3.5.2 Динамика
цен на платные услуги населению
Удельный
вес платных услуг в потребительских
расходах населения с 1990 г.
по 1997 г. постоянно возрастал и
увеличился за это время почти
в 5 раз - от 5% в 1990 г. до 24% в
1997 г. . В 1998 г. эта доля понизилась
до 23 %, а в 1999 - до 20%. Ориентируясь на тенденцию
роста стоимости платных услуг в 1-м полугодии
2000 г. можно ожидать повышения удельного
веса платных услуг в 2000 г. до 22%-23%. Очевидно,
что периоды роста доли платных услуг
в потребительских расходах населения
свидетельствуют о более высоком росте
средних цен на услуги по сравнению с ростом
цен на иные товары и блага, если физические
объёмы изменяются в одинаковых пропорциях.
Прогнозное
значение розничного товарооборота,
включая общественное питание, в 2000
г. - 2115 млрд., что в сопоставимых ценах
составляет 82% от розничного товарооборота
в 1994 г. (более ранние сопоставимые данные
по физическому объёму услуг отсутствуют).
Физический объём платных услуг в 2000 г.
( прогноз по тенденции 1-го полугодия)
составляет 92% от уровня 1994 г. Такое соотношение
физических объёмов розничного товарооборота
и платных услуг в 2000 г. по отношению к
их уровням в 1994 г. при предположении о
равенстве за данный период времени индексов
потребительских цен по этим двум направлениям
потребительских расходов могло увеличить
удельный вес платных услуг в потребительских
расходах с 14% (доля платных услуг населению
в 1994 г.) только до 15,4%. Для того, чтобы в
2000 г. удельный вес платных услуг достиг
искомых 22,5% (среднее значение в прогнозируемом
интервале удельного веса платных услуг),
необходимо, в дополнение к указанным
изменениям физических объёмов, чтобы
индекс цен на платные услуги за период
с 1994 по 2000 г. был в 1,6 больше индекса потребительских
цен по товарам розничного товарооборота.
Другими словами, рост цен на платные услуги
за рассматриваемый период времени в 1,6
раза обогнал рост цен на все прочие потребительские
товары и блага.
Снижение
физического объёма платных услуг
населению за период с 1994 по
2000 г. вовсе не означает снижения физических
объёмов по всей номенклатуре платных
услуг. Это снижение связано со снижением
физического объёма трёх групп услуг,
в сумме составляющих более половины (52%
в 1994 г. и 57,6% в 2000 г.) стоимостного объёма
платных услуг, а именно: с услугами пассажирского
транспорта - снижение на 25%; услугами связи
- снижение на 32% и с жилищно-коммунальными
услугами - снижение на 23%. Зато наиболее
заметным образом выросли физические
объёмы тех видов услуг, которые раньше
были в подавляющей части бесплатными
или мало платными. Это услуги системы
образования - рост на 198% ( почти в 3 раза),
медицинские - рост на 202% (более, чем в 3
раза) и культуры - рост на 202% (более, чем
в три раза) (Р 1,2,3,4,5). Такой рост физических
объёмов вызван в первую очередь переводом
значительной части бесплатных ранее
услуг в платные - это касается услуг системы
образования и медицины, а в случае услуг
культуры - с созданием множества новых
направлений, проектов и центров культуры.
Последние полтора
года характерны существенным ростом
физических объёмов практически всей
номенклатуры платных услуг, за исключением
жилищно-коммунальных, физический объём
которых понизился на 2%. В наибольшей мере
выросли физические объёмы санаторно-оздоровительных
услуг - на 51%, системы образования - на
46% и медицины - на 31%. Соответственно, в
наибольшей за этот период времени мере
вырос стоимостной объём санаторно-оздоровительных
услуг - в 2,87 раза. Несмотря на то, что физический
объём услуг культуры повысился менее
заметно - на 28%, по росту стоимостного
объёма этот вид услуг занимает 2-е место
- в 2,82 раза. Третье и четвертое места занимают:
система образования - рост стоимостного
объёма - в 2,39 раза и медицина - в 2,32 раза.
Рост стоимостного
объёма жилищно-коммунальных услуг
оказался наименее значительным - 1,64 раза,
что значительно уступает среднему по
всей номенклатуре услуг значению - 1,93
раза. Много ниже среднего и индекс цен
жилищно-коммунальных услуг - 1,67 раза,
что опять же ниже среднего индекса цен
всей номенклатуры услуг. Рост стоимостного
объёма жилищно-коммунальных услуг за
рассматриваемый период существенно отстаёт
от роста денежных доходов населения,
которые выросли в 2,1 раза, роста заработной
платы - рост в 1,98 раз и даже от роста пенсии
- рост в 1,72 раза, но её высокий удельный
вес в платных услугах - 21% и то, что потребителем
этого вида услуг является каждый, делает
любой рост её стоимости нетерпимым. А
вот рост стоимостных объёмов санаторно-оздоровительных
услуг - в 2,87 раза, услуг культуры - в 2,82
раза, образования - в 2,39 раза и медицины
- в 2,32 раза существенно обгоняют рост
денежных доходов населения и всё сильнее
бьют по бюджету семьи, если они ей необходимы,
т.к. воспользоваться их бесплатным аналогом
всё более нереально.
Следует однако
отметить некоторое снижение
темпов роста как физических,
так и стоимостных объёмов
платных услуг системы образования
и платных медицинских услуг
в первом полугодии 2000 г. Так,
если за период с 1994 г. по
1998 г. ежегодные приросты физических
объёмов платных услуг системы образования
и медицины среднем были на уровне 19,6%
и 25%, соответственно, то в первом полугодии
2000 г., по сравнению с первым полугодием
1999г., рост физических объёмов этих видов
услуг составил 18,1% и14,4%, соответственно.
Стоимостной объём услуг системы образования
в первом полугодии 2000 г. вырос, по сравнению
с первым полугодием 1999 г., на 44,8%, в то время
как в 1999 г., по сравнению с 1998 г, он увеличился
на 65,3%. Почти в той же пропорции изменились
и темпы роста стоимостного объёма платных
медицинских услуг - 41,5% прироста в первом
полугодии 2000 г., по сравнению с первым
полугодием 1999 г., и 64,0% в 1999 г. по сравнению
с 1998 г.
Заключить настоящий
раздел хотелось бы следующими выводами:
В первом
полугодии 2000 г. покупательная способность
рубля в 16,4 раза ниже покупательной способности
рубля в 1990 г., а покупательная способность
среднедушевого денежного дохода в первом
полугодии 2000 г. почти в два раза ниже покупательной
способности среднедушевого денежного
дохода 1990 года.
Всё большую
роль в снижении покупательной
способности денежных доходов
населения играет рост стоимости
платных услуг населению, доля
которых в денежных расходах
населения с 1990 г. выросла в
5 раз и составила почти четвёртую
их часть. Рост стоимости платных услуг
населению за последние 10 лет связан как
с опережающим по сравнению с другими
товарами и благами ростом их средней
цены, так и с ростом их физического объёма
за счёт перехода части бесплатных услуг
(медицины и образования) в платные.
В наибольшей
мере растут расходы населения
на санаторно-оздоровительные услуги
и на услуги культуры, медицины
и образования. Темпы роста
расходов на эти виды услуг
значительно опережают темпы
роста денежных доходов населения.
Темпы роста
расходов населения на жилищно-коммунальные
услуги и цен на них существенно ниже как
темпов роста средних расходов по всему
комплексу платных услуг и цен на них,
так и темпов роста среднедушевых денежных
доходов населения. Всеобщая необходимость
жилищно-коммунальных услуг делает любой
рост их стоимости весьма болезненным
для населения.
ГЛАВА 4 Социальная
политика государства
4.1. Бедность
Разрешение
такой острой социальной проблемы
как бедность есть одним из
направлений деятельности государства
и связано с поддержкой на уровне хотя
бы прожиточного минимума тех, кто не смог
обеспечить себе лучшую жизнь, а также
сокращением (экономическими средствами)
числа лиц, живущих за чертой бедности.
В противном случае рост численности бедняков
чреват социальными взрывами и нестабильностью
в жизни общества. Сокращение численности
бедняков — одна из основных задач социальной
политики государства в странах рыночной
экономики.
Важным направлением
в социальной политике при
решении вопросов защиты личных
доходов является поддержка беднейших
слоев населения. Решающее значение в
социальной защите этих слоев населения
имеет развитая система денежных и натуральных
пособий. Такая система существует во
всех странах с рыночной экономикой и
служит важным социальным амортизатором,
смягчающим многие негативные последствия
ее развития.
Для отнесения
определенных категорий населения
к числу имеющих право на
получение социальной помощи
используются показатели, определяющие
уровень (порог) бедности. Сама
бедность в социальной практике
измеряется с помощью прожиточного минимума.
Последний выражается в двух видах: социальный
и физиологический минимум. Социальный
минимум помимо минимальных норм удовлетворения
физических потребностей включает затраты
на минимальные духовные и социальные
запросы. Он представляет собой совокупность
товаров и услуг, выраженных в стоимостной
форме и предназначенных для удовлетворения
потребностей, которые общество признает
необходимыми для сохранения приемлемого
уровня жизни; при этом предполагается,
что бедные имеют более или менее нормальные
жилищные условия. Физиологический минимум
рассчитан на удовлетворение только главных
физических потребностей и оплату основных
услуг, причем в течение относительно
короткого периода (без приобретения одежды,
обуви и других непродовольственных товаров)
В зависимости
от соответствия доходов прожиточному
минимуму нуждающаяся часть населения
имеет право на получение социальной
помощи. При этом в странах
с рыночной экономикой практикуется
строго избирательный подход к определению
лиц, действительно нуждающихся в этой
помощи. В основе этого подхода лежат различные
процедуры проверки, среди критериев которых
— уровень дохода, размеры личного имущества,
состояние здоровья, семейное положение
и т.д.
В странах
с рыночной экономикой применяются
весьма разнообразные формы социального
вспомоществования, в том числе различного
рода денежные пособия, не денежные формы
помощи (например, продовольственные талоны),
дома для престарелых и др.
4.2. Система социальной
защиты и ее развитие
Государственные
программы стабилизации доходов
имеют место в различных странах.
Но порядок их формирования
различен.
Одна часть
средств таких программ формируется
через государственный бюджет
и используется централизованно.
Другая часть средств образуется
за счет прибыли на самих предприятиях
и фондах, (В бывших странах «государственного
социализма» около 70% средств таких программ
формировалось за счет государственного
бюджета и только 25-30% средств — за счет
прибылей предприятий).
Через каналы
государственных программ помощи удовлетворяются
потребности в воспитании юных членов
общества, содержании престарелых и нетрудоспособных,
обеспечении (отчасти) получения образования,
сохранения здоровья. Степень удовлетворения
этих потребностей определяется сложившимся
в данных условиях уровнем экономического
развития и ценностными установками, сложившимися
в обществе.
Распределение
средств по линии программ
помощи осуществляется по трем
направлениям.
Первое направление
характеризуется тем, что часть
поступлений, получаемых населением, находится
в зависимости от труда, но при этом принимаются
во внимание и размеры удовлетворенных
потребностей.
Второе направление
характеризуется тем, что проводимые
выплаты не имеют связи с
трудом данного работника, а в расчет
берется размер потребностей, на удовлетворение
которых эти выплаты направляются. Эти
выплаты охватывают пособия на детей многодетным
работникам, одиноким матерям, на специализированное
лечение, дотации государства на содержание
детей в детских учреждениях, в школах-интернатах.
Размер такой дотации зависит от количества
детей и уровня доходов родителей.
Особенность
третьего направления определяется
тем, что основная их часть,
выступающая в форме льгот
и услуг, поступает населению
непосредственно в натуральной форме
через соответствующие учреждения непроизводственной
сферы. Эта часть распределяемых средств
формирует своего рода «дополнительные»
доходы: они не проходят через бюджет семьи
и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению.
Такие доходы распределяются без учета
меры индивидуального труда и целиком
определяются интересами и возможностями
общества на данный конкретный исторический
момент. Потребителем части государственной
помощи выступают не все трудящиеся вообще,
а только те, которые имеют в этом потребность
и только в меру этой потребности. Например,
за бесплатной медицинской помощью в
большей степени обращаются те, кто чаще
и серьезнее болеет и не может оплачивать
медицинские услуги, услугами школьных
учреждений — тот, у кого больше детей
в школьном возрасте.
Другими словами,
выплаты по линии программ
помощи призваны смягчить различия
в уровне доходов, вызванные
не различиями в труде, а
причинами, стоящими вне самого
процесса труда, а также способствовать
удовлетворению ряда потребностей,
наиболее важных с точки зрения задач
формирования способностей к труду, развития
личности, достижения более высокого общеобразовательного
и культурного уровней, доступного здравоохранения,
пенсионного обеспечения. Но поскольку
эта форма распределения затрагивает
интересы общества в целом и каждого его
члена в отдельности, то государственная
политика в этой области должна быть особенно
активной
4.3 Социальная
справедливость