Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются:
Определить источники и структуру доходов населения России.
Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
Охарактеризовать современные направления социальной политики государства.

Работа состоит из  1 файл

sankt.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

3.5.2 Динамика  цен на платные услуги населению 

 Удельный  вес платных услуг в потребительских  расходах населения с 1990 г.  по 1997 г. постоянно возрастал и  увеличился за это время почти  в 5 раз - от 5% в 1990 г. до 24% в  1997 г. . В 1998 г. эта доля понизилась до 23 %, а в 1999 - до 20%. Ориентируясь на тенденцию роста стоимости платных услуг в 1-м полугодии 2000 г. можно ожидать повышения удельного веса платных услуг в 2000 г. до 22%-23%. Очевидно, что периоды роста доли платных услуг в потребительских расходах населения свидетельствуют о более высоком росте средних цен на услуги по сравнению с ростом цен на иные товары и блага, если физические объёмы изменяются в одинаковых пропорциях.  

 Прогнозное  значение розничного товарооборота,  включая общественное питание, в 2000 г. - 2115 млрд., что в сопоставимых ценах составляет 82% от розничного товарооборота в 1994 г. (более ранние сопоставимые данные по физическому объёму услуг отсутствуют). Физический объём платных услуг в 2000 г. ( прогноз по тенденции 1-го полугодия) составляет 92% от уровня 1994 г. Такое соотношение физических объёмов розничного товарооборота и платных услуг в 2000 г. по отношению к их уровням в 1994 г. при предположении о равенстве за данный период времени индексов потребительских цен по этим двум направлениям потребительских расходов могло увеличить удельный вес платных услуг в потребительских расходах с 14% (доля платных услуг населению в 1994 г.) только до 15,4%. Для того, чтобы в 2000 г. удельный вес платных услуг достиг искомых 22,5% (среднее значение в прогнозируемом интервале удельного веса платных услуг), необходимо, в дополнение к указанным изменениям физических объёмов, чтобы индекс цен на платные услуги за период с 1994 по 2000 г. был в 1,6 больше индекса потребительских цен по товарам розничного товарооборота. Другими словами, рост цен на платные услуги за рассматриваемый период времени в 1,6 раза обогнал рост цен на все прочие потребительские товары и блага.  

 Снижение  физического объёма платных услуг  населению за период с 1994 по 2000 г. вовсе не означает снижения физических объёмов по всей номенклатуре платных услуг. Это снижение связано со снижением физического объёма трёх групп услуг, в сумме составляющих более половины (52% в 1994 г. и 57,6% в 2000 г.) стоимостного объёма платных услуг, а именно: с услугами пассажирского транспорта - снижение на 25%; услугами связи - снижение на 32% и с жилищно-коммунальными услугами - снижение на 23%. Зато наиболее заметным образом выросли физические объёмы тех видов услуг, которые раньше были в подавляющей части бесплатными или мало платными. Это услуги системы образования - рост на 198% ( почти в 3 раза), медицинские - рост на 202% (более, чем в 3 раза) и культуры - рост на 202% (более, чем в три раза) (Р 1,2,3,4,5). Такой рост физических объёмов вызван в первую очередь переводом значительной части бесплатных ранее услуг в платные - это касается услуг системы образования и медицины, а в случае услуг культуры - с созданием множества новых направлений, проектов и центров культуры.  

 Последние полтора года характерны существенным ростом физических объёмов практически всей номенклатуры платных услуг, за исключением жилищно-коммунальных, физический объём которых понизился на 2%. В наибольшей мере выросли физические объёмы санаторно-оздоровительных услуг - на 51%, системы образования - на 46% и медицины - на 31%. Соответственно, в наибольшей за этот период времени мере вырос стоимостной объём санаторно-оздоровительных услуг - в 2,87 раза. Несмотря на то, что физический объём услуг культуры повысился менее заметно - на 28%, по росту стоимостного объёма этот вид услуг занимает 2-е место - в 2,82 раза. Третье и четвертое места занимают: система образования - рост стоимостного объёма - в 2,39 раза и медицина - в 2,32 раза.  

 Рост стоимостного  объёма жилищно-коммунальных услуг оказался наименее значительным - 1,64 раза, что значительно уступает среднему по всей номенклатуре услуг значению - 1,93 раза. Много ниже среднего и индекс цен жилищно-коммунальных услуг - 1,67 раза, что опять же ниже среднего индекса цен всей номенклатуры услуг. Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных услуг за рассматриваемый период существенно отстаёт от роста денежных доходов населения, которые выросли в 2,1 раза, роста заработной платы - рост в 1,98 раз и даже от роста пенсии - рост в 1,72 раза, но её высокий удельный вес в платных услугах - 21% и то, что потребителем этого вида услуг является каждый, делает любой рост её стоимости нетерпимым. А вот рост стоимостных объёмов санаторно-оздоровительных услуг - в 2,87 раза, услуг культуры - в 2,82 раза, образования - в 2,39 раза и медицины - в 2,32 раза существенно обгоняют рост денежных доходов населения и всё сильнее бьют по бюджету семьи, если они ей необходимы, т.к. воспользоваться их бесплатным аналогом всё более нереально.  

 Следует однако  отметить некоторое снижение  темпов роста как физических, так и стоимостных объёмов  платных услуг системы образования  и платных медицинских услуг  в первом полугодии 2000 г. Так,  если за период с 1994 г. по 1998 г. ежегодные приросты физических объёмов платных услуг системы образования и медицины среднем были на уровне 19,6% и 25%, соответственно, то в первом полугодии 2000 г., по сравнению с первым полугодием 1999г., рост физических объёмов этих видов услуг составил 18,1% и14,4%, соответственно. Стоимостной объём услуг системы образования в первом полугодии 2000 г. вырос, по сравнению с первым полугодием 1999 г., на 44,8%, в то время как в 1999 г., по сравнению с 1998 г, он увеличился на 65,3%. Почти в той же пропорции изменились и темпы роста стоимостного объёма платных медицинских услуг - 41,5% прироста в первом полугодии 2000 г., по сравнению с первым полугодием 1999 г., и 64,0% в 1999 г. по сравнению с 1998 г.  
 

Заключить настоящий  раздел хотелось бы следующими выводами:  

 В первом  полугодии 2000 г. покупательная способность рубля в 16,4 раза ниже покупательной способности рубля в 1990 г., а покупательная способность среднедушевого денежного дохода в первом полугодии 2000 г. почти в два раза ниже покупательной способности среднедушевого денежного дохода 1990 года.  

 Всё большую  роль в снижении покупательной  способности денежных доходов  населения играет рост стоимости  платных услуг населению, доля  которых в денежных расходах  населения с 1990 г. выросла в  5 раз и составила почти четвёртую их часть. Рост стоимости платных услуг населению за последние 10 лет связан как с опережающим по сравнению с другими товарами и благами ростом их средней цены, так и с ростом их физического объёма за счёт перехода части бесплатных услуг (медицины и образования) в платные.  

 В наибольшей  мере растут расходы населения  на санаторно-оздоровительные услуги  и на услуги культуры, медицины  и образования. Темпы роста  расходов на эти виды услуг  значительно опережают темпы  роста денежных доходов населения.  

 Темпы роста расходов населения на жилищно-коммунальные услуги и цен на них существенно ниже как темпов роста средних расходов по всему комплексу платных услуг и цен на них, так и темпов роста среднедушевых денежных доходов населения. Всеобщая необходимость жилищно-коммунальных услуг делает любой рост их стоимости весьма болезненным для населения.  
 

 ГЛАВА 4 Социальная  политика государства 

4.1. Бедность 
 

 Разрешение  такой острой социальной проблемы  как бедность есть одним из  направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики. 

 Важным направлением  в социальной политике при  решении вопросов защиты личных  доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития. 

 Для отнесения  определенных категорий населения  к числу имеющих право на  получение социальной помощи  используются показатели, определяющие  уровень (порог) бедности. Сама  бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров)  

 В зависимости  от соответствия доходов прожиточному  минимуму нуждающаяся часть населения  имеет право на получение социальной  помощи. При этом в странах  с рыночной экономикой практикуется  строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д. 

 В странах  с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома для престарелых и др. 
 

4.2. Система социальной  защиты и ее развитие 
 

 Государственные  программы стабилизации доходов  имеют место в различных странах.  Но порядок их формирования  различен. 

 Одна часть  средств таких программ формируется  через государственный бюджет  и используется централизованно.  Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за счет прибылей предприятий). 

 Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе. 

 Распределение  средств по линии программ  помощи осуществляется по трем  направлениям. 

 Первое направление  характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей. 

 Второе направление  характеризуется тем, что проводимые  выплаты не имеют связи с  трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей. 

 Особенность  третьего направления определяется  тем, что основная их часть,  выступающая в форме льгот  и услуг, поступает населению  непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицин­ской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте. 

 Другими словами,  выплаты по линии программ  помощи призваны смягчить различия  в уровне доходов, вызванные  не различиями в труде, а  причинами, стоящими вне самого  процесса труда, а также способствовать  удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной 
 

4.3 Социальная  справедливость 
 

Информация о работе Социальная политика государства