Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать состояние и перспективы развития банковских инноваций в России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
определить сущность понятия «банковская инновация»;
Введение
1. Характеристика банковских инноваций
1.1. Структура и сущность понятия «банковская инновация»
1.2. Классификация банковских инноваций
1.3. Мировой и отечественный подходы к классификации банковских инноваций
2. Динамика развития банковских инноваций
2.1. Продуктовые банковские инновации
2.2. Технологические инновации: развитие электронных платежных инструментов
2.3.Роль инновационного менеджмента в коммерческом банке
3. Анализ использования Сбербанком России банковских инноваций
3.1. Инновации в сфере управления денежной наличностью и индивидуальное банковское обслуживание
3.2. Продуктовые инновации, внедряемые в Сбербанке России (на примере Саратовской области)
Заключение
Список литературы
драгоценными камнями;
• внедрение в практику лизинговых операций;
• предоставление в аренду физическим и юридическим лицам
специальных сейфов или помещения для хранения документов и ценностей;
• оказание консультационных и информационных услуг;
• развитие операций на денежно-финансовом рынке за счет «иных сделок», в том числе с производными финансовыми инструментами [16, с.256-259].5
Банки заинтересованы модернизировать методики создания и поставки своих услуг с той целью, чтобы операционные расходы и цены на них довести до уровня соответствия конкурентной позиции. Разработка новых банковских продуктов и услуг это процесс изменения стратегии банковской деятельности.
2. Анализ динамики и перспектив развития для конкретных видов банковских инноваций.
2.1. Продуктовые банковские инновации.
Как уже упоминалось, в
состав продуктовых банковских инноваций
входят новые банковские продукты,
которые связаны как с новыми
банковскими операциями и услугами,
так и с развитием и
К числу важных услуг, оказываемых
в настоящее время кредитными
учреждениями, относится лизинг –
это вид предпринимательской
деятельности направленный на инвестирование
временно свободных или привлеченных
финансовых средств, когда по договору
финансовой аренды (лизинга) арендодатель
(лизингодатель) обязуется приобрести
в собственность обусловленное
договором имущество у
В Российской Федерации лизинг стал развиваться с середины 90-х годов, когда в стране был взят курс на рыночную экономику.
В период с 1995г. по 2011г. рынок лизинговых услуг в России в целом характеризуется положительной динамикой, темпы роста лизинговых операций опережают рост валового внутреннего продукта. На российском рынке появилось большое количество участников лизинговой деятельности, лизинговых компаний, продавцов имущества для последующей передачи его в лизинг, а также потенциальных лизингополучателей [см. табл. 2.1.]. Так же в России был принят закон РФ «О лизинге».
Таблица 2.1. Развитие лизинга в России (1995-2002гг.) [2, с.23].
Показатель |
Годы | |||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Стоимость заключенных договоров лизинга, млн долл. |
204040 |
630114 |
960700 |
1187150 |
1305700 |
1415000 |
7865001 |
2274800 |
Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды, % |
0,4 |
1 |
1,4 |
2,3 |
4,47 |
4,35 |
4,5 |
4,8 |
Однако, говорить о широком распространении лизинга преждевременно. Развитие лизинговой деятельности в Российской Федерации в 2000-2002 годы обусловлено, прежде всего, общим ростом экономики страны, притоком прямых инвестиций, улучшением условий и масштабов кредитования участников лизинговых операций [24, с.16].
Вместе с тем, согласно статистике, приводимой компанией “Дельтализинг”, по состоянию на 1 января 2001 года, Российская Федерация занимала последнее место среди стран Европы по степени развития лизинга. Общеевропейским стандартом является показатель доли лизинга в общем объеме инвестиций, который в Европе достигает 30%. За всю историю своего развития лизинг в России составлял не более 5% от общего объема инвестиций в стране [19, c.149].
Прогноз развития лизинговых операций в России представлен в виде трендовой модели на рисунке 2.1. Так на 2004 год по прогнозу объем лизинговых операций ожидается в размере 2645100 (млн. долл.), а на 2005 год 290000 (млн. долл).
Рисунок 2.1.
Динамика объемов лизинговых операций (млн. долл.)*
*Рассчитано по: [2, с.23].
Интересно также рассмотреть такое нововведение, как микрокредитование пенсионеров, которое существует в России с 1997 г. Оно было введено и применяется только банком «Петров¬ский» совместно с отделением Пенсионного фонда по Петербургу, Городским центром по начислению и выплате пенсий и пособий и Уп¬равлением федеральной почтовой связи.
Лимит микрокредита 200 руб. Процентная ставка 8 % годовых. Мик-рокредит выдается на срок до ближайшего начисления пенсии, т. е. на срок менее 30 дней. Возврат кредита производится автоматически, за счет денежных средств, поступивших на пенсионный счет в банке. Допускается также возврат микрокредита по частям [1, с.220].
2.2. Технологические
инновации: развитие
На современном этапе наибольшее распространены инновации связанные непосредственно с научно-техническим прогрессом, то есть технологические инновации. Банковское дело становится все более зависимо от новейших информационных технологий. Это обусловлено, прежде всего, доминирующей на сегодняшний день стратегией развития нововведений в банковском бизнесе.
К технологическим инновациям относят: электронные переводы денежных средств и различные другие виды банковского обслуживания, предоставляемые посредством сети Интернет; банковские карточки.
Банковские карточки –
это один из прогрессивных средств
организации безналичных
По состоянию на 1 июля 2003 года на территории России эмиссию или эквайринг платежных карт осуществляет половина действующих кредитных организаций (670 из 1331), из них 619 осуществляют эмиссию, а 537 — эквайринг. Количество эмитированных ими банковских карт выросло по сравнению с началом года на 20% и составило 18,6 миллионов карт [23].
Более полный обзор развития карточной платежной системы России представлен в приложении 1.
По представленным данным проведем анализ количества пластиковых карточек используемых для совершения операций физическими и юридическими лицами в совокупности. Для этого построим диаграмму, отражающую изменения общего числа карт во времени (см. рис. 2.2.).
Рисунок 2.2.
Динамика количества пластиковых карт, используемых в России (тыс. ед.)*
*Рассчитано по: [13, с.99].
Как видно построенная
трендовая модель является значимой,
поэтому, используя уравнение тренда,
можно составить прогноз
Таблица 2.3.
Прогноз динамики количества пластиковых карт в РФ на 2004 год (тыс. ед.)*
*Рассчитано по: [13, с.99].
Аналогичным образом проведем анализ динамики и построим прогноз для объемов операций, совершаемых физическими и юридическими лицами с использованием банковских карт, выраженные в денежном эквиваленте (см. рис. 2.4.).
Рисунок 2.4.
Динамика операций совершенных физическими и юридическими лицами
с использованием банковских карт (млн. руб.)*
*Рассчитано по: [13, с.99].
На рисунке 2.5. представлен прогноз, полученный на основе трендовой модели по представленному ряду динамики. Таким образом, в 2004 году в России ожидается рост показателя объемов операций выполняемых с использованием банковских операций на 20% или с331 по 398 млн. руб.
Рисунок 2.5.
Динамика операций совершенных физическими и юридическими лицами
с использованием банковских карт (млн. руб.)*
*Рассчитано по: [13, с.99].
При анализе полученных диаграмм видно, что наблюдается тенденция стабильного роста числа карт и объемов использованием банковских карт операций. То есть происходит постепенное укоренение данного банковского продукта в экономике страны.
Однако, при рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что в среднем 70% карт сегодня используется только для получения наличности - так называемые зар¬платные проекты (см. табл. 2.2.). Это свидетельствует о том, что рынок карточных услуг еще не достиг состоя¬ния зрелости и следовательно, для его развития следует укреплять отечественные пластиковые системы.
Таблица 2.2.
Удельный вес клиентов – «зарплатников», для различных банков, с учетом занимаемой ими в общем числе банков, долей (%)*
Удельный вес используемых банковских карт данного типа в общем числе карт, % Удельный вес клиентов, пользующихся банковской карточкой в рамках "зарплатного проекта" в общем объеме держателей карт, % Удельный вес клиентов – «зарплатников», для различных банков, с учетом занимаемой ими в общем числе банков, долей (%)*
VISA Int 33 77
Master Card Int 20 63
АС Сбербанк 12 40
Union Card 12 94
Золотая корона 7 89
Accord 4 37
STB Card 4 84
Другие 9 78
*Составлено по: [14, с. 44]; [9, с. 41].
С другой стороны как фактор увеличения безналичных платежей выступает рост количества предприятий торговли и услуг, принимающих к обслуживанию платежные карты, а также появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т.п. Это также способствовало увеличению доли платежей, совершенных с использованием карт на предприятиях торговли и услуг, в совокупном объеме платных услуг населению, общественного питания и розничного товарооборота (1,1% за I полугодие 2003 года против 0,9% за весь 2002 год).
Рисунок 2.6.
Инфраструктура, предназначенная для осуществления операций с использованием карт [23].
Из рисунка 2.6. видно, что количество предприятий торговли и услуг, принимающих к оплате платежные карты, выросло по сравнению с началом года на 12%, пунктов выдачи наличных — на 5%, банкоматов — на 23%.
Хотелось бы отметить, что почти 96% от общего объема операций, совершенных на территории России, приходилось на операции, совершенные держателями карт, эмитированных кредитными организациями — резидентами, и 4% — нерезидентами.
В то же время в общем объеме операций с использованием карт, эмитированных нерезидентами, доля операций по оплате товаров и услуг составила 47%, а по снятию наличных денег — 53% [12].
Держатели карт, эмитированных банками-резидентами, по—прежнему предпочитают в России использовать карты для снятия наличных денежных средств, а не для оплаты товаров и услуг. Это обусловлено прежде всего тем, что большинство эмитированных ими карт является «зарплатными», а также недостаточно развитой инфраструктурой их обслуживания. Хотя в последнее время, как уже отмечалось, она динамично развивается [4, с.270-271].
В то же время количество операций по оплате товаров и услуг, совершенных за пределами России держателями карт, эмитированных кредитными организациями — резидентами, преобладает над количеством операций по снятию наличных денег (см. рис. 2.7).
Рисунок 2.7.
Структура операций, совершенных
за пределами России держателями
карт — клиентами кредитных
Другим видом технологических инновация является интернет-банкинг.
Понятие “Интернет-банк”
относится к системам, которые
обеспечивают предоставление доступа
банковских клиентов к счетам и общей
информации о банковских продуктах
и услугах с помощью
В настоящее время наиболее распространенной финансовой интернет-услугой среди российских банков является интернет-банкинг. По данным анкетирования, 40% банков, представители которых приняли участие в опросе, уже предлагают своим клиентам услугу управления банковским счетом через Интернет. 24% банков оказывают услуги интернет-трейдинга, 13% - интернет-эквайринга [8, с.419].
Сейчас 71 российский банк в той или иной степени оказывают услуги через интернет. При этом всего в России на данный момент насчитывается около 1331 кредитных организации. Таким образом, всего 4,7% российских банков оказывает свои услуги через интернет. Из них систему iBank от «БИФИТ» использует 26 банков, систему «Интернет-клиент» от «Банк’с Софт Системс» - 9 операторов, систему «Банк-Клиент/Интернет» от «ИНИСТ» используют 6 банков, системы «Степ Ап» внедрены в 4 банках, на рынке внедрена 1 система от «Диасофт», а 13 финансовых учреждений интернет-системы разработали самостоятельно. Также в одном банке было внедрено решение, разработанное специалистами Автобанка [17, c.20-21].
2.3. Роль инновационного менеджмента в коммерческом банке.
На фоне сегодняшних очень бурных изменений экономической системы нашей страны возрастает значение быстрого и гибкого реагирования со стороны контрагентов рынка. Не является исключением и коммерческий банк как хозяйствующий элемент. Цель любой инновации в, конечном итоге, принесение дополнительного дохода от деятельности экономического субъекта. Особое значение инновационная деятельность имеет в функционировании коммерческого банка. Изменения и новшества, привносимые в кредитную сферу всегда сопряжены с определенным риском. Поэтому для минимизации возможных потерь необходимо грамотное управление нововведениями в работе банка. Новшества могут касаться не только сферы форм работы с клиентами и партнерами, это неотъемлемая часть технологии управления самим кредитным институтом.