Во всех
макроэкономических и социально-экономических
исследованиях показателям инновационного
развития уделяется первостепенное
внимание. Это не случайно, так
как именно инновации являются
сегодня самым мощным фактором
экономического роста. Именно
инновации являются основой конкуренции,
определяющей постоянно возобновляющийся
общественный прогресс в наиболее
цивилизованной части мира.
В условиях
мировой глобализации производства
и капитала конкурентоспособность
национальной экономики приобретает
особое значение. Это связано
с усилением взаимозависимости
экономик практически всех стран,
ускорением международного движения
капитала, развитием деятельности
транснациональных корпораций, расширением
числа стран, реально участвующих
в глобальной конкурентной борьбе.
Сегодня мировой рынок необратимо
превращается в единое поле
конкурентной борьбы, и занимать
на нем свое место может
только та страна, в которой
обеспечивается конкурентоспособность
своих товаров. Поэтому внедрение
инноваций в производство и
реализацию продукции становиться
обязательным и неизбежным [18].
Сегодня
для социально экономического
развития и укрепления национально
безопасности страны инновации
имеют следующие значения:
1. Решающие влияние на макроэкономические
показатели. Так инновации обеспечивают
развитие интенсивных (а не
экстенсивных) факторов развития
экономики: повышение качества
применяемых ресурсов и увеличение
степени их использования, роста квалификации
кадров и производительности труда; отдачи
от материалов и оборудования. Вклад научно-технического
прогресса в прирост валового внутреннего
продукта наиболее развитых стран составляет,
по различным оценкам, от 75 до 90%.
2. Воздействие на структуру
общественного производства. За
счет роста эффективности использования
ресурсов часть их высвобождается
и перераспределяется в другие
сферы деятельности. Например, падает
доля занятых в сельском хозяйстве,
резко возрастает доля занятых
в секторе услуг. Инновации
выступают непосредственной причиной
возникновения одних производств
и постепенного отмирания
и исчезновения других.
3. Существенное влияние на институциональные
экономические механизмы. Появляются
новые элементы в спектре основных
хозяйственных структур (например,
венчурные фирмы), трансформируется
содержание взаимосвязей между
ними. Происходят сдвиги в структуре
и реализации различных форм
собственности. Развиваются технологии
управления. Вертикальные воздействия
во все большей мере дополняются
и заменяются горизонтальными
связями. Претерпевает изменения
и содержание собственно государственного
регулирования экономики.
4. Тождественность способности нации
к прогрессу и ее потенциал
в продуцировании и внедрении
нововведений. Воздействие инновационных
процессов испытывают не только
производство, но и практически
все стороны общественной жизни.
Совершенствуется структура потребления
как материальных, так и нематериальных
благ. Развивается политическая
культура. Динамично изменяются
правовые, этические, эстетические
нормы.
5. Влияние на социальную стабильность.
Генерируемый инновациями экономический
рост позволяет повысить уровень
жизни населении. Часто инновации
способствуют решению проблем
занятости за счет создания
новых высокооплачиваемых рабочих
мест. Повышается уровень образования
и здравоохранения. Кроме того,
в нынешний исторический период
процесс распространения инноваций
является одним из элементов,
связующих различные социальные
и экономические субъекты в
единое целое, обеспечивает единство нации,
во многих случаях смягчает социальные
противоречия и конфликты.
6. Влияние на окружающую среду.
Антропогенная нагрузка на окружающую
среду по ряду направлений
приближается к критической черте,
за которой неизбежно следует
нарушение нормального кругооборота
веществ в природе. Однако только
на инновационном пути возможна
гармонизация отношений между
человеком и природой. Научно-технические
достижения позволяют уменьшить
использование невосполнимых ресурсов
и вредные выбросы путем рационализации
структуры производства и потребления,
а также распространения рециклических
технологий.
7. Активизация международного научно-технического
сотрудничества. Истекшее столетие
отмечено стремительной интернационализацией
хозяйственной жизни. Международный
характер, часто с опережающей
глубиной интеграции, приобретают
и инновационные процессы. Кооперация
различных стран в инновационной
сфере имеет место в широком
спектре форм — объединения
ресурсов в целях получения
новых научно-технических результатов,
международного трансфера технологий
как в овеществленной, так и
в неовеществленной форме, создания
мировой научно-инновационной инфраструктуры,
осуществления инноваций, имеющих
глобальный характер по самой
своей сути, и т. п. При современных
масштабах научно-технического прогресса
многие инновационные проекты
не под силу осуществить одной,
даже наиболее развитой стране.
8. Зависимость глобальной конкурентоспособности
национальной экономики от уровня
развития инновационных процессов.
Полноценная интеграция в мировые
инновационные процессы невозможна
без наличия у страны адекватной
научно-технологической базы, а также
механизмов, обеспечивающих восприятие
инноваций из-за рубежа. Уровень
и эффективность включения страны
в международное разделение труда
характеризуются ее позицией
на мировых рынках товаров
и услуг, а также наличием
квалифицированных специалистов. Эта
позиция во все меньшей степени
определяется эксклюзивным обладанием
природными ресурсами или другими
временными преимуществами экстенсивного
характера и во все большей
степени — инновациями, обеспечивающими
конкурентоспособность продукции.
9. Взаимосвязь уровней научно-инновационного
потенциала и национальной безопасности,
использования научно-технических
достижений в антиобщественных
целях. Это положение имеет
как внешнюю, так и внутреннюю
составляющие. Что касается международной
стороны, речь здесь идет об
обеспечении научно-технологической
безопасности, т. е. наличия у
страны достаточно мощного научно-инновационного
потенциала, позволяющего противостоять
любому диктату извне, связанному
с ограничением доступа к передовым
технологиям, разрывом основных
сложившихся технологических цепей.
Особенно велико значение развития
научно-инновационного потенциала
для укрепления обороноспособности
страны. В то же время интернационализация
научно-технических и инновационных
процессов уменьшает угрозу конфликтов
вследствие усиления технологической
взаимозависимости стран. Внутренняя
сторона вопроса связана с
распространением нововведений, позволяющих
предотвратить катастрофы, стихийные
бедствия, террористические акты, другие
противоправные действия, а также
свести к минимуму их негативные
последствия
Все
вышесказанное, дает основание
сделать вывод, о необходимости
создания инновационной национальной
экономики для обеспечения национальной
безопасности и стабильности
социально-экономического развития
в любой стране.
Инновационная
экономика (экономика знаний, интеллектуальная
экономика) — тип экономики,
основанной на потоке инноваций,
на постоянном технологическом
совершенствовании, на производстве
и экспорте высокотехнологичной
продукции с очень высокой
добавочной стоимостью и самих
технологий. Предполагается, что при
этом в основном прибыль создаёт
интеллект новаторов и учёных,
информационная сфера, а не
материальное производство (индустриальная
экономика) и не концентрация
финансов (капитала)
Таким
образом, главным фактором конкурентоспособности
страны и элементом формирования
инновационной национальной экономики
является инновационная инфраструктура.
В первую очередь именно создание
устойчивых и саморазвивающихся
элементов инновационной инфраструктуры
способно обеспечить разработку
и изготовление инновационного
продукта и его использования
в сфере производства на длительную
перспективу. Развитие соответствующей
инфраструктуры призвано придать
импульс инновационной активности
в целом. Поддержка же отдельных
инновационных фирм в результате
оказывается менее эффективной,
чем вложение средств в инфраструктуру.
Именно она дает долгосрочный
эффект и может способствовать
генерированию, непрерывному воспроизводству
субъектов малого и среднего
инновационного предпринимательства.
ГЛАВА 2 . ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инновационная инфраструктура Республики
Беларусь
С учетом
критерии ЮНЕСКО [35], к инновационной
инфраструктуре Республики Беларусь
можно отнести:
← Парк высоких технологий (специализация
– ITиндустрия и сопутствующие
отрасли);
← Научно – технологические
парки (технопарки) – 10 организаций,
позиционирующих себя в качестве
технопарков, 3 из которых имеют
соответствующий статус, присвоенный
ГКНТ (в соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь
от 3 января 2007 года № 1);
← Белорусский инновационный
фонд;
← Центры поддержки предпринимательства
– 40;
← Бизнес инкубаторы (в том
числе специализирующиеся на
поддержке инновационных предприятий)
– 9;
← Центры трансфера технологий
(включая Республиканский центр
трансфера технологий и его
региональные представительства,
а также организации, с которыми
заключены соответствующие соглашения
о сотрудничестве) – 24;
← Инновационные центры –
5;
← Научно-производственные (научно-практические)
центры – 56;
← Информационные и маркетинговые
центры – 10;
← Научно-технические библиотеки
(включая заводские) – 476
Для
оценки эффективности функционирования
инновационной инфраструктуры в
республике следует сделать общий
анализ четырех её составляющих,
к которым можно отнести:
← Правовая инфраструктура;
← Информационная инфраструктура;
← Финансовые институты;
← Специализированные инновационные
центры. [26]
2.1.1. Правовая инфраструктура
Основным
нормативно-правовым актом, регламентирующем
отношения по поводу создания
и функционирования в Беларуси
элементов инновационной инфраструктуры,
является Указ Президента Республики
Беларусь от 3 января 2007 г. №1 «Об
утверждении Положения о порядке
создания субъектов инновационной
инфраструктуры и внесении изменения
и дополнении в Указ Президента
Республики Беларусь от 30 сентября
2002 г. №495» (далее – Указ
№1).
Указом
№1 определяются порядок создания
субъектов инновационной инфраструктуры,
в том числе приобретение юридическим
лицом статуса субъекта инновационной
инфраструктуры и лишение такого
статуса, а также основные направления
деятельности субъектов инновационной
инфраструктуры.
Положением
о порядке создания субъектов
инновационной инфраструктуры (далее
- Положение) установлено, что
такого рода субъектами в Республике
Беларусь являются научно-технологические
парки (технопарки), центры трансфера
технологий, венчурные организации[10].
В то
же время, перечень субъектов
национальной инновационной инфраструктуры
значительно шире. Очевидно, что
таковыми должны признаваться
Парк высоких технологий, Белорусский
инновационньй фонд, бизнес-инкубаторы
[10].
Так
же в стране существует комплекс
законодательных актов, определяющих
условия создания и деятельности
специализированных инновационных
центров (см. приложение Е). Кроме
того, в стране принят и ряд
других нормативных правовых
актов, направленных на регулирование
отношений в сфере научной,
научно-технической и инновационной
деятельности, а также в сфере
охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности [24].
Таким
образом, в стране существует
широкий ряд нормативно-правовых
актов, регулирующих деятельность
инновационной инфраструктуры. Однако
он не в полной мере соответствует реалиям
функционирования инноваций. Так, было
бы целесообразно расширить перечень
субъектов инновационной инфраструктуры.
Очевидно, что таковыми должны признаваться
Парк высоких технологий, Белорусский
инновационньй фонд, бизнес-инкубаторы.
Также,
по мнению доцента Белорусско-Российского
университета, кандидата экономических
наук, юрисконсульта ООО «ЮликомСервис»
Дмитрия Степаненко, в перспективе
целесообразными представляются
разработка и принятие кодифицированного
нормативного правового акта, призванного
комплексно регламентировать как
вопросы создания и деятельности
субъектов инновационной инфраструктуры,
так и вопросы целевой поддержки
инновационной деятельности субъектов
хозяйствования во всех отраслях
национальной экономики, - Инновационного
кодекса Республики Беларусь, где
логично: