Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:01, статья
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Финансирование фундаментальных исследований будет сконцентрировано на работах, осуществляемых научными коллективами, способными на выполнение научных исследований на мировом уровне, а также на развитии национальных исследовательских центров и поддержке исследовательской деятельности.
В отношении организаций высшего профессионального образования, характеризующихся наличием конкурентоспособных на международном уровне научных школ, в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации будет обеспечено повышение расчетных нормативов для реализации образовательных программ.
Одним из приоритетов является расширение объемов государственного субсидирования процентных ставок и предоставления государственных гарантий по образовательным кредитам, предоставляемым на цели обучения в ведущих вузах страны и за рубежом. Будут увеличены объемы бюджетного финансирования мероприятий в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Также будет обеспечено финансирование федеральным государственным автономным учреждением «Российский фонд технологического развития» инновационной деятельности предприятий, осуществляемой в рамках приоритетов, ориентированных на модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
В целях развития инновационной инфраструктуры в достаточном объеме будет обеспечено финансирование создания инновационного центра «Сколково», инфраструктуры технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков.
В соответствии с бюджетными посланиями Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» и «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» будет обеспечено оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики и формированию инновационных кластеров. На федеральном уровне постепенно должны разрабатываться и вводиться меры по поддержке соответствующих региональных программ и инициатив.
Финансовое
обеспечение Стратегии
Расходы федерального бюджета на реализацию Стратегии в период до 2020 года не должны быть ниже текущего объема расходов федерального бюджета на инновационное развитие.
На достижение
целей Стратегии будет
развитие и инновационная экономика»,
«Информационное общество (2011 - 2020 годы)»,
а также мероприятий, направленных
на стимулирование инновационной активности
в рамках других государственных программ.
____________
1. Повышение эффективности выработки и реализации Правительством Российской Федерации инновационной политики, в том числе посредством распределения координирующих функций между федеральными органами исполнительной власти и определения ответственных за реализацию отдельных направлений инновационной политики
2. Значительное повышение качества и престижа инженерного образования, в том числе за счет создания специальной программы установления и выплат стипендий для студентов инженерных специальностей, более тесной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных предприятиях, а также мер по содействию в обеспечении жильем инженеров, работающих по специальности
3. Корректировка образовательных стандартов и внедрение новых технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной экономики
4. Выстраивание системы поиска и обеспечения раскрытия способностей талантливых детей к творчеству (в первую очередь, по естественно-научным и техническим направлениям)
5. Повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в средствах массовой информации и сети Интернет
6. Наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики - в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе посредством принятия и реализации ими программ инновационного развития
7. Формирование планов развития (дорожных карт) важнейших технологий с определением мер поддержки и необходимой степени международной кооперации при их создании
8. Последовательное и прогнозируемое на долгосрочную перспективу ужесточение экологических, технических и санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, определение системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих их создание и внедрение, по основным направлениям технологического развития российской экономики
9. Обеспечение активного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития, в том числе путем формирования технологических платформ
10. Введение дополнительных льгот, в том числе налоговых, для развития инжиниринга и информационных технологий
11. Формирование сети ведущих вузов, развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах компаний реального сектора экономики, а также формирование национальных исследовательских центров (лабораторий) в рамках различных организационных моделей по ключевым направлениям технологического развития
12. Перераспределение финансирования в пользу активных исследовательских коллективов путем повышения роли конкурсных механизмов выделения средств на науку, а также повышение мобильности ученых между научными организациями и вузами
13. Формирование необходимых инструментов и механизмов поддержки государственных закупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для государственных нужд в рамках создания комплексной федеральной контрактной системы
14. Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде, обеспечение безбумажного документооборота не только между федеральными органами исполнительной власти, но и регионами
15. Совершенствование механизма, позволяющего осуществлять финансовую, организационную и консультационную поддержку инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла, в том числе за счет активизации деятельности федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития»
16. Активизация поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе путем наращивания финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов
17. Содействие российским компаниям в поиске зарубежных технологических партнеров, формирование и реализация совместных проектов, разработка новых технологий и выпуск высокотехнологичной продукции с компаниями из наиболее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых представительств Российской Федерации
18. Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов - инновационных лидеров
19. Формирование
территориальных центров генерации и
коммерциализации знаний, в том числе на базе наукоградов,
закрытых административно-
20. Обеспечение приоритетности финансирования инноваций при последующих циклах бюджетного планирования
_____________
Срок выполнения | ||
I. Формирование компетенций инновационной деятельности | ||
1. |
Расширение форм и масштабов программ подготовки и переподготовки по инженерно-техническим специальностям |
2011 год |
2. |
Расширение
масштабов программ обучения инновационному
предпринимательству и |
2011 год |
3. |
Первое награждение государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации |
2011 год |
4. |
Повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ государственных вузов в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации |
2011 год |
5. |
Поддержка развития непрерывного образования на предприятиях, реализации программ обучения и стажировок специалистов предприятий развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, организаций, осуществляющих деятельность по стандартизации и сертификации |
2012 год |
6. |
Запуск программы популяризации научной и инновационной деятельности |
2012 год |
7. |
Предоставление
целевого финансирования на получение
высшего и послевузовского |
2012 год |
8. |
Предоставление государственных премий и грантов наиболее активным и выдающимся ученым |
2012 год |
9. |
Создание с
участием телевизионных каналов, финансируемых
государством, научно-популярного |
2012 год |
10. |
Учреждение национальной премии (возможно, на основе развития одной из существующих) за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки, формирование инновационных систем управления качеством, вручаемой как гражданам, так и юридическим лицам |
2012 год |
11. |
Расширение механизмов поддержки технического и научно-технического творчества детей |
2013 год |
12. |
Реализация
комплекса мер по модернизации общего
образования в субъектах |
2013 год |
13. |
Завершение выстраивания государственной системы поиска и обеспечения раскрытия способностей талантливых детей к творчеству |
2015 год |
14. |
Введение стандартизированного экзамена по разным предметам для поступающих в магистратуру |
2017 год |
II. Инновационный бизнес | ||
15. |
Формирование и начало реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием |
2011 год |
16. |
Выстраивание
системы обратной связи и оценки
эффективности предоставляемых
бизнесу налоговых льгот для
ведения инновационной |
2011 год |
17. |
Формирование и развитие приоритетных технологических платформ. Создание механизмов оценки эффективности таких платформ и мер содействия им со стороны государства |
2011 год |
18. |
Включение технологических
приоритетов и проектов, формируемых
в рамках технологических платформ
в качестве ключевых направлений
государственной поддержки |
2011 - 2012 годы |
19. |
Выстраивание (в том числе на базе институтов развития) системы грантового и заемного финансирования инновационных проектов бизнеса |
2012 год |
20. |
Формирование
механизмов участия ассоциаций бизнеса
(в первую очередь, высокотехнологичного)
в выработке и реализации инновационной
политики на принципах государственно- |
2012 год |
21. |
Расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности (в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности фондов посевных инвестиций, создаваемых на федеральном и региональном уровнях) |
2012 год |
22. |
Предоставление поддержки создания отраслевых центров повышения квалификации в тех секторах экономики, в которых инновационная продукция создается преимущественно в рамках деятельности малых предприятий |
2014 год |
23. |
Завершение принятия
технических регламентов |
2014 год |
III. Эффективная наука | ||
24. |
Создание правовых механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, установление переходного периода для государства в целях закрепления необходимых ему прав на результаты интеллектуальной деятельности с последующим переходом прав на все остальные результаты интеллектуальной деятельности к авторам и в последующем иным заинтересованным лицам |
2011 год |
25. |
Реорганизация
Российского фонда |
2011 год |
26. |
Разработка и принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» |
2011 год |
27. |
Снятие ограничений
на привлечение |
2011 год |
28. |
Создание новых национальных исследовательских центров |
2012 - 2013 годы |
29. |
Формирование среднесрочных (5-летних) программ развития научных организаций и вузов федерального уровня |
2012 год |
30. |
Совершенствование механизмов отчетности по исследовательским грантам |
2012 год |
31. |
Начало реализации проектов создания крупных научных установок |
2012 год |
32. |
Формирование постоянно действующего механизма финансовой поддержки кооперации научных и образовательных учреждений с бизнес-структурами |
2013 год |
33. |
Начало реализации программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в ведущих зарубежных университетах, предусматривающей ежегодное направление молодых российских специалистов в аспирантуры и магистратуры ведущих зарубежных университетов |
2013 год |
34. |
Разработка
программы фундаментальных |
2014 год |
35. |
Начало реализации пилотной программы по целевому привлечению на административные должности в федеральных и национальных исследовательских университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих зарубежных вузах |
2014 год |
36. |
Перевод государственного финансирования науки в основном на конкурсную основу |
2016 год |
37. |
Формирование основных элементов сети центров компетенций в науке, включающей государственные научные центры Российской Федерации и национальные исследовательские центры, а также ведущие научные организации и университеты |
2020 год |
IV. Инновационное государство | ||
38. |
Формирование
в рамках соответствующих |
2011 год |
39. |
Определение в
федеральных министерствах |
2011 год |
40. |
Реализация пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по формированию планов государственных закупок, включающих инновационный компонент |
2011 год |
41. |
Начало полномасштабной работы автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» |
2012 год |
42. |
Обеспечение перевода на английский язык нормативных правовых актов, затрагивающих интересы потенциальных зарубежных инвесторов, и их размещение в сети Интернет |
2012 год |
43. |
Формирование планов развития важнейших производственных технологий с выделением необходимой степени локализации для каждой из них |
2012 год |
44. |
Формирование системы мер по ужесточению экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, а также определение и применение стимулов для их внедрения |
2012 год |
V. Инфраструктура инноваций | ||
45. |
Осуществление инвестиций в инновационные компании ранних стадий развития обществом с ограниченной ответственностью «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании» |
2011 год |
46. |
Формирование федерального реестра объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств |
2012 год |
47. |
Создание баз данных с открытым доступом, включающих краткую информацию (не содержащую
коммерческой тайны или |
2012 год |
48. |
Первые продажи ценных бумаг, долей в уставных капиталах инновационных компаний, в которые были осуществлены посевные инвестиции обществом с ограниченной ответственностью «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании» и открытым акционерным обществом «РОСНАНО» |
2014 год |
VI. Участие в мировой инновационной системе | ||
49. |
Упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации |
2011 год |
50. |
Начало предоставления гарантий и страхования экспорта открытым акционерным обществом «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» |
2012 год |
51. |
Внедрение и активное использование в практике зарубежных закупок российских компаний офсетных требований, нацеленных на повышение инновационной активности в России |
2012 год |
52. |
Привлечение в
инновационный центр «Сколково» |
2014 год |
VII. Территории инноваций | ||
53. |
Введение процедуры определения регионов - инновационных лидеров и формирование механизмов их поддержки |
2011 год |
54. |
Совершенствование статуса наукограда, увязка присвоения статуса не только с наличием высококлассного научного учреждения, но и с активностью региональных и муниципальных властей в формировании региональной инновационной системы и динамикой развития инновационного бизнеса |
2011 год |
55. |
Разработка региональных программ и стратегий инновационного развития и включение проработанных разделов по инновациям в программы и стратегии социально-экономического развития всех субъектов Российской Федерации |
2012 год |
56. |
Реализация
при федеральной поддержке |
2013 год |
57. |
Создание полноценных инновацио |
2016 год |
_____________
Единицы измерения |
2010 год |
2013 год |
2016 год |
2020 год | ||
I. Формирование компетенций инновационной деятельности | ||||||
1. |
Доля населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет |
процентов |
93,6** |
94,6 |
96,68 |
97 |
2. |
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в образовании к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по экономике страны в целом |
- « - |
66,6 |
67 - 72 |
75 - 84 |
90 - 100 |
3. |
Количество вузов, входящих в число 200 ведущих университетов согласно Мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings) |
единиц |
1 |
1 |
2 |
4 |
4. |
Доля обучающихся по программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в общей численности обучающихся текущего года (по уровням образования): |
процентов |
||||
общее образование |
- |
20 |
65 |
95 | ||
начальное и среднее профессиональное образование |
- |
75 |
100 |
100 | ||
высшее профессиональное образование |
- |
45 |
100 |
100 | ||
5. |
Доля выпускников учреждений профессионального образования, работающих по специальности не менее 3 лет, в общей численности выпускников учреждений профессионального образования |
- « - |
45 |
51 |
55 |
60 |
6. |
Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования |
процентов |
27 |
35 |
42,5 |
50 |
7. |
Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет |
- « - |
30,8 |
33 |
40 |
55 |
8. |
Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств |
- « - |
34** |
75 |
90 |
95 |
II. Инновационный бизнес | ||||||
9. |
Валовая добавленная стоимость инновационного сектора |
процентов валового внутреннего продукта |
12,7** |
13,5 |
15,2 |
17 |
10. |
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) |
единиц |
2 |
2,1 |
2,3 |
2,8 |
11. |
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций - всего |
процентов |
7,7** |
9,6 |
15 |
25 |
в том числе: |
||||||
добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
- « - |
9,4** |
10,8 |
20 |
40 | |
связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
- « - |
10,1** |
22,1 |
25 |
35 | |
12. |
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства |
- « - |
5,5** |
8,2 |
12 |
15 |
13. |
Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства) |
процентов |
1,9** |
1,95 |
2 |
2,5 |
14. |
Число договоров о торговле лицензиями и об отчуждении прав на патенты, заключенных юридическими лицами (гражданами) Российской Федерации |
единиц |
2860 |
более 4000 |
более 15000 |
более 40000 |
15. |
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства |
процентов |
4,9 |
7,2 |
15,4 |
25 |
16. |
Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства |
- « - |
0,4** |
2 |
5 |
8 |
17. |
Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства |
процентов |
0,03** |
0,04 |
0,12 |
0,28 |
18. |
Совокупный
уровень инновационной |
- « - |
11** |
24 |
47 |
60 |
19. |
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций |
- « - |
56** |
85 |
95 |
98 |
20. |
Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций
|
- « - |
24** |
75 |
80 |
90 |
III. Эффективная наука | ||||||
21. |
Средний возраст исследователей |
лет |
49* |
47,5 |
45 |
43 |
22. |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей |
процентов |
32,8 |
33,1 |
33,6 |
35 |
23. |
Доля России
в общемировом количестве |
- « - |
2,08 |
2,3 |
2,5 |
3 |
24. |
Число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science) |
единиц |
2,4 |
2,7 |
3,4 |
4 |
25. |
Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки |
процентов |
8,4 |
10 |
12 |
15 |
26. |
Доля средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников |
процентов |
15 |
не менее 15 |
не менее 20 |
не менее 25 |
IV. Инновационное государство | ||||||
27. |
Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий |
место |
48 |
в числе 45 ведущих стран мира |
в числе 10 ведущих стран мира |
в числе 10 ведущих стран мира |
28. |
Доля федеральных государственных услуг, которые население может получить в электронном виде, в общем количестве таких услуг |
процентов |
-* |
98 |
100 |
100 |
29. |
Доля городских
округов и муниципальных |
- « - |
6,6 |
60 |
100 |
100 |
30. |
Доля лиц старше 50 лет, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, в общей численности лиц, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы |
процентов |
48 |
43 |
40 |
30 |
31. |
Доля государственных
служащих, свободно владеющих иностранным
языком, в общей численности |
- « - |
- |
3 |
10 |
20 |
32. |
Доля государственных служащих, получающих ежегодно дополнительное образование за рубежом, в общей численности государственных служащих |
- « - |
0,1 |
0,4 |
1 |
3 |
33. |
Доля лиц, занимающих
должности руководителей высшей
и главной групп должностей
государственной гражданской |
процентов |
более 0,5 |
1,6 |
4 |
12 |
V. Инфраструктура инноваций | ||||||
34. |
Количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
единиц |
483 |
500 |
600 |
700 |
35. |
Число организаций-пользователей
научным оборудованием федераль
|
- « - |
1000 |
1050 |
1200 |
1400 |
VI. Участие в мировой инновационной системе | ||||||
36. |
Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров |
процентов |
0,25* |
0,4 |
1,1 |
2 |
37. |
Количество триадных патентных семей (патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах EPO, USPTO и JPO) |
единиц |
63** |
более 300 |
более 1000 |
более 2500 |
38. |
Сальдо экспорта-импорта технологий |
млрд. долларов США |
-1** |
-0,9 |
-0,6 |
более 0,3 |
39. |
Доля ученых в возрасте до 39 лет в общей численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации
|
процентов |
23 |
37 |
48,5 |
50 |
VII. Территории инноваций | ||||||
40. |
Количество субъектов Российской Федерации, получивших поддержку в рамках новых федеральных механизмов содействия субъектам Российской Федерации, активно инвестирующим в стимулирование инновационной деятельности, накопительным итогом |
единиц |
- |
5 |
12 |
15 |
41. |
Количество инновационных кластеров, получивших федеральную поддержку после 2010 года и сумевших удвоить высокотехнологичный экспорт с момента такой поддержки, накопительным итогом |
- « - |
- |
- |
4 |
7 |
VIII. Финансовое обеспечение | ||||||
42. |
Внутренние затраты на исследования и разработки |
процентов валового внутреннего продукта |
1,3 |
1,5 |
1,9 |
3 |
43. |
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования: |
|||||
бюджетные средства |
процентов |
69 |
67 |
63 |
43 | |
внебюджетные средства |
- « - |
31 |
33 |
37 |
57 | |
44. |
Внутренние затраты на образование |
процентов валового внутреннего продукта |
5,1 |
4,8 |
5,4 |
6,5 |
45. |
Государственные расходы на образование |
- « - |
4, 2 |
4,1 |
4,5 |
5,3 |
Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года