Инновационная деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:20, дипломная работа

Описание

Цель данного дипломного проекта - комплексное исследование инновационной деятельности на предприятии.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. провести общую характеристику предприятия;

2. проанализировать организационную структуру предприятия;

Работа состоит из  1 файл

Инновационная деятельность на предприятии (на примере ОАО Первый хлебокомбинат).docx

— 113.83 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

В современном экономическом  мире инновации выступают одним  из ключевых факторов, определяющих перспективы  социального и экономического развития организаций.

 

Сегодня конкурентоспособность  на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое  знание. И если в прошлом успех  и развитие организации во многом зависели от доступа к природным  ресурсам, то сегодня они нуждаются  в науке, нововведениях и образовании  работающих.

 

В настоящее время вся  ответственность по осуществлению  инноваций легла на плечи руководителей  отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют  организациям занимать лидирующие позиции  в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

 

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности предприятия  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

 

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

 

Данный дипломный проект посвящен инновационной деятельности, которая понимается как процесс  комплексный и многоуровневый. В  него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой  технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение  нововведения в другие отрасли, адаптация  новых методов и продуктов  для других сфер, формирование новых  секторов рынков.

 

Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении  интенсивности инновационной деятельности.

 

Объектом исследования является ОАО «Первый хлебокомбинат».

 

Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.

 

Цель данного дипломного проекта - комплексное исследование инновационной деятельности на предприятии.

 

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

 

1. провести общую характеристику  предприятия;

 

2. проанализировать организационную  структуру предприятия;

 

3. анализ продукции;

 

4. анализ системы контроля  и качества;

 

5. проанализировать состояние  инновационной деятельности на  ОАО «Первый хлебокомбинат». Выявить проблемы и наметить возможные пути их решения.

 

Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.

 

В первой главе раскрыта сущность, роль, объективная значимость инновационной  деятельности, а так же ее организация  на предприятии.

 

Во второй главе проведен анализ инновационной деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат».

 

В заключении изложены и соотнесены с общей целью и задачами итоги  дипломного проекта, приведены полученные практические результаты, а также  обозначены конкретные задачи, которые  должны быть решены в приоритетном порядке.

 

Исследование проводилось  с использованием методов наблюдения, экономического анализа, изучения необходимой  информации. При выполнении работы были использованы материалы научной  и учебной литературы отечественных  и зарубежных авторов.

 

 Глава 1. Теоретический  анализ инновационной деятельности  предприятия

1.1 Содержание и роль  инновационной деятельности

 

 

В официальной литературе под инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2005. - 10 с.. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.

 

Инновационным является такое  предприятие Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Управление организацией. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 307 с. , которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

 

Инновационная деятельность в технологической сфере осуществляется преимущественно на промышленных предприятиях, а также в организациях малого бизнеса. Основными разработчиками нововведений являются организации  научно-технологической сферы России - отраслевые научно-исследовательские  и конструкторские организации, академические научные организации  и вузы, а также сами промышленные и малые предприятия. Наиболее распространенным субъектом исследования при изучении инновационной деятельности являются промышленные предприятия, поскольку  именно промышленность является основным потребителем создаваемых технологических инноваций Бовин А.А. Управление инновациями в организациях : учеб. пособие для вузов / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М. : Омега-Л, 2006. - 124 с..

 

Второй активный участник современного инновационного процесса в России - это малые инновационные  предприятия.

 

Инновационная деятельность - это практическое использование  инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

 

В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной  сфере научных разработок.

 

Инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и управление этой областью является одной из задач  инновационного менеджера.

1.2 Объективная значимость  инновационной деятельности

 

 

Объективная значимость инновационной  деятельности - это признание ее в качестве главного фактора в  системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства. В условиях рыночной экономики под  воздействием закона стоимости она  является определяющим инструментом конкуренции, обеспечивая условия для завоевания потребителя через высокое качество товара и более низкую цену, поскольку  в результате инноваций в промышленном производстве достигается и то, и  другое.

 

Рассматривая понятие  инновационная деятельность, на первый план выходит представление как  особом виде деятельности, который охватывает весь цикл создания и использования новых технологий и товаров. Особенность инновационных процессов зависит от стадии создания товара. Для того чтобы осуществлять процессы исследований и разработок, необходимы, прежде всего, кадры. Основная сфера применения инноваций должна быть в развитии техники и технологии.

 

Таким образом, товаром в  процессе инновационной деятельности является:

 

- для предприятий-производителей: материализованные идеи (новые техника  и технологии), доведенные до практического  применения, когда все теоретические  и практические проблемы решены, и товар может использоваться  в коммерческой сфере. Экономическая  эффективность товара слагается  в приросте прибыли у производителя  и в приросте потребительских  свойств и прибыли у потребителя.  Разработчики, производители и потребители  товара вступают между собой  в коммерческие (рыночные) отношения;

 

- для разработчика: научная  идея. В качестве товара она  носит не материальный характер  и может находиться на этапах  теоретических, теоретико-прикладных, прикладных исследований, опытно-конструкторских  разработок. Потребителями такого  товара являются крупные фирмы  с достаточным научно-производственным  потенциалом, инновационные венчурные  фирмы, специализирующиеся на  разработке новых техники и технологии. Естественно, что коммерческий подход к финансированию в этих условиях недостаточно эффективен, поэтому он должен быть дополнен государственной системой поддержки: бюджетным и внебюджетным финансированием, субсидиями, льготными кредитами и т.д.

 

Для описанного вида потребителей товары, создаваемые в результате инновационной деятельности, должны формировать:

 

- рынок идей, представленных  в основном интеллектуальной  собственностью;

 

- рынок научно-технических  проектов для производства.

 

В первом случае на рынок  поступают отдельные техника  и технология, применение которых  эффективно только в определенных условиях развития материально-технической  базы производства. Во втором - на рынок поступают техника, технология и получаемая с их помощью продукция. Производство его основывается на реальной материально-технической базе.

 

Экономический механизм регулирования инновационной деятельности по своему содержанию представляет собой системное сочетание принципов, задач, методов, организационной структуры, элементов субъектов управления, правового и инфраструктурного обеспечения.

 

Основными субъектами возобновления  и развития инновационной деятельности являются:

 

- государственные институты  федерального уровня, которые осуществляют  формирование и проведение научно-технической  и инновационной политики в  соответствии с национальными  интересами Российской Федерации  - установление и расстановка  приоритетов, их ресурсная поддержка,  системное формирование федеральной  инфраструктуры, создание и развитие  экономического механизма инновационного развития, защита и развитие образовательного и инновационного потенциала страны;

 

- региональные и муниципальные  структуры: увязка инновационного  развития с конкретными социальными  и экономическими проблемами  территории; мобилизация финансовых  и интеллектуальных ресурсов  в фондах инновационного развития, расширение венчурных форм малого  инновационного предпринимательства  и др.;

 

- научно-технические и  образовательные организации, ученые, средства массовой информации  осуществляют формирование общего  механизма инновационной ориентации  экономики, поддержки мотиваций  труда ученых и изобретателей,  образование целостного научно-информационного  пространства и др.;

 

- предприятия и предпринимательство  определяют судьбу нововведения.

 

Для этого, исходя из концепции  “новой управленческой парадигмы” оценка и принятие решений в сфере  инновационной деятельности следует  вести в соответствии с понятием “Стратегическая Зона Хозяйствования”, либо концепцией “упорядоченной пятерки”, рассмотренных применительно стратегическому  планированию и управлению предпринимательскими структурами соответственно в работах.

1.3 Организация инновационной  деятельности

 

 

Инновационная деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний.

 

Она включает:

 

· научные исследования и  разработки;

 

· научно-техническое образование  и подготовку кадров;

 

· научно-технические услуги.

 

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

 

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

 

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические  исследования, направленные на получение  новых знаний. Их результатом могут  быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии