Для
содействия сотрудничеству между
разработчиками, предпринимателями
и инвесторами в мае 2003 г.
при содействии Государственного
комитета по науке и технологиям
Республики Беларусь, Национальной
академии наук Беларуси, Программы
развития ООН и Организации
Объединенных Наций по промышленному
развитию (ЮНИДО) был создан Республиканский
центр трансфера технологий (РЦТТ).
[15]
Активно
действуют Центры поддержки предпринимательства
и бизнес-инкубаторы. Так за 9 месяцев
2010 года услугами центров воспользовались
49352 человека (в 2009 году - 51041 человек)
2.2 Инновационная деятельность
в вузах как кадровый элемент
инновационной инфраструктуры
Ценность
вузов сегодня определяется не
только их образовательным потенциалом,
но и, что особенно актуально,
научно-инновационным. Научная деятельность
организаций и учреждений образования
является одной из ключевых
составляющих национальной инновационной
системы.
Значение
университетов для формирования
инновационной экономики в рамках
государства или отдельных регионов
определяется рядом факторов:
← в университетах сосредоточены
высококвалифицированные научно-педагогические
кадры;
← подготовка специалистов
в вузах предполагает тесную
взаимосвязь учебной деятельности
с фундаментальными и прикладными
научными исследованиями;
← осуществляя функцию подготовки
специалистов, университеты ориентируются
на постоянно изменяющиеся потребности
экономики государства и регионов.[16]
Можно
выделить следующие направления
осуществления инновационной деятельность
вуза [14]:
← деятельность по созданию
инноваций как фактор развития
инновационной деятельности вуза;
← обучение инновационной
деятельности как фактор производства
инновационных кадров;
← образовательная деятельность
как фактор поддержки и развития
инноваций.
Так
анализируя деятельность вузов
по созданию инноваций следует
заметить, что в последние три
года отмечается качественно
новый этап организации научных
исследований в университетах
страны. В 2008 году ученые принимали
участие в выполнении свыше
740 заданий государственных программ
фундаментальных и прикладных
научных исследований и свыше
100 заданий государственных научно-технических
программ, при выполнении которых
получен ряд важных результатов.
Ежегодно около 800 университетских
разработок находят применение
в производстве, около 1000 - в учебном
процессе В 2008 году за счёт средств республиканского
бюджета для вузов было приобретено научное
оборудование на сумму более 4 миллиардов
белорусских рублей.
Министерство образования
нацеливает исследовательскую деятельность
вузов на решение конкретных проблем
экономики. В связи с этим с
целью более эффективной интеграции
вузовской науки и реального
сектора экономики Министерство
образования сформировало так называемый
«Задачник от промышленности», представляющий
собой перечень проблем развития
предприятий и организаций, который
постоянно обновляется [14].
Заметное
влияние на инновационное развитие
страны оказывают следующие вузы:
ВГУИР, БГУ, БНТУ, БРУ, БелГУТ, БГТУ,
ВГТУ, ГГУ, ГГТУ, Так, учреждения,
подразделения и предприятия
БГУ в 2008 году успешно выполняли
92 контракта с исследовательскими
центрами, институтами, фирмами и
компаниями 26 стран и реализовали
на внешний рынок наукоемкой
продукции на 1,7 млн. долл. БГУИР
за аналогичный период заключил
новые контракты с Венесуэлой,
Индией, Китаем, Россией и другими
странами на общую сумму около
10,7 млн. долл.[14]
О высоком
инновационном потенциале вузовского
сектора науки говорит и факт
развития международного сотрудничества
в области исследовательских
проектов, а также экспорт научно-технических
разработок. Университеты сотрудничают
с научными организациями из 58
стран мира в рамка более
600 договоров. Наиболее крупным
партнером является Россия.Совместно
с зарубежными партнерами ученые
вузов участвуют в выполнении
порядка 120 проектов международных
программ, фондов и грантов.
Постоянно
растет количество заключенных
и выполненных контрактов на
поставку научной продукции за
рубеж. В 2008 году внешнеэкономическую
деятельность выполняли 10 университетов
и Технопарк БНТУ «Метолит»
в рамках 255 контрактов и договоров
(для сравнения в 2007 году - 229). Общий
объем финансирования контрактов
составил около 16,5 млн. долларов
США.
Экспортируется
научно-техническая продукция в
36 стран мира. При этом наиболее
крупными партнёрами вузов являются
Россия, куда поставлено продукции
на 1,7 млн. долларов США, Казахстан
- 370 тысяч долларов США, Латвия
- 340 тысяч долларов США, а также
Германия, Китай, Израиль, Швейцария,
Республика Корея, Франция и
ряд других государств.
Наибольшим
спросом пользуются научные разработки
в области нанотехнологий и
новых материалов, радиоэлектроники,
информационных технологий, телекоммуникаций,
лазерных технологий, медицины и
здравоохранения, строительства,
легкой промышленности
Если говорить о деятельности
вуза как о факторе производства
инновационных кадров, то можно сказать,
что в целом в Республике Беларусь
отмечается рост спроса на высшее образование.
Так, численность студентов вузов
в 2009/2010 году составила 430400 человек. В 2008/2009
году данный показатель составлял 420700
человек. Общие изменение численности
студентов белорусских вузов (рис.
2.5) имеет положительную динамику.
Так, за 10 лет оно выросло почти
в 2 раза. В настоящий момент показатель
количества студентов на 10 тыс. человек
в Беларуси (445) является одним из
наиболее высоких в Европе.[29] Такой
характер высшего образования в
стране обусловлен престижностью его
получения, а также отсутствием
в стране значительных запасов природных
ресурсов, что делает человеческий
капитал стратегическим фактором развития
государства.
Вузы
республики, являясь главным поставщиком
инновационных кадров, осуществляя
подготовку специалистов по 417 специальностям
и направлениям специальностей,
примерно 1000 специализациям, полностью
обеспечивают квалифицированными
кадрами все отрасли экономики
и социальной сферы [27]. Практически
Беларусь не испытывает трудностей
в кадровой составляющей экономики.
Главная проблема здесь - соответствие
кадров современным требованиям
высокотехнологичного производства.
Ключевым показателем эффективности
высшего образования и качества
подготовки кадров становится
степень ориентированности образовательных
программ на потребности рынка
труда.[14]
Открываются
новые специальности в соответствии
с предложениями заинтересованных
органов государственного управления,
организаций с учетом перспективной
потребности в специалистах. Перечень
новых специальностей, открытых
за 2008-2009 гг. указан в приложении
О.
Так
после принятия решения о строительстве
Белорусской атомной электростанции
в 2008 г. была утверждена Государственная
программа подготовки кадров
для ядерной энергетики Республики
Беларусь на 2008-2010 гг. В пяти вузах,
готовящих кадры для атомной
станции, создается новая материально-техническая
база для обучения инженеров-атомщиков,
предусматривается их стажировка
на действующих атомных электростанциях.
В то
же время, в стране наблюдается
перепроизводство специалистов
юридического и экономического
профиля. В то же время не
хватает специалистов строительного,
медицинского, энергетического профилей.
Так, в городской местности
число безработных обладателей
диплома бухгалтера составляет 830
человек, в то время как потребность
в этих специалистах на рынке
труда, исходя из количества
вакансий, заявленных в государственную
службу занятости, составляет 338
человек. Предложение превышает
спрос и в отношении экономистов
- соответственно 655 и 176 человек.
Количество дипломированных специалистов
с юридическим образованием почти
в семь раз превышает потребности
экономики [14].
Так,
на протяжении нескольких лет
уменьшается набор на специальности
экономического профиля: в 2009
г. было зачислено 13 тыс. первокурсников
(14,5 %), что на 1 тыс. меньше, чем
в 2008 г. Вместе с тем существующие
реалии и тенденции в мировой
экономике требуют открытия новых
современных специальностей управленческого
и экономического профиля. Мировой
опыт свидетельствует, что подготовка
кадров для инновационной деятельности
осуществляется в двух направлениях:
1)подготовка
управленцев, способных руководить
инновационными процессами на
различных уровнях;
2) подготовка
инновационных менеджеров, маркетологов,
аналитиков и др. [16].
Анализ
распределения среднегодовой потребности
в инновационных кадрах по
формам подготовки (см. приложение
П) показывает, что по всем направлениям
инновационного менеджмента и
маркетинга наибольшее количество
специалистов требуется подготовить
посредством повышения квалификации.
Удельный вес специалистов, которых
предполагается готовить путем
направления на курсы повышения
квалификации в отраслевые институты
повышения квалификации, изменяется
в зависимости от направлений
в области инновационного менеджмента
в пределах от 50 до 81,8%, а инновационного
маркетинга — от 45,5 до 83,3%.
В настоящее
время восемь белорусских вузов
осуществляют подготовку и переподготовку
по специальностям и специализациям
инновационного профиля (см. приложение
Р).
Следует
заметить, что в этой области
имеется ряд проблем. Так, в
вузах нашей страны каждый
преподаватель-имеет право один
раз в пять лет повышать
квалификацию с отрывом от
основной работы и с сохранением
заработной платы до четырех
месяцев, а в отдельных случаях,
- до года. Однако в реальности
данное право практически не
реализуется, в том числе и
из-за позиции некоторых руководителей,
ссылающихся на отсутствие средств
и необходимость выполнения учебной
нагрузки. А если и реализуется,
то в большинстве своём носит
формальный характер. Тем самым
значительно снижается качество
образовательного процесса [14].
В настоящее
время в вузах осуществляется
повышение качества подготовки
специалистов. Здесь можно выделить
следующие основные направления:
1. Обновление
содержания высшего образования.
В Беларуси с 2008 г. в учебный
процесс внедрено свыше 400 новых
образовательных стандартов, в которых
особое внимание уделяется сотрудничеству
с заказчиками кадров в формировании
требований, предъявляемых к специалистам.
В новых стандартах усилена
практикаориентированная подготовка
специалистов, обеспечен оптимальный
баланс фундаментальной, специальной
и практической составляющих.
2. Также
обновляются образовательные технологии.
Предусмотрено увеличение доли
самостоятельной работы студентов
в учебном процессе (до 20-50 %), особенно
по техническим и технологическим
специальностям. Это требует повышения
уровня учебно-методического и
лабораторно-технического обеспечения.
3. С целью
усиления практической подготовки
специалистов обновляются материально-технические,
учебно-лабораторные базы, базы
производственных практик, закрепляются
за вузами современные предприятия.
Существенно усовершенствовано
Положение о производственной
практике студентов вузов, утвержденное
постановлением Совета Министров
(от 4 декабря 2008 г. № 1862). Оплата
за руководство производственной
практикой на производстве (до 12
недель) теперь осуществляется за
счет средств республиканского
бюджета. Например, на МТЗ ежегодно
проходят технологическую и преддипломную
практику в 6 филиалах кафедр
вузов (БНТУ - 4, БГТУ - 1, БГАТУ - 1) до
2 тыс. человек.
Для
укрепления материально-технической
и учебно-лабораторной баз университеты
используют внебюджетные средства,
средства частных фирм, работающих
в сфере высоких технологий. Так,
БГТУ направил на развитие
учебно-лабораторной базы 12 млрд. внебюджетных
средств; БГУИР получил от
резидентов Парка высоких технологий
свыше 190 тыс. долларов США спонсорской
помощи (за последние два года
здесь создано и модернизировано
16 совместных лабораторий); для БГУ
фирмы-резиденты ПВТ поставили
современное оборудование на
сумму свыше 200 тыс. долларов
США; в БИТУ фирмой Сам-Солюшенс
открыта научно-инновационная лаборатория
информационных технологий, развивается
сотрудничество с немецкими и
шведскими фирмами; МГЭУ имени
А. Д. Сахарова получает помощь
от Института имени Отто Хуга
(Германия) и Института энергетики
земли Форальберг, австрийской фирмы
«Кёб». [27].
4. Для повышения
качества подготовки специалистов и эффективности
научных исследований в вузах страны внедряются
системы управления качеством образования
в соответствии с международным стандартом
ИСО 9001. Сертификация всей образовательной
и научной деятельности высших учебных
заведений повысит престиж высшего образования
в национальных учреждениях образования,
его конкурентоспособность на международном
рынке образовательных услуг, создаст
основу для определения рейтинга вузов
республики. Пять высших учебных заведений
завершили внедрение систем СМК и получили
соответствующие сертификаты. До конца
2010 г. все вузы страны завершат разработку
и сертификацию СМК в Белгосстандарте
[27].
Главным
показателем деятельности вузов
как фактора поддержки и развития
инноваций является состояние
научно-педагогического состава.
Основными
формами подготовки научно-педагогических
работников высшей квалификации
является аспирантура и докторантура.