Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических положений инновационного потенциала предприятия и оценка инновационного потенциала на примере организации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия инновации, определить их виды, класиффикации, структуру, функции;
2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия и провести сравнительный анализ, уточнить содержание потенциала и его структуру;
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования инновационного потенциала предприятия
1.1. Инновации: сущность, виды, роль и значение……………………………..6
1.2. Инновационный потенциал предприятия как фактор повышения конкурентоспособности…………………………………………………………13
1.3. Методы оценки инновационного потенциала…………………………….21
Глава 2. Анализ инновационного потенциала
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....26
2.2. Количественная оценка инновационного потенциала предприятия ……31
2.3. Экспертная оценка инновационного потенциала предприятия ………...41
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...47
В конечном итоге, суммируя баллы экспертов, можно получить общую оценку инновационного потенциала предприятия. Она будет более объективной и близкой к реалиям.
Преимущество метода экспертных оценок заключается в участии линейных руководителей; их знания и опыт придают получаемому результату дополнительную весомость в глазах высшего руководства. Кроме всего прочего, экспертная оценка проводится гораздо быстрее и менее трудоемка, заметно дешевле и эффективно выявляет большинство ключевых проблем.
Экспертную оценку инновационного потенциала проведем по следующим блокам:
- продуктовый блок;
- функциональный блок;
- ресурсный блок;
- организационный блок;
- управленческий блок.
Оценка состояния
5 - очень хорошее состояние, полностью удовлетворяющее поставленной инновационной цели, характеризуется как очень сильная сторона инновационного потенциала;
4 - хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения - сильная сторона.
3 - среднее состояние, требует ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;
2 - плохое состояние, требует серьезных изменений, классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;
1 - очень плохое состояние, требует радикальных преобразований, очень слабая сторона.
Оценка блоков представлена в табл. 2.5.
Таблица 2.5.
Экспертная оценка инновационного потенциала предприятия
№ п/п |
Компоненты блоков |
Уровень состояния компонентов | |
Слабые стороны |
Сильные стороны | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК | |||
1.1 |
Состояние продуктового проекта № 1 |
2 |
4 |
1.2 |
Состояние продуктового проекта № 2 |
3 |
4 |
Итоговая оценка состояния продуктового блока |
5 |
8 | |
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК | |||
2.1 |
НИОКР, опытно-экспериментальные и исп |
2 |
2 |
2.2 |
Производство: основное и вспомогательное |
2 |
4 |
2.3 |
Маркетинг и сбыт (продажи) |
1 |
3 |
Итоговая оценка состояния функционального блока |
5 |
9 |
Продолжение таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК | |||
3.1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ | ||
1) |
Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие |
1 |
5 |
2) |
Площади и рабочие места, связь и транспорт |
1 |
4 |
3) |
Оборудование и инструменты |
1 |
4 |
Итоговая оценка состояния материально- |
3 |
13 | |
3.2 |
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ | ||
1) |
Состав и компетентность руководителей |
1 |
4 |
2) |
Состав и квалификация специалистов |
1 |
4 |
3) |
Состав и квалификация рабочих |
1 |
3 |
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов |
3 |
11 | |
3.3 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | ||
1) |
Научно-технический задел; патенты и ноу-хау |
2 |
3 |
2) |
Экономическая информация |
1 |
3 |
3) |
Коммерческая информация |
1 |
4 |
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов |
4 |
10 | |
3.4 |
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ | ||
1) |
Возможности финансирования из собственных средств |
1 |
4 |
2) |
Обеспеченность оборотными средствами |
1 |
3 |
3) |
Обеспеченность средствами на зарплату |
1 |
2 |
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов |
3 |
9 | |
ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ | |||
3.1 |
Состояние материально-технических ресурсов |
3 |
13 |
3.2 |
Состояние трудовых ресурсов |
3 |
11 |
3.3 |
Состояние информационных ресурсов |
4 |
10 |
3.4 |
Состояние финансовых ресурсов |
3 |
9 |
Итоговая оценка состояния ресурсного блока |
13 |
43 | |
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК | |||
4.1 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА | ||
1) |
Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления |
2 |
1 |
2) |
Функции: состав и качество разделения труда |
1 |
2 |
3) |
Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей |
1 |
1 |
4) |
Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям |
1 |
1 |
Итоговая оценка состояния организационной структуры |
5 |
5 |
Продолжение таблицы 2.6
1 |
2 |
3 |
4 |
4.2 |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ | ||
1) |
Прогрессивность используемых технологий и методов |
3 |
1 |
2) |
Уровень автоматизации |
2 |
2 |
Итоговая оценка состояния технологии процессов по всем функциям и проектам |
5 |
3 | |
4.3 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА | ||
1) |
Коммуникационная система и |
1 |
4 |
2) |
Традиции, опыт и вера в возможности организации |
1 |
4 |
3) |
Трудовая этика и мотивирование |
1 |
4 |
Итоговая оценка состояния организационной культуры |
3 |
12 | |
ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА | |||
4.1 |
Организационная структура |
5 |
5 |
4.2 |
Технология процессов |
5 |
3 |
4.3 |
Организационная культура |
3 |
12 |
Итоговая оценка состояния организационного блока |
13 |
20 | |
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК | |||
5.1 |
Общее, функциональное и проектное руководство |
1 |
5 |
5.2 |
Система управления: планирование, организация, контроль, стимулирование, координация |
1 |
4 |
5.3 |
Стиль управления (сочетание автономности и централизации) |
1 |
3 |
Итоговая оценка состояния управленческого блока |
3 |
12 | |
ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА | |||
1 |
Состояние продуктового блока |
5 |
8 |
2 |
Состояние функционального блока |
5 |
9 |
3 |
Состояние ресурсного блока |
13 |
43 |
4 |
Состояние организационного блока |
13 |
20 |
5 |
Состояние управленческого блока |
3 |
12 |
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала предприятия |
39 |
92 |
Оценка инновационного потенциала предприятия показывает, что для осуществления инновационной деятельности у ООО «Мебель плюс» достаточно ресурсов и возможностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенной работы
были изучены теоретические основы,
предметом которых являются инновации,
инновационный потенциал и
Инновации приобретают первоочередное значение в деятельности управляющего звена компании, потому как представляют это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы.
Формирование и реализация инновационного потенциала отдельных предприятий является важной предпосылкой перестройки экономики и ее ускоренного развития. Инновационный потенциал промышленного предприятия следует рассматривать, как способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития.
Инновационный потенциал формируется из двух основных элементов: потенциал материальных ресурсов инновационной деятельности; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические цели использования и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным или слабым сторонам предприятия.
Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия существует несколько методов оценки, основанные на количественных показателях деятельности и знаниях о состоянии дел. К ним относятся: количественная и экспертная оценка инновационного потенциала.
Проведенная оценка на примере предприятия ООО «Мебель плюс» показывает, что данное предприятие имеет высокий инновационный потенциал и может вести серьезную инновационную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике";
2. Постановление Правительства РФ "О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг";
3. Аньшин В.М., Дагаев А.А. "Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие" - М.: Дело, 2006.;
4. Анкона Д., Бресман Х. Команды прорыва: источники инноваций и лидерства в отрасли. – М.: Гревцов Паблищер, 2009. – 336 с.;
5. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации: учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2009. – 238 с.;
6. Быков В.А., Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 295 с.;
7. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. М.: ПРИОР. 2001.;
8. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. – М.: Эксмо-Пресс, 2008. – 432 с.;
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 4-е изд. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.;
10. Глухов В.В. "Менеджмент" - 4-е издание - СПб.: Питер, 2006.;
11. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: ТРТУ, 1998. – 132 с.;
12. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Феникс, 2009. – 442 с.;
13. Ильенкова С.Д. "Инновационный менеджмент" - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2004.;
14. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: - Банки и биржи, 2003.;
15. Казначевская Г.Б. "Менеджмент" - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.;
16. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 2004. – 279 с.;
17. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.;
18. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий. // Менеджмент в России и за рубежом. - № 3. - 2000.;
19. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий. // Наука и промышленность России. - № 10. - 2002.;
20. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 608 с.;
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 702 с.;
22. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-Петербург., 2002.;
23. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. "Менеджмент организации". Инфа-М, 2000. - 256 с.;
24. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М.: Прогресс. 2003.;
25. Такер Р. Инновации как формула роста. – М.: Олимп Бизнес, 2006. – 223 с.;
26. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2004.;
27. Управление инновациями: учебное пособие – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 237 с.;
28. Управление технологией и инновациями в Японии. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 512 с.;