV -  это сумма значений чистого потока денежных средств на всем горизонте рассмотрения с учетом дисконтирования (обесценивания денег во времени) на  каждом интервале планирования. Если NPV > 0 – вложение инвестиций считается эффективным, Если NPV £ 0 – вложение инвестиций не является эффективным.

Дисконтирование осуществляется посредством  деления чистого потока денежных средств определенного интервала планирования на величину (1+r) в степени t-1, где r - ставка сравнения или дисконтирования, отражающая упущенные возможности инвестора от не вложений в другие аналогичные проекты, а t - номер интервала планирования по порядку от старта  проекта. Ставка сравнения r из годового значения переводится в значения на данном интервале планирования. Если интервалом планирования является квартал, то годовая ставка сравнения должна быть уменьшена в четыре раза. Для рассмотренного проекта строительства супермаркета

 

Продолжение таблицы  «чистые потоки денежных средств»

   

1 год 

2 год т

3 год ...

...7год

I.

Чистый поток денежных средств

- 555

-125

+160

+160

I.

Дисконтированный чистый поток денежных средств

- 555

 

Информация о работе Оценка инвестиционных проектов