Формирование проекта по разработке инновационной политики завода Dongyang Mechatronics

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта – разработать инновационный проект совершенствования деятельности завода Dongyang Mechatronics.
Задачи курсового проекта:
Охарактеризовать объект исследования;
Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду объекта исследования;
Обосновать необходимость внедрения инноваций в рассматриваемое предприятие;
Всесторонне охарактеризовать и рассмотреть нововведение, внедряемое в рассматриваемое предприятие;
Исследовать потенциальные возможности предприятия к принятию и освоению нововведения;
Определить основные показатели по проекту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 Характеристика внешней и внутренней среды завода Dongyang Mechatronics ……………………………………………………………………....6
1.1 Краткая характеристика завода Dongyang Mechatronics…………….6
1.2 Анализ внешней среды завода Dongyang Mechatronics….……………………………………………………………………8
1.2.1 Анализ общего окружения…………………………………………..8
1.2.2 Анализ ситуации в отрасли машиностроения……………………...9
1.3 Анализ внутренней среды завода Dongyang Mechatronics……………………………………………………………………...11
1.4 Обоснование направления инновационной деятельности завода Dongyang Mechatronics ……………..…………………………………………...16
2 Характеристика и обоснование нововведения………………………..22
2.1 Комплексная характеристика внедрения отдела инноваций, обоснование технико-экономических показателей инновационного проекта……………………………………………………………………………22
2.2 Характеристика и исследование потенциальных возможностей завода Dongyang Mechatronics к освоению нововведения……………………………...25
2.2.1 Оценка инновационного климата нововведения…………………..25
2.2.1.1 Оценка макроклимата нововведения……………………………..25
2.2.1.2 Оценка отраслевой среды нововведения………………………....26
2.2.2 Оценка инновационного потенциала организации для реализации нововведения……………………………………………………………………..26
2.3 Определение показателей по проекту……………………………….30
3. Обоснование эффективности инновационного проекта, расчет его финансовых показателей………………………………………………………..37
4. Экспертиза проекта. Оценка рисков создания отдела инновационного развития и разработка механизма управления рисками…...48
5. Организация реализации проекта создания отдела инновационного развития…………………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………64

Работа состоит из  1 файл

Kursach_IM_Anikeeva_Bestaeva_docx.doc

— 939.00 Кб (Скачать документ)

 

Наиболее часто повторяющая реакция № 5.

В положительных условиях данная реакция заключается в достаточном опыте инновационной деятельности, несмотря на отсутствие отдела инновационного развития.

В отрицательных - предприятие не может совершенствовать инновационную деятельность и в полной мере использовать инновации потому что, на предприятии отсутствует отдел инновационного развития.

Таким образом, если произвести группировку факторов, препятствующих развитию инновационной  деятельности, то она будет выглядеть  следующим образом:

-    отсутствие необходимых  финансовых средств;

-    отток квалифицированных  специалистов;

- отсутствие взаимодействия между конструкторами, технологами и экономистами;

- недостаток  в новых идеях, которые можно  было бы осуществить на имеющемся  оборудовании;

-  отсутствие  специального отдела, который занимается  инновационной деятельностью на  предприятии;

-  недостаток  нового, современного оборудования.

Исходя из анализа  можно сделать вывод о том, что такая инновация как создание отдела инновационного развития просто необходима заводу Dongyang Mechatronics. Курсовой проект будет посвящен именно этому новшеству.

 

 

2. Характеристика  и обоснование нововведения

2.1 Комплексная  характеристика внедрения отдела  инноваций, обоснование технико-экономических  показателей инновационного проекта

 

Мы считаем, что для создания благоприятного инновационного климата на предприятии Dongyang Mechatronics, необходимо разработать и утвердить концепцию развития инновационной деятельности, сформировать нормативно-правовые основы деятельности, а также провести работы по подготовке кадров.

Кроме того, необходима систематизированная программа действий руководителей с чётким указанием конкретных целей, ресурсного обеспечения, сроков, структур, непосредственно ответственных за реализацию действий по соответствующим направлениям, способна создать действенный механизм управления инновационными процессами.

Чтобы усовершенствовать  инновационную деятельность, в рассматриваемом  предприятии необходимо:

  • Ввести в организационную структуру должность менеджера по инновационному развитию, в функции которого входила бы разработка проекта по внедрению инновационных технологий и др.
  • Внедрить элементы цивилизованного менеджмента, ввести в штат специалистов в области менеджмента организации, оформить должностную инструкцию, в которой конкретно указать область деятельности специалистов, обеспечить их рабочими местами и всем необходимым для осуществления своих полномочий (персональный компьютер, программное обеспечение, интернет-коммунникации).

Введение должности  менеджера по инновационному развитию в организационную структуру завода Dongyang Mechatronics является необходимым и очень важным по отношению к дальнейшему развитию инновационной деятельности предприятия.

У менеджера по инновационному развитию будут следующие основные задачи:

  1. Разработка планов инновационного развития предприятия и ориентация разработчиков на выполнение требований потребителей.
  2. Исследование рынка инноваций и анализ инновационной деятельности на макро- и микро уровнях.
  3. Содействие рационализаторству и изобретательству, организация помощи рационализаторам и изобретателям в оформлении и техническом обосновании предложений и изобретений.
  4. Обеспечение внедрения новых прогрессивных технологий.

Менеджер по инновационному развитию будет иметь следующие функции:

  1. Выполнение передовых тенденций в мировом производстве инновационных ресурсов по профилю предприятия.
  2. Координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики.
  3. Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкций с целью улучшения потребительских свойств с учетом мнения пользователей и передовых достижений, влияющих на экономическую эффективность предприятия.
  4. Анализ инновационных мероприятий.
  5. Разработка комплекса инженерно-технических решений. 
  6. Формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения инновационной продукции.
  7. Поддержание связей с научными организациями с целью принятия оптимальных инновационных решений.
  8. Заключение договоров с научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями о творческом сотрудничестве.

Менеджер по инновационному развитию обязан:

  1. Изучать потребности потребителей в инновационных ресурсах.
  2. Систематически пополнять справочно-информационный фонд материалами по инновациям в соответствии с профилем предприятия.
  3. Вести учет эффективности использования информационно-инновационных материалов на предприятии при освоении новых видов продукции, технологии, применение передового опыта в сфере инноваций.
  4. Контроль графика выполнения работы отдела и обеспечение согласованности в работе конструкторов и технологов.
  5. Совершенствовать формы и методы работы отдела инновационного развития.
  6. Подготавливать отчетность о работе инновационного развития на предприятии с предложениями и рекомендациями.

Менеджер по инновационному развитию имеет право:

  1. Получать от подразделений предприятия необходимую для работы информацию.
  2. Привлекать к работе по научно-технической информации работников подразделений.
  3. Вести в установленном порядке переписку с другими предприятиями и организациями по вопросам научно-технической информации.

Менеджер по инновации несет  ответственность за качество и своевременность  выполнения возложенных на него настоящих  инструкций и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика и исследование потенциальных возможностей Dongyang Mechatronics к освоению нововведения

2.2.1 Оценка  инновационного климата нововведения

2.2.1.1 Оценка  макроклимата нововведения

 

В таблице 8 представлены обобщающие результаты анализа общего окружения применительно к рассматриваемому проекту.

 

 

Таблица 8

Благоприятные факторы общего окружения

Неблагоприятные факторы общего окружения

1. Приобретение передовых технологий

1. Повышение налоговых ставок

2. Сведение процесса  производства до замкнутого цикла

2. Высокий экономический риск

3. Достаточное финансирование

3 Нехватка квалифицированных кадров


 

Следовательно, всё более распространённым становится негативное влияние факторов «высокого уровня налогообложения».

Также ограничением также служит высокий экономический  риск научно-технических мероприятий  и нехватка квалифицированных кадров. Также сохранилось лимитирующее влияние факторов: стремление сотрудников к инновационному развитию предприятия, опыт предприятия в сфере внедрения инновационных проектов.

 

 

 

 

2.2.1.2 Оценка отраслевой среды нововведения

 

В таблице 9 представлены результаты анализа ситуации в отрасли относительно данного нововведения.

Таблица 9

Благоприятные факторы отрасли

Неблагоприятные факторы отрасли

1. Прогнозирование  хороших перспектив развития

1. Появление  новых конкурентов

2. Расширение  дилерской сети

2. Повышение цен у поставщиков

3. Применение  новых прогрессивных технологий в производстве

3. Появление  конкурентов, занимающихся производством товаров-заменителей

 

4. Постоянный контроль за техническим состоянием оборудования


 

Следовательно, в отрасли машиностроения в Корее созданы все необходимые условия для инновационного развития завода Dongyang Mechatronics, т.е. создание отдела инновационного развития возможно.

 

2.2.2 Оценка инновационного потенциала организации для реализации нововведения

 

Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. Инновационная деятельность включает все виды инновационной деятельности, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве, а также реализацию инноваций.

На заводе Dongyang Mechatronics не происходит активного внедрения инноваций в технологический процесс, но при этом сохраняется более высокий уровень производительности труда.

Ранее, внедрение  различных инновационных форм деятельности завода Dongyang Mechatronics было вызвано следующей причиной: основной мотивацией для модернизации производственного аппарата у организации является конкуренция на внешнем рынке.

На предприятии отсутствует служба инновационного развития, в функции которой входила бы разработка проекта по внедрению инновационных технологий и др. А ведь инновационная деятельность на заводе, её развитие способствует и формирует положительный имидж предприятия в целом, повышает все его хозяйственно-экономические показатели, в конце концов, занимает далеко не средний уровень, а должен и обязан занимать высокий уровень в соответствующей структуре предприятия. 

Из этого  следует сделать вывод, что внедрение  отдела инновационного развития в структуру завода Dongyang Mechatronics является необходимым и очень важным по отношению к дальнейшему развитию инновационной деятельности предприятия.

Инновационная активность предприятия характеризуется  объемом финансирования, которое выделяется на предприятии на инновации.

Рассмотрим  источники финансирования инновационной  деятельности:

Рисунок 6

Таким образом, можно отметить, что основным источником финансирования инновационной деятельности для завода Dongyang Mechatronics остаются его собственные финансовые средства.

Не изменилась и составляла в течении  года 2% доля государственного участия в  финансировании инноваций.

Иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной  деятельности по-прежнему не имеет распространения на Dongyang Mechatronics.

Оценим структуру  затрат на инновационную политику предприятия:

Рисунок 7

 

На основании  проведенного анализа можно отметить, что на технологическое развитие предприятия существенно оказывает объём средств, выделяемых на инновационную деятельность (около 30 тыс. долларов в год, а в 2012 году средства на инновационную деятельность не выделялись в связи с мировым финансовым кризисом и значительным снижением суммы чистой прибыли предприятия). Но по-прежнему, затраты на технологические инновации недостаточны. 

Практически не изменилась и осталась невысокой  доля затрат на научно-исследовательские (12%), проектно-конструкторские и  опытно-экспериментальные работы (по 14%).

С 18% до 22% возрос в течение года удельный вес затрат, направляемых предприятием на освоение и внедрение нововведений.

В 2012 г. осталась несущественной (7%) доля затрат, выделяемых на маркетинговые исследования рынка инноваций и правовую защиту нововведений.

Рассмотрим  соотношение затрат, направляемых на инновационную деятельность и дохода, полученного за счет использования  инновационных технологий:

Рисунок 8

 

По данным анализа  видно, что затраты на инновации  значительно больше чем, доходы от внедрения инноваций на предприятии, это связано в первую очередь с неэффективной организацией управления инновационной службой.

Рассмотрим  основные факторы, влияющие на процесс  внедрения инноваций на предприятии, по степени их воздействия

Рисунок 9

 

Следовательно, по мнению руководства завода наибольшие сложности в осуществлении инновационной деятельности связаны с недостатком финансовых средств, а также отсутствием и изношенностью оборудования.

Персонал предприятия достаточно позитивно относится к инновационным мероприятиям на предприятии, так как понимает, что в без обновлений невозможно эффективное функционирование предприятия.

 

2.3 Определение показателей по проекту

 

Данный проект подразумевает введение нового сотрудника (менеджера по инновационному развитию) в организационную структуру предприятия, а так же создание единой системы базы данных по сбору и обработке инновационных идей и предложений сотрудников.

Для начала проведем классификацию инноваций по морфологической таблице (табл. 10, где жирным шрифтом выделены параметры, характеризующие предлагаемую услугу).

Таблица 10

Признаки  разделения на группы

Значения  признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса

1. По содержанию (виду) нововведения

(8) Новая идея

(4) Новое решение

(7) Новый продукт

(6) Новая технология (метод)

(4) Новый  регламент, структура

(5) Новая услуга

2. Тип новатора (сфера создания 
новшества)

(6) Научно-технические  организации и отделения

(7) Производственные фирмы и отделения

(4) Маркетинговые  подразделения и фирмы 

(3) Потребители  и их организации

3. Тип новатора (область знаний  и функций)

(6) Финансы  и экономика

(4) Организация и управление

(7) Производство

(3) Юриспруденция

(8) Техника  и технология

(1) Консультанты

(8) Естествознание

(2) Know-how

(5) Социальные  и общественные звенья

4. Тип инноватора  
(сфера нововведения: фирмы, службы)

(7) Научно-технические  звенья

(6) Промышленные 
звенья

(5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие 
звенья

(4) Эксплуатационные  и обслуживающие звенья

5. Уровень 
инноватора

(7) Подразделение  фирмы

(8) Фирма

(6) Концерн, корпорация

(5) Отрасль, группа  отраслей

6. Территориальный масштаб 
нововведения

(4) Район,  город 

(5) Область, край

(6) Российская  Федерация, ближнее задоллежье

(5) Интернационализация

7. Масштаб 
распространения 
нововведения

(5) Единичная 
реализация

(6) Ограниченная  реализация (диффузия)

(7) Широкая 
диффузия

8. По степени радикальности (новизны)

(8) Радикальные  (пионерные, 
базовые)

(4) Ординарные (изобретения, 
новые разработки)

(2) Усовершенствующие  (модернизация)

9. По глубине преобра зований  инноватора

(6) Системные

(4) Комплексные

(1) Элементные, 
локальные

10. Причина появления  нового (инициатива)

(7) Развитие  науки и техники

(5) Потребности производства

(3) Потребности  рынка

11. Этап ЖЦ спроса на новый  продукт

(8) Зарождение Е

(3) Ускорение  роста G1

(4) Замедление  роста G2

(5) Зрелость М

(7) Затухание  (спад) D

12. Характер кривой ЖЦ товара

(1) Типовая, классическая кривая

(3) Кривая  с «повторным циклом»

(5) «Гребешковая»  кривая

(7) «Пиковая»  кривая

13. Этапы ЖЦ товара (по  типовой кривой)

(7) Выведение  на рынок

(4) Рост

(5) Зрелость

(8) Упадок (спад)

14. Уровень изменчивости  технологии

(1) «Стабильная»  технология

(5) «Плодотворная»  технология

(8) «Изменчивая»  технология

15. Этапы ЖЦ технологии

(8) Зарождение Е

(2) Ускорение  роста G1

(4) Замедление  роста G2

(6) Зрелость 
М

(7) Затухание  (спад) D

16. Этапы ЖЦ организации-инноватора

(8) Создание

(6) Становление

(2) Зрелость

(3) Перестройка

(7) Упадок

17. Длительность инновационного 
процесса

(2) Оперативные  (до 0.5 года)

(4) Краткосрочные  (до 1 года)

(6) Среднесрочные  (2 – 3 года)

(8) Долгосрочные (более 3 лет)

Информация о работе Формирование проекта по разработке инновационной политики завода Dongyang Mechatronics