Анализ
деятельности аспирантуры (рис. 2.6)
показывает, что с 2003 г. наблюдается
тенденция снижения численности
аспирантов и процент закончивших
аспирантуру с представление
к защите кандидатской диссертации.
Объективной причиной снижения
количества представленных к
защите диссертаций является
возрастающий уровень требований
ВАК к представленным диссертациям,
однако не исключено и снижение
уровня мотивации молодых ученых,
снижение их заинтересованности
в защите диссертации.
Не менее существенной
является и проблема старения педагогических
кадров (прежде всего, специалистов высшей
квалификации). Хотя, следует отметить,
что в республике постепенно снижается
средний возраст соискателей, которым
присуждается ученая степень доктора
наук. Если в 2005 году средний возраст
доктора наук был 55,4 года, то в 2007 году
— 51,3 года. В прошлом году увеличилось
по сравнению с 2006-м и число
лиц, защитивших докторские диссертации
в возрасте до 40 лет, — с 4,5% до 9,4%.
Средний же возраст соискателей
ученой степени кандидата наук в
последние три года сохраняется
на уровне 33 лет [2].
Таким
образом, современные высшие учебные
заведения, представляют собой
сложные учебно-научно-инновационные
комплексы. Они являются важным звеном
национальной инновационной системы,
что подтверждается результатами их научно-исследовательской
деятельности. Однако имеющиеся проблемы
не дают возможности в полной мере использовать
весь инновационный потенциал вузов. Решение
вопросов обеспечения необходимым оборудованием,
повышение качества образовательного
процесса позволит поднять инновационную
деятельность высших учебных заведений
на новый уровень.
2.3. Государственное регулирование инновационной
инфраструктуры в Республике Беларусь
Действенным
инструментом построения национальной
инновационной системы стала
Государственная программа инновационного
развития на 2007–2010 гг. В рамках
программы на 1 октября 2010 г. введены
в эксплуатацию 785 объектов: создано
108 новых предприятий и важнейших
производств, модернизировано и
реконструировано 294 действующих предприятия
на основе создания новых производств,
внедрено 383 новых технологии на
действующих предприятиях и производствах.
В целом по Государственной
программе прогнозируется реализация
более тысячи проектов, кроме
того, на 179 производствах будет освоено
458 новых технологий, создаваемых
по проектам государственных
научно-технических программ.
Реализованные
в рамках Государственной программы
проекты обеспечили производство
инновационной продукции на сумму
более 11,4 трлн рублей, создано
почти 12 тыс. рабочих мест. При
этом объем произведенной продукции
в 2009 г. превысил 6,6 трлн рублей
и увеличился по сравнению
с 2007 г. в 4 раза. За 3 квартала 2010
г. произведено инновационной
продукции на сумму 3,9 трлн
рублей.
В ходе
выполнения Государственной программы
промышленные организации освоили
широкий спектр импортозамещающей
продукции. В настоящее время
Республика Беларусь не закупает,
как прежде, а экспортирует бесшовные
горячекатаные трубы, полированное стекло,
автобусы, зерноуборочные комбайны, многие
типы дизельных двигателей и др.
В рамках
нефтехимической отрасли выпущено
более 280 видов новой продукции,
произведено более 90 видов импортозамещающей
продукции на сумму 385,2 млн
долл. США, экономия валютных средств
составила более 78 млн долл. США.
Глубина переработки нефти возросла
до 68 %. В энергетической сфере
модернизированы крупнейшие ТЭЦ,
построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ
на местных видах топлива.
Сегодня
отечественная фармацевтическая
отрасль производит лекарственные
средства практически всех фармакотерапевтических
групп, что значительно экономит
валютные средства: доля отечественных
лекарств в республиканском перечне
доведена до 41,5 %, номенклатура освоенной
в производстве фармацевтической
продукции достигла 626 наименований.
Государственная
программа предусматривает также
формирование и развитие законодательной
базы для осуществления всех
стадий инновационной деятельности,
а также мер ее государственной
поддержки, включая прямые и
косвенные механизмы. С 2005 по 2010
гг. принято 72 нормативных правовых
акта. Кроме того, получили развитие
финансовые механизмы поддержки
субъектов инновационной инфраструктуры,
а также инновационного предпринимательства.
Для
ускорения инновационного развития,
повышения конкурентоспособности
экономики Беларуси разработана
и одобрена концепция Государственной
программы инновационного развития
на 2011–2015 гг. В ее рамках предполагается
создание новых предприятий и
производств V–VI технологического
укладов (в настоящее время
IV-V): информационных, наноэлектронно-оптических,
тонкой химии, биологических и
др.; модернизация и создание производств
на основе внедрения новых
энерго– и ресурсосберегающих
технологий, а также технологическое
перевооружение производств. [3]
Новые
направления научно-технической
деятельности определяют базовые
направления получения и применения
научных знаний, которые служат основой
принципиально новых технологических
решений. В то же время эти направления
сохраняют преемственность с действующими
приоритетами
На выполнение
мероприятий Государственной программы
планируется привлечь около 100
трлн рублей. Такой объем финансирования
позволит к 2015 г. увеличить:
← долю инновационной продукции
в общем объеме отгруженной
продукции — до 20–21 %,
← долю инновационно активных
предприятий в общем количестве
предприятий промышленности —
до 30,5 %;
← удельный вес накопленной
амортизации активной части основных
средств промышленных предприятий
— не более 53 %;
← внутренние затраты на научные
исследования и разработки —
до 2,5–2,9 % к ВВП;
← численность работников, выполняющих
научные исследования и разработки
— до 38 тыс. человек;
← расходы республиканского
бюджета на научную, научно-техническую
и инновационную деятельность
— до 1,2–1,35 % к ВВП.[5]
Таким
образом, Государственная программа
инновационного развития - действенный
инструмент построения национальной
инновационной системы. Сейчас
мы находимся в условиях завершения
Государственной программы инновационного
развития 2007-2010 гг.. Следует отметить,
что данная программа выполнена
успешна. Беларусь достигла планируемых
показателей и даже их перевыполнила
их. Для ускорения инновационного
развития, повышения конкурентоспособности
экономики Беларуси разработана
и одобрена концепция Государственной
программы инновационного развития
на 2011–2015 гг. Новые направления научно-технической
деятельности определяют базовые
направления получения и применения
научных знаний, которые служат
основой принципиально новых
технологических решений. В то
же время эти направления сохраняют
преемственность с действующими
приоритетами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе
проведенной работы автор пришел
к следующим выводам:
1. Инновация
– это конечный результат творческой
деятельности, который привел к
получению новой, усовершенствованный
продукции или к внедрению
нового, усовершенствованного процесса
в практическую деятельность. Термин
«инновация» тесно связан понятиями
«изобретение», «открытие». Однако
не обозначает одно и тоже.
В отличии о инновации, открытие
делается, как правило, на фундаментальном
уровне и не преследует целью
получить выгоду. Существуют различные
системы классификации инноваций,
однако, единой классификации нет,
поэтому были проанализированы
лишь некоторые, наиболее удачные
по мнению автора. Инновации выполняют
следующие функции: воспроизводственную,
инвестиционную, стимулирующую.
2. Инновационная
инфраструктура представляет собой
совокупность субъектов, осуществляющих
материально-техническое, финансовое,
организационно-методическое, информационное,
консультационное и иное обеспечение
инновационной деятельности. К инновационной
инфраструктуре в широком смысле
могут быть отнесены учреждения,
которые удовлетворяют рекомендациям
ЮНЕСКО. Выделяют различные элементы
в инновационной инфраструктуре,
в зависимости от их функций
и назначения. В качестве ключевых
элементов рассматриваются технопарковые
структуры и информационно-технологические
системы. Можно выделить основные
три группы технопарковых структур:
инкубаторы, технопарки и технополисы.
3. Основу
управления инновационными проектами
составляет государственное регулирование
инновационной деятельности, которое
выполняет в ряд функции. Государство
осуществляет следующие виды
регулирования инновационной деятельности:
организационное, экономическое,
финансовое, нормативно-правовое. Это
регулирование осуществляется на
базе инновационных прогнозов
и стратегий. Под государственной
инновационной политикой понимается комплекс
целей, а также методов воздействия государственных
структур на экономику и общество в целом,
связанных с инициированием и повышением
экономической и социальной эффективности
инновационных процессов. Формирование
государственной инновационной инфраструктуры
- существенный элемент прямой поддержки
инновационных процессов. Государство
может создавать сети центров распространения
нововведений и консультационных центров,
оказывающих деловые услуги инноваторам.
4. Главным
фактором конкурентоспособности
страны и элементом формирования
инновационной национальной экономики
является инновационная инфраструктура.
В первую очередь именно создание
устойчивых и саморазвивающихся
элементов инновационной инфраструктуры
способно обеспечить разработку
и изготовление инновационного
продукта и его использования
в сфере производства на длительную
перспективу. Развитие соответствующей
инфраструктуры призвано придать
импульс инновационной активности
в целом. Поддержка же отдельных
инновационных фирм в результате
оказывается менее эффективной,
чем вложение средств в инфраструктуру.
Именно она дает долгосрочный
эффект и может способствовать
генерированию, непрерывному воспроизводству
субъектов малого и среднего
инновационного предпринимательства.
5. В стране
существует широкий ряд нормативно-правовых
актов, регулирующих деятельность
инновационной инфраструктуры. Однако
он не в полной мере соответствует
реалиям функционирования инноваций.
Так, было бы целесообразно
расширить перечень субъектов
инновационной инфраструктуры. Очевидно,
что таковыми должны признаваться
Парк высоких технологий, Белорусский
инновационньй фонд, бизнес-инкубаторы.
В перспективе целесообразными
представляются разработка принятие
кодифицированного нормативного
правового акта, призванного комплексно
регламентировать как вопросы
создания и деятельности субъектов
инновационной инфраструктуры, так
и вопросы целевой поддержки
инновационной деятельности субъектов
хозяйствования во всех отраслях национальной
экономики, - Инновационного кодекса Республики
Беларусь
6. В стране
функционирует развитая система
информационного обслуживания инновационной
деятельности, которая предоставляет
комплексные данные по всем
аспектам данного вида деятельности
субъектам хозяйствования, а также
практическую возможность изучения,
оценки и статистической обработки
поступающих данных и регулирования
направлений инновационной деятельности
на государственном, отраслевом
и региональном уровнях управления.
7. Финансирование
инновационной деятельности в
Республике Беларусь осуществляется
согласно сформированной системе,
однако имеет ряд проблем, решение
которых необходимо для дальнейшего
эффективного функционирования
инновационной деятельности. Так,
необходимо создание Беларусского
инновационного банка и венчурных
фондов.
8. В Беларуси
созданы и функционируют около
сотни специализированных инновационных
центров. Проделана огромная работа
по их созданию. Их развитие
в общем имеет положительную
динамику. Однако их вклад в
инновационное развитие страны
недостаточен. Многие центры работаю
в пол силы, а некоторые и
вовсе создают только видимость.
9. Современные
высшие учебные заведения, представляют
собой сложные учебно-научно-инновационные
комплексы. Они являются важным
звеном национальной инновационной
системы, что подтверждается результатами
их научно-исследовательской деятельности.
Однако имеющиеся проблемы не
дают возможности в полной
мере использовать весь инновационный
потенциал вузов. Решение вопросов
обеспечения необходимым оборудованием,
повышение качества образовательного
процесса позволит поднять инновационную
деятельность высших учебных
заведений на новый уровень.