Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать состояние и перспективы развития банковских инноваций в России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
определить сущность понятия «банковская инновация»;
Введение
1. Характеристика банковских инноваций
1.1. Структура и сущность понятия «банковская инновация»
1.2. Классификация банковских инноваций
1.3. Мировой и отечественный подходы к классификации банковских инноваций
2. Динамика развития банковских инноваций
2.1. Продуктовые банковские инновации
2.2. Технологические инновации: развитие электронных платежных инструментов
2.3.Роль инновационного менеджмента в коммерческом банке
3. Анализ использования Сбербанком России банковских инноваций
3.1. Инновации в сфере управления денежной наличностью и индивидуальное банковское обслуживание
3.2. Продуктовые инновации, внедряемые в Сбербанке России (на примере Саратовской области)
Заключение
Список литературы
В связи с этим можно
выделить две основные сферы деятельности
коммерческого банка, где имеет
место непосредственное применение
инновационного менеджмента. Во-первых,
это структура и формы
Роль инноваций в структуре
предоставляемых услуг очень
велика. Это связано с тем, что
помимо традиционных видов услуг
коммерческого банка рынок
Изменение рыночной ситуации, особенно на сегменте банковских услуг, постоянно требует нововведений в такую сферу деятельности коммерческого банка, как анализ внешней среды. Постоянно необходимо совершенствовать имеющиеся и внедрять новые методы исследования окружения, заменяя ими устаревшие и неэффективные с целью предотвратить появление критических рисков в деятельности банка.
Тем не менее, прежде чем
внедрять какие либо новшества в
деятельности банка необходимо очень
скрупулезно оценить
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей:
1. интегральный эффект;
2. индекс рентабельности;
3. норма рентабельности;
4. период окупаемости;
Для активизации работы и
повышения эффективности
В настоящее время окружающая
экономическая среда изменяется
очень динамично и
Одним из условий эффективного управления инновациями в коммерческом банке является наличие специализированной организационной структуры. Данное условие во многом определяет необходимость постоянного совершенствования структуры управления. В данном случае управленческие усилия в первую очередь направляются на совершенствование организационной структуры, создание условий эффективного управления инновационной деятельностью. Алгоритм совершенствования организационной структуры управления состоит из следующих блоков. Во-первых, это выявление и анализ факторов, влияющих на состояние управления инновационными процессами в организации. Во-вторых, анализ состояния и перспективы развития организационной структуры в целом и ее отдельных элементов. В-третьих, оценка вероятности получения ожидаемых результатов организационных нововведений. Решение о начале выполнения комплекса мероприятий по реорганизации структуры управления принимается исходя из реальных потребностей банка в этом. Как правило, такое решение принимается на основе изучения практики функционирования организационных структур хозяйствующих субъектов аналогичного профиля деятельности.
Однако, несмотря на необходимость индивидуализации подходов к совершенствованию организационных структур управления, следует учитывать ряд общих моментов. Среди общих принципов можно выделить возможность эффективного управления инновационной деятельностью с помощью совершенствуемых организационных структур. Этот принцип должен учитываться прежде всего для оптимизации функционального взаимодействия подразделений предприятия.
Не менее значим принцип, суть которого состоит в необходимости решения проблемы комплексного ресурсного обеспечения подразделений в соответствии со сложностью инновационной деятельности. Его реализация дает возможность своевременно определить потребности, объемы и источники покрытия всех видов ресурсов.
Очень важна информационная структура, которая должна обеспечить максимальный эффект инновационной деятельности. Здесь важна как информация, получаемая организацией, так и распространяемая ей. Другими словами необходима развитая маркетинговая функция.
Проведя комплексный анализ кредитных институтов, было установлено что в своем большинстве банки имеют линейно-функциональную структуру управления. Такой подход был оправдан в условиях, когда можно было получать сверхдоходы от операций с иностранной валютой. К тому же в рамках такой структуры гораздо проще осуществлять управление всеми департаментами банка. С другой стороны, не имея развитой маркетинговой и инновационной функции, руководство не в состоянии оперативно отслеживать изменений во внешней среде и, соответственно, не может оперативно корректировать политику банка на кредитно-инвестиционном рынке.
Анализ организационной
структуры кредитных
Предложения по организационной
структуре управления инновациями
ориентировать на реализацию инновационных
проектов, повышение эффективность
деятельности. В рамках такой структуры
управления взаимодействие руководителя
конкретного проекта с
Данная структура обладает рядом достоинств. К ним можно отнести гибкость в формировании и реорганизации изменений. В рамках предложенной структуры до минимума сокращается время на различные согласования и устраняются потери рабочего времени исполнителей. В конечном итоге внедрение новой организационной структуры управления позволит значительно повысить эффективность деятельности кредитного учреждения в целом.
В заключении хотелось бы отметить, что новые информационные и коммуникационные технологии преобразуют банковскую деятельность таким образом, что в корне меняется облик современного банка, его инструменты, способы общения с клиентами. Российские коммерческие банки, чтобы в новом веке выдержать конкуренцию и войти в международную финансовую среду, должны активно и быстро внедрять банковские инновации.
3. Анализ использования сбербанком России банковских инноваций.
3.1. Инновации в
сфере управления денежной
Пакет услуг по управлению
денежной наличностью обеспечивает
регулярное управление наличностью
в интересах клиента, гарантирующее
сохранение необходимого денежного
и депозитного баланса в
Новые услуги в сфере управления наличностью в мировой практике обозначаются как Кеш-менеджмент и представляют собой совокупность услуг и технологических инноваций. В современной отечественной практике управление наличностью ещё не стало системой управление системой краткосрочной ликвидностью клиентов. Новые расчётные технологии развиваются в рамках совершенствования самой платёжной системы России.
В широком смысле слова
управление наличностью отражает создание
нового банковского продукта как
совокупности оказываемых отдельными
банками услуг юридическим и
физическим лицам по управлению их
ликвидности с целью
В узком смысле слова Кеш-менеджмент связывают с банковскими услугами по оптимизации финансовых потоков корпоративной клиентуры. В этом случае бухгалтерская информация по счетам дополняется финансовой и аналитической информацией, полученной на основе анализа временных рядов, что позволяет более эффективно проводить платёжно-расчётные операции при помощи терминалов, установленных на фирме, миную клиринговые центры.
В качестве системного продукта первым освоил Кеш-менджмент в 1969 г. Американский <<Mellon Bank>>, где различия в нормативном регулировании коммерческих банков в отдельных штатах влекли за собой затруднения в расчётах между производственными подразделениями кампаний. В 1994 г. В Германии был выпущен новый банковский продукт – счёт управления наличностью, т. е. единый текущий счёт клиента, который может объединять до 9 субсчетов. Все субсчета консолидируются, и клиент получает или платит проценты только по общему сальдо.
Операции по управлению денежной наличностью, осуществляемые зарубежными банками, позволяют:
• Ускорить сбор платежей с должников в пользу клиентов банка;
• Использовать временной разрыв между поступлением и расходованием денежных средств, избегая при этом штрафов за просрочку платежей;
• Инвестировать временно свободные денежные ср-ва в депозиты и другие денежные вложения и т. д.
Управление денежной наличностью в отечественной практике коммерческих банков имеет свои особенности, связанные как с долларизаций и бартеризацй экономики, так и с повышенной долей наличности в денежной массе в условиях обширной территории.
Поэтому при управлении наличностью большое значение большое значение имеет не только управление краткосрочной ликвидностью клиентов, но и управление технологией расчётно-кассовых операций. В качестве примера приведём отдельные продуктовые и технологические инновации московских банков (см. прил. 2).
Индивидуальное банковское обслуживание.
Перечень услуг, включаемых
различными банками в понятие
индивидуального банковского
Одним из примеров индивидуального
обслуживания является традиция обслуживания
<<сливок общества>> (VIP клиентов).
Так, например, за рубежом функционирует
более 350 специализированных учреждений
индивидуального банковского
Даже в странах с неразвитой банковской системой работаю банки, нацеленные на индивидуальное обслуживание. Например, в Иране одним из жизнеспособных банков является банк <<Сепах>>, который был создан ещё в 1948 г. И до сих пор ориентирован на клиентуру в лице государственных служащих. В Москве в отдельных банках в перечень услуг включено персональное комплексное обслуживание клиентов, активно сотрудничают с банком.
Индивидуальное обслуживание в отечественной практике предлогает:
• Приклепрение персонального менеджера;
• Определение потребности и разработку индивидуального пакета услуг и тарифов
• Установку и техническое обслуживание системы финансовых сообщений <<клиент-банк>>;
• Оказание помощи в управление денежными потоками клиента;