Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. Поставленная цель исследования определяет решение следующих задач:
• проанализировать элементы инновационной инфраструктуры Республики Беларусь;
• проанализировать инновационну деятельность вузов как кадровый элемент инновационной инфраструктуры;
• проанализировать государственное регулирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные понятия и концепции инновации 4
1.2. Инновационная инфраструктура: задачи, элементы и их функции, характеристика ключевых элементов. 10
1.3. Государственное регулирование инновационной деятельности 14
1.4. Необходимость развития инновационной инфраструктуры как элемента развития инновационной национальной экономики 16
ГЛАВА 2 . ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Инновационная инфраструктура Республики Беларусь 20
2.1.1. Правовая инфраструктура 20
2.1.2. Информационная инфраструктура 22
2.1.3. Финансовая инновационная инфраструктура 23
2.1.4. Специализированные инновационные центры. 24
2.2 Инновационная деятельность в вузах как кадровый элемент инновационной инфраструктуры 26
2.3. Государственное регулирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк. предпри.docx

— 83.82 Кб (Скачать документ)

       Для  содействия сотрудничеству между  разработчиками, предпринимателями  и инвесторами в мае 2003 г.  при содействии Государственного  комитета по науке и технологиям  Республики Беларусь, Национальной  академии наук Беларуси, Программы  развития ООН и Организации  Объединенных Наций по промышленному  развитию (ЮНИДО) был создан Республиканский  центр трансфера технологий (РЦТТ). [15]

       Активно  действуют Центры поддержки предпринимательства  и бизнес-инкубаторы. Так за 9 месяцев  2010 года услугами центров воспользовались  49352 человека (в 2009 году - 51041 человек)

2.2 Инновационная деятельность  в вузах как кадровый элемент  инновационной инфраструктуры

 

       Ценность  вузов сегодня определяется не  только их образовательным потенциалом,  но и, что особенно актуально,  научно-инновационным. Научная деятельность  организаций и учреждений образования  является одной из ключевых  составляющих национальной инновационной  системы.

       Значение  университетов для формирования  инновационной экономики в рамках  государства или отдельных регионов  определяется рядом факторов:

          ←  в университетах сосредоточены  высококвалифицированные научно-педагогические  кадры;

          ←  подготовка специалистов  в вузах предполагает тесную  взаимосвязь учебной деятельности  с фундаментальными и прикладными  научными исследованиями;

          ←  осуществляя функцию подготовки  специалистов, университеты ориентируются  на постоянно изменяющиеся потребности  экономики государства и регионов.[16]

       Можно  выделить следующие направления  осуществления инновационной деятельность  вуза [14]:

          ←  деятельность по созданию  инноваций как фактор развития  инновационной деятельности вуза;

          ←  обучение инновационной  деятельности как фактор производства  инновационных кадров;

          ←  образовательная деятельность  как фактор поддержки и развития  инноваций.

       Так  анализируя деятельность вузов  по созданию инноваций следует  заметить, что в последние три  года отмечается качественно  новый этап организации научных  исследований в университетах  страны. В 2008 году ученые принимали  участие в выполнении свыше  740 заданий государственных программ  фундаментальных и прикладных  научных исследований и свыше  100 заданий государственных научно-технических  программ, при выполнении которых  получен ряд важных результатов.  Ежегодно около 800 университетских  разработок находят применение  в производстве, около 1000 - в учебном процессе В 2008 году за счёт средств республиканского бюджета для вузов было приобретено научное оборудование на сумму более 4 миллиардов белорусских рублей.

Министерство образования  нацеливает исследовательскую деятельность вузов на решение конкретных проблем  экономики. В связи с этим с  целью более эффективной интеграции вузовской науки и реального  сектора экономики Министерство образования сформировало так называемый «Задачник от промышленности», представляющий собой перечень проблем развития предприятий и организаций, который  постоянно обновляется [14].

       Заметное  влияние на инновационное развитие  страны оказывают следующие вузы: ВГУИР, БГУ, БНТУ, БРУ, БелГУТ, БГТУ, ВГТУ, ГГУ, ГГТУ, Так, учреждения, подразделения и предприятия  БГУ в 2008 году успешно выполняли  92 контракта с исследовательскими  центрами, институтами, фирмами и  компаниями 26 стран и реализовали  на внешний рынок наукоемкой  продукции на 1,7 млн. долл. БГУИР  за аналогичный период заключил  новые контракты с Венесуэлой, Индией, Китаем, Россией и другими  странами на общую сумму около  10,7 млн. долл.[14]

       О высоком  инновационном потенциале вузовского  сектора науки говорит и факт  развития международного сотрудничества  в области исследовательских  проектов, а также экспорт научно-технических  разработок. Университеты сотрудничают  с научными организациями из 58 стран мира в рамка более  600 договоров. Наиболее крупным  партнером является Россия.Совместно  с зарубежными партнерами ученые  вузов участвуют в выполнении  порядка 120 проектов международных  программ, фондов и грантов.

       Постоянно  растет количество заключенных  и выполненных контрактов на  поставку научной продукции за  рубеж. В 2008 году внешнеэкономическую  деятельность выполняли 10 университетов  и Технопарк БНТУ «Метолит»  в рамках 255 контрактов и договоров  (для сравнения в 2007 году - 229). Общий  объем финансирования контрактов  составил около 16,5 млн. долларов  США.

       Экспортируется  научно-техническая продукция в  36 стран мира. При этом наиболее  крупными партнёрами вузов являются  Россия, куда поставлено продукции  на 1,7 млн. долларов США, Казахстан  - 370 тысяч долларов США, Латвия - 340 тысяч долларов США, а также  Германия, Китай, Израиль, Швейцария,  Республика Корея, Франция и  ряд других государств.

       Наибольшим  спросом пользуются научные разработки  в области нанотехнологий и  новых материалов, радиоэлектроники, информационных технологий, телекоммуникаций, лазерных технологий, медицины и  здравоохранения, строительства,  легкой промышленности

Если говорить о деятельности вуза как о факторе производства инновационных кадров, то можно сказать, что в целом в Республике Беларусь отмечается рост спроса на высшее образование. Так, численность студентов вузов  в 2009/2010 году составила 430400 человек. В 2008/2009 году данный показатель составлял 420700 человек. Общие изменение численности  студентов белорусских вузов (рис. 2.5) имеет положительную динамику. Так, за 10 лет оно выросло почти  в 2 раза. В настоящий момент показатель количества студентов на 10 тыс. человек  в Беларуси (445) является одним из наиболее высоких в Европе.[29] Такой  характер высшего образования в  стране обусловлен престижностью его  получения, а также отсутствием  в стране значительных запасов природных  ресурсов, что делает человеческий капитал стратегическим фактором развития государства.

       Вузы  республики, являясь главным поставщиком  инновационных кадров, осуществляя  подготовку специалистов по 417 специальностям  и направлениям специальностей, примерно 1000 специализациям, полностью  обеспечивают квалифицированными  кадрами все отрасли экономики  и социальной сферы [27]. Практически  Беларусь не испытывает трудностей  в кадровой составляющей экономики.  Главная проблема здесь - соответствие  кадров современным требованиям  высокотехнологичного производства. Ключевым показателем эффективности  высшего образования и качества  подготовки кадров становится  степень ориентированности образовательных  программ на потребности рынка  труда.[14]

       Открываются  новые специальности в соответствии  с предложениями заинтересованных  органов государственного управления, организаций с учетом перспективной  потребности в специалистах. Перечень  новых специальностей, открытых  за 2008-2009 гг. указан в приложении  О.

       Так  после принятия решения о строительстве  Белорусской атомной электростанции  в 2008 г. была утверждена Государственная  программа подготовки кадров  для ядерной энергетики Республики  Беларусь на 2008-2010 гг. В пяти вузах,  готовящих кадры для атомной  станции, создается новая материально-техническая  база для обучения инженеров-атомщиков,  предусматривается их стажировка  на действующих атомных электростанциях.

       В то  же время, в стране наблюдается  перепроизводство специалистов  юридического и экономического  профиля. В то же время не  хватает специалистов строительного,  медицинского, энергетического профилей. Так, в городской местности  число безработных обладателей  диплома бухгалтера составляет 830 человек, в то время как потребность  в этих специалистах на рынке  труда, исходя из количества  вакансий, заявленных в государственную  службу занятости, составляет 338 человек. Предложение превышает  спрос и в отношении экономистов  - соответственно 655 и 176 человек.  Количество дипломированных специалистов  с юридическим образованием почти  в семь раз превышает потребности  экономики [14].

       Так,  на протяжении нескольких лет  уменьшается набор на специальности  экономического профиля: в 2009 г. было зачислено 13 тыс. первокурсников (14,5 %), что на 1 тыс. меньше, чем  в 2008 г. Вместе с тем существующие  реалии и тенденции в мировой  экономике требуют открытия новых  современных специальностей управленческого  и экономического профиля. Мировой  опыт свидетельствует, что подготовка  кадров для инновационной деятельности  осуществляется в двух направлениях:

       1)подготовка  управленцев, способных руководить  инновационными процессами на  различных уровнях;

        2) подготовка  инновационных менеджеров, маркетологов, аналитиков и др. [16].

       Анализ  распределения среднегодовой потребности  в инновационных кадрах по  формам подготовки (см. приложение  П) показывает, что по всем направлениям  инновационного менеджмента и  маркетинга наибольшее количество  специалистов требуется подготовить  посредством повышения квалификации. Удельный вес специалистов, которых  предполагается готовить путем  направления на курсы повышения  квалификации в отраслевые институты  повышения квалификации, изменяется  в зависимости от направлений  в области инновационного менеджмента   в пределах от 50 до 81,8%, а инновационного  маркетинга — от 45,5 до 83,3%.

       В настоящее  время восемь белорусских вузов  осуществляют подготовку и переподготовку  по специальностям и специализациям  инновационного профиля (см. приложение  Р).

       Следует  заметить, что в этой области  имеется ряд проблем. Так, в  вузах нашей страны каждый  преподаватель-имеет право один  раз в пять лет повышать  квалификацию с отрывом от  основной работы и с сохранением  заработной платы до четырех  месяцев, а в отдельных случаях, - до года. Однако в реальности  данное право практически не  реализуется, в том числе и  из-за позиции некоторых руководителей,  ссылающихся на отсутствие средств  и необходимость выполнения учебной  нагрузки. А если и реализуется,  то в большинстве своём носит  формальный характер. Тем самым  значительно снижается качество  образовательного процесса [14].

       В настоящее  время в вузах осуществляется  повышение качества подготовки  специалистов. Здесь можно выделить  следующие основные направления:

       1. Обновление  содержания высшего образования.  В Беларуси с 2008 г. в учебный  процесс внедрено свыше 400 новых  образовательных стандартов, в которых  особое внимание уделяется сотрудничеству  с заказчиками кадров в формировании  требований, предъявляемых к специалистам. В новых стандартах усилена  практикаориентированная подготовка специалистов, обеспечен оптимальный баланс фундаментальной, специальной и практической составляющих.

       2. Также  обновляются образовательные технологии. Предусмотрено увеличение доли  самостоятельной работы студентов  в учебном процессе (до 20-50 %), особенно  по техническим и технологическим  специальностям. Это требует повышения  уровня учебно-методического и  лабораторно-технического обеспечения.

       3. С целью  усиления практической подготовки  специалистов обновляются материально-технические,  учебно-лабораторные базы, базы  производственных практик, закрепляются  за вузами современные предприятия.  Существенно усовершенствовано  Положение о производственной  практике студентов вузов, утвержденное  постановлением Совета Министров  (от 4 декабря 2008 г. № 1862). Оплата  за руководство производственной  практикой на производстве (до 12 недель) теперь осуществляется за  счет средств республиканского  бюджета. Например, на МТЗ ежегодно  проходят технологическую и преддипломную  практику в 6 филиалах кафедр  вузов (БНТУ - 4, БГТУ - 1, БГАТУ - 1) до 2 тыс. человек.

       Для  укрепления материально-технической  и учебно-лабораторной баз университеты  используют внебюджетные средства, средства частных фирм, работающих  в сфере высоких технологий. Так,  БГТУ направил на развитие  учебно-лабораторной базы 12 млрд. внебюджетных  средств;  БГУИР получил от  резидентов Парка высоких технологий  свыше 190 тыс. долларов США спонсорской  помощи (за последние два года  здесь создано и модернизировано  16 совместных лабораторий); для БГУ  фирмы-резиденты ПВТ поставили  современное оборудование на  сумму свыше 200 тыс. долларов  США; в БИТУ фирмой Сам-Солюшенс  открыта научно-инновационная лаборатория  информационных технологий, развивается  сотрудничество с немецкими и  шведскими фирмами; МГЭУ имени  А. Д. Сахарова получает помощь  от Института имени Отто Хуга (Германия) и Института энергетики  земли Форальберг, австрийской фирмы  «Кёб».  [27].

       4. Для повышения качества подготовки специалистов и эффективности научных исследований в вузах страны внедряются системы управления качеством образования в соответствии с международным стандартом ИСО 9001. Сертификация всей образовательной и научной деятельности высших учебных заведений повысит престиж высшего образования в национальных учреждениях образования, его конкурентоспособность на международном рынке образовательных услуг, создаст основу для определения рейтинга вузов республики. Пять высших учебных заведений завершили внедрение систем СМК и получили соответствующие сертификаты. До конца 2010 г. все вузы страны завершат разработку и сертификацию СМК в Белгосстандарте [27].

       Главным  показателем деятельности вузов   как фактора поддержки и развития  инноваций является состояние  научно-педагогического состава.

       Основными  формами подготовки научно-педагогических  работников высшей квалификации  является аспирантура и докторантура.

Информация о работе Инновационная инфраструктура Республики Беларусь