Промышленность,
всего 13600 110,7 102,5
в том числе:
горн пром-ть 17396 144,1 133,4
Обрабатывающая
пром-ть 13390 104,8 97,0
Производство
и распределение электроэнергии,
газа и воды 11387 102,5 94,9
Строительство 11860 116,4 110,7
Торговля; ремонт
автомобилей
Домашнего
пользования 8334 119,5 158,6
Гостиницы и
рестораны 4241 118,2 109,4
Транспорт и
связь 14795 131,0 121,3
Финансовая деятельность 18643 140,4 130,0
Операции с
недвижимым им-вом, аренда и услуги
предприятиям 9211 113,1 104,7
Государственное
управление 11429 133,1 123,3
Образование 8988 126,7 117,3
Здравоохранение
и соц. Услуги 7584 138,7 128,4
Прочие коммунальные,
соц.
И персональные
услуги 5965 98,0 90,7
Индексы номинальной,
реальной заработной платы и потребительских
цен на товары и услуги в апреле
2001 года по отношению к этому же
месяцу 2000 года по области
в процентах
Р
ис. 2
Стремление
к максимизации своего дохода диктует
экономическую логику поведения любому
рыночному субъекту. Доход является конечной
целью действий каждого активного участника
рыночной экономики, объективным и мощным
стимулом его повседневной деятельности.
Но высокие
личные доходы выгодны не только индивиду,
это и общественно-значимая выгода, поскольку
они, в конечном счете, являются единственным
источником удовлетворения общих потребностей,
расширения производства, а также поддержки
малообеспеченных и нетрудоспособных
граждан.
Получателей
рыночного дохода всегда волнуют
три вопроса: надежность его
источников, эффективность использования
дохода и оправданность налогового
бремени. Экономическая теория
отвечает на эти вопросы, исследуя
образование и движение совокупного
дохода.
Доход есть
денежная оценка результатов
деятельности физического (или
юридического) лица как субъекта
рыночной экономики. В экономической
теории под «доходом» имеют
в виду денежную сумму, регулярно
и законно поступающую в непосредственное
распоряжение рыночного субъекта.
Доход всегда
представлен деньгами. Это значит,
что условием его получения
является эффективное участие
в экономической жизни общества:
живем мы на зарплату или
за счет собственной предпринимательской
деятельности, - в любом случае
мы должны сделать нечто полезное для
других людей. Лишь тогда они передадут
нам часть находящихся в их распоряжении
денег (точно также, как и мы не расстаемся
со своими деньгами, не приобретя взамен
нечто полезное именно для нас).
Следовательно,
сам факт получения денежного дохода
есть объективное свидетельство участия
данного лица в экономической жизни общества,
а размер дохода - показатель масштаба
такого участия. Ведь деньги, пожалуй,
единственная на свете вещь, которую нельзя
выдать самому себе: деньги можно получить
только от других людей.
Прямая зависимость
дохода от результатов рыночной
деятельности нарушается лишь
в одном случае - при объективной
невозможности участвовать в
ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном
возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные).
Названные категории населения поддерживаются
всем обществом, от имени которого правительство
регулярно выплачивает им денежные пособия.
Конечно, эти выплаты образуют особый
элемент совокупного дохода, но "рыночными"
они, строго говоря, не являются.
Рыночный
же доход всегда есть результат
наших полезных - для других людей
- усилий. Значит, он во многом
определяется совпадением предлагаемых
нами товаров и услуг с предъявляемым
"другими людьми" спросом. Взаимодействие
спроса и предложения - объективный
механизм образования доходов в рыночной
экономике, в том числе и доходов населения.
Конечно, в таком механизме есть элементы
случайного и потому несправедливого,
но другого способа получения доходов
в рыночной экономике не существует.
Номинальные
денежные доходы населения формируются
из различных источников, основными из
которых являются: факторные доходы; денежные
поступления по линии государственных
программ помощи в виде выплат и льгот
поступления из финансовой системы (из
банков, через сберкассы, из страховых
учреждений и т.п.) и др.
Средства, получаемые
населением, работающим по найму,
в порядке вознаграждения владельцев
фактора производства (труда), составляют
решающую часть доходов этой
группы населения заработная
плата, доходы типа заработной
платы на предприятиях, в кооперативах
и т.д., доходы от собственного хозяйства
и пр. Анализ тенденций перспективного
развития оплаты фактора труда свидетельствует
о том, что данный вид дохода сохранит
свою ведущую роль в формировании общего
объема денежных доходов на долгосрочную
перспективу.
Существенное
влияние на формирование доходов
населения оказывают выплаты
по программам государственной
помощи, за счет этих источников
осуществляются пенсионное обеспечение,
содержание временно нетрудоспособных
граждан, выплачиваются различного вида
пособия (на уход за детьми, медицинское
обслуживание, малообеспеченным семьям
на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение
в доходах населения доли трансфертных
выплат и заработной платы
играет важную роль в формировании
экономического поведения индивидуума
и его трудовой мотивации.
При доминирующей
роли заработной платы в формировании
общей суммы доходов формируются
такие качества, как предприимчивость,
инициатива. В случае повышения
роли выплат по линии государственных
программ помощи нередко происходит формирование
пассивного отношения к производственной
деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные
доходы населения, получаемые
через финансово-кредитную систему,
представляются в виде:
выплат по государственному
страхованию;
банковских
ссуд на индивидуальное жилищное
строительство, хозяйственное обзаведение
молодым семьям, членам потребительских
товариществ (например, на садовое
строительство);
процентов
по вкладам в сберегательных
кассах, начисляемых по итогам года;
доходов от
увеличения стоимости акций, облигаций,
выигрышей и погашении по займам;
выигрышей
по лотереям;
временно
свободных средств, образующихся
в результате покупки товаров
в кредит;
выплат различного
рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные
поступления включают выручку
населения от продажи вещей
через комиссионные и скупочные
магазины и др.
Номинальные
доходы населения, как уже отмечалось,
включают в себя, помимо чистых
доходов населения, и обязательные
платежи. Обязательные платежи население
осуществляет через финансовую систему
в виде различного рода налогов и сборов.
Через аккумуляцию налоговых платежей
и сборов государство реализует свое право
на формирование части своих ресурсов
для осуществления в последующем социальной
политики через перераспределение денежных
средств, оказание помощи малоимущим гражданам.
В целях защиты интересов малоимущих граждан
и недопущения снижения уровня благосостояния
ниже предельно допустимого в данных конкретных
условиях государство устанавливает пороговый
минимум в доходах, не облагаемых налогом.
В то же время для высоких доходов устанавливаются
прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря
на разнообразие источников поступления
доходов все же главными составляющими
денежных доходов населения являются
оплата труда, доходы от предпринимательской
деятельности и собственности, а также
социальные трансферты.
ГЛАВА 2. НЕРАВЕНСТВО
В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ
2.1 Причины дифференциации
Один из
источников социальной напряженности
в любой стране - разница в уровнях благосостояния
граждан, уровне их богатства. Уровень
богатства определяется двумя факторами:
1) величиной
имущества всех видов, находящегося
в собственности отдельных граждан;
2) величиной
текущих доходов граждан.
Люди
получают доходы в результате
того, что либо создают собственный
бизнес (становятся предпринимателями),
либо предоставляют находящиеся
в их собственности факторы
производства (свой труд, капитал
или землю) в пользование другим
людям или фирмам. А те используют эту
собственность для производства нужных
людям благ. В таком механизме формирования
доходов изначально заложена возможность
их неравенства. Причиной тому:
1)
разная ценность принадлежащих
людям факторов производства (капитал
в форме компьютера, в принципе, способен
принести больший доход, чем в форме лопаты);
2)
разная успешность использования
факторов производства (например, работник
в фирме, производящей дефицитный
товар, может получать более
высокий заработок, чем его коллега
той же квалификации, работающий в фирме,
товары которой продаются с трудом);
3)
разный объем принадлежащих людям
факторов производства (владелец
двух нефтяных скважин получает
при прочих равных условиях
больший доход, чем владелец одной
скважины).
2.2 Плюсы и
минусы неравенства доходов населения.
Ни одной
экономической системе не удалось
ликвидировать неравенства доходов
и богатства семей. Даже в
условиях командной системы СССР
государство вынуждено было отказаться
от принципов полной уравнительности
(их пытались реализовать только в период
«военного коммунизма») и перейти к формированию
доходов по принципу: «От каждого - по способностям,
каждому - по потребностям». Но поскольку
способности у людей различны, то труд
их имеет разную ценность и это влечет
за собой неодинаковое вознаграждение
за труд, то есть различие в доходах.
Конечно,
в СССР для подавляющей массы
населения различия в уровнях
доходов были куда меньше, чем
сейчас в Российской Федерации,
но, тем не менее, они существовали:
кто-то покупал «Жигули» в экспортном
исполнении или «Волги», в то же время
во всех школах родительские комитеты
вынуждены были заниматься сбором денег
для покупки школьной формы детям из нищих
семей. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой
государственного и партийного аппарата,
руководство страны поощряло их сотрудников
«неденежными доходами» - то есть правом
на покупку дефицитных товаров по пониженным
ценам в так называемых «закрытых распределителях».
Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное
- различие в реальных доходах и богатстве
семей.
При уравнительных
принципах формирования доходов
дополнительными источниками, порождающими
неравенство в нашей стране, выступали
недостаточное единство потребительского
рынка страны, то есть неодинаковая
доступность всех видов товаров для всех
групп населения, неравная покупательная
сила национальной денежной единицы, наличие
разных видов натуральных привилегий
Необходимо
помнить, что так называемый
принцип распределения по труду
с течением времени создает базу
для осуществления распределения по принципу,
определяемому как «по накопленному имуществу».
Отношение
к этой форме распределения
среди населения нашей страны
неоднозначно. Права наследования
во всех цивилизованных странах
рассматриваются как естественные права
человека. Такой путь формирования доходов,
собственности защищается государством
и не должен вызывать отрицательной реакции
со стороны общества. Негативное отношение
населения связано с незаконными формами
формирования или накопления капитала,
собственности, что наиболее характерно
для начального этапа становления рыночного
хозяйства.
В странах,
где основными принципами формирования
доходов выступали трудовой характер
их получения и уравнительный
подход, законные формы источников
доходов имеют узкое толкование; возможности
быстрого роста доходов, собственности
были ограничены. Отсюда и резко отрицательное
отношение населения к собственности
и капиталу больших размеров и быстро
растущих.
Становление
рыночной системы хозяйствования
и формирование на этой основе слоя собственников
неизбежно усилит влияние принципа распределения
по накопленному имуществу. При этом формирование
совокупных доходов населения будет способствовать
росту дифференциации доходов и социальному
расслоению общества, образованию слоя
не только богатых, но и бедных, что потребует
активного государственного вмешательства
для преодоления социальной напряженности.