Инвестиции в человеческий капиталл в РФ и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – исследование теоретических знаний и практического опыта в области инвестиций в человеческий капитал и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях.
В связи с этим возникла необходимость решения ряда задач:
изучение сущности, видов инвестиций в человеческий капитал;
рассмотрение основных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
исследование передового отечественного и зарубежного опыта инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I Теоретические аспекты инвестиций в человеческий капитал . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность инвестиций, человеческий капитал как объект инвестирования . . . . . . . .
1.2 Особенности инвестиций в человеческий капитал на макро- и микроуровне. . . . . . .
1.3 Основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал
Глава II Инвестиции в человеческий капитал: отечественный и зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Инвестиции в человеческий капитал в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Инвестиции в человеческий капитал в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава III Совершенствование инвестирования в человеческий капитал в России.
3.1 Повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал. . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Совершенствование оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Алтайский государственный технический университет

им. И.И.Ползунова 

Кафедра Экономика труда 
 

Курсовая работа защищена с 

оценкой _____________________________________________

                                            

Руководитель  работы ____________ преподаватель Н.В. Белая

                                                                        
 
 

ИНВЕСТИЦИИ  В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

тема  работы 
 
 
 

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА 

К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по  дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» 
 
 
 
 

Работу выполнила

студентка гр. УП-51 ________  Д.Е.Проскурина 

Руководитель  работы ________ преподаватель Н.В. Белая  
 
 
 
 

2009

     Содержание

     
 
      Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

      Глава I  Теоретические  аспекты инвестиций в человеческий капитал . . . . . . . . . . .

      1.1 Сущность инвестиций, человеческий  капитал как объект инвестирования . . . . . . . .

      1.2 Особенности инвестиций в человеческий  капитал на макро- и микроуровне. . . . . . .

      1.3 Основные подходы к оценке  эффективности инвестиций в человеческий  капитал 

    Глава II  Инвестиции в человеческий капитал: отечественный и зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      2.1 Инвестиции в человеческий капитал  в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      2.2 Инвестиции в человеческий капитал  в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   

      Глава III  Совершенствование инвестирования в человеческий капитал в России.

      3.1 Повышение эффективности инвестиций  в человеческий капитал. . . . . . . . . . . . . . . . .

      3.2 Совершенствование оценки эффективности  инвестиций в человеческий капитал  . . .  

      Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      Приложения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 
4 

6

6

9

13 
 

16

16

20 

26

26

30 

33

35

37

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова

Кафедра Экономика труда

Специальность – 062100 «Управление персоналом» 

     ЗАДАНИЕ

     на  курсовую работу

     студента  Проскуриной Д.Е.

     по  дисциплине «Управление персоналом инновационных предприятий»

  1. Тема работы: Инвестиции в человеческий капитал в России и зарубежом
  2. Цель: совершенствование процесса инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях
  3. Задачи: рассмотрение теоретических аспектов инвестиций в человеческий капитал, ознакомиться с мировым и отечественным опытом в данной области, разработать рекомендации по совершенствованию инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях.
  4. Перечень подлежащих разработке вопросов:

      по  теоретической части: изучение сущности, особенностей и видов инвестиций в человеческий капитал; рассмотрение основных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;

     по  аналитической части: изучение зарубежного и отечественного опыта инвестирования в человеческий капитал на макро- и микроуровне;

     по  проектной части: разработка рекомендаций по повышению эффективности инвестиций в человеческий капитал, а также совершенствованию оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал в российских компаниях.

  1. Исходные данные к работе:

     по  литературным источникам: 22 источника, среди них учебники и учебные пособия Ю.Г. Одегова, Н.А. Волгина, П.В. Журавлева, Яка Фитц-енца, статьи журналов «Управление персоналом», «Теория и практика управления», материалы научных конференций и др.

     по  вариантам, разработанным преподавателем: Горбунова Т.Н. Управление персоналом инновационных предприятий: Методические указания к курсовой работе (проекту) для студентов специальности 062100 «Управление персоналом».

     6.   Список рекомендуемой литературы: учебники, учебные пособия, периодические издания по управлению персоналом.

     7.     Контрольные сроки преставления отдельных разделов курсовой работы                      

     25% - «01» ноября 2009 г.

     50% - «15» ноября 2009 г.

     75% - «01» декабря 2009 г.

     100% - «10» декабря 2009 г.   

     Введение

     Формирование  теории человеческого капитала в  качестве самостоятельного течения  мировой экономической мысли  проходило в конце 50-х начале 60-х годов прошлого века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американских экономистов, представителей «чикагской школы» Т. Шульца и Г. Беккера.

     В отечественной экономической литературе проблеме человеческого капитала долгое время не уделялось серьезного внимания. Лишь в 70-80-х годах стали появляться отдельные исследования, посвященные рассмотрению тех или иных аспектов западной теории человеческого капитала и экономики образования. Специфика таких исследований заключалась в том, что большинство из них носило характер критического разбора западных концепций человеческого капитала и экономики образования. К разряду таких исследований можно отнести работы таких авторов, как В.С. Гойло, А.В. Дайновский, Р.И. Капелюшников, В.И. Марцинквич и др. [1].

     Под влиянием научно-технической революции, автоматизации и механизации труда, трансформации социальной структуры общества, повышения в этих условиях значимости квалификации, уровня образования каждого человека в отдельности и населения в целом традиционная точка зрения на жесткое разграничение между трудом как первичным фактором производства и капиталом как фактором производным утратила свое первоначальное значение.

     В настоящее время появилась необходимость  внедрения подхода, в соответствии с которым одним из важнейших  ресурсов фирмы, общества признается человеческий капитал. Именно он оказывает значительное влияние на темпы и уровень развития как национальной экономики, так и отдельной фирмы. Инвестиции в человеческий капитал  обеспечивают основной прирост валового продукта и производительности труда.

     Цель  настоящей курсовой работы – исследование теоретических знаний и практического опыта в области инвестиций в человеческий капитал и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях.

     В связи с этим возникла необходимость  решения ряда задач:

  • изучение сущности, видов инвестиций в человеческий капитал;
  • рассмотрение основных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
  • исследование передового отечественного и зарубежного опыта инвестиций в человеческий капитал.

     Предметом исследования данной курсовой работы является проблема инвестиций в человеческий капитал. В качестве объекта исследования рассматривались российские и иностранные компании.

     Теоретической и методологической базой для  написания курсовой работы послужили  труды зарубежных и отечественных учёных в области управления персоналом и экономики персонала: Яка Фитц-енца, Ю.Г. Одегова и других, статьи  периодических изданий «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления». Кроме того были использованы материалы научных конференций «Человек в мире экономических и правовых отношений», «Актуальные проблемы социально-экономического развития России», «Инвестиции и инновации в России» и материалы Интернет-ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I  Теоретические  аспекты инвестиций в человеческий капитал

    1.1 Сущность инвестиций, человеческий капитал как объект инвестирования

     Традиционно в научной литературе под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, вкладываемое в объекты предпринимательской деятельности или иной деятельности в целях получения прибыли. Процесс инвестирования предполагает осознанный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей, т.е. текущего потребления, в целях снижения потерь и роста удовлетворенности потребностей в будущем [3].

     Основными особенностями инвестиционной деятельности являются затратность и рискованность. Во-первых, инвестиций не бывает без затрат: начала необходимо вложить средства, и лишь в дальнейшем, если расчеты были верны, сделанные затраты окупятся. Во-вторых, невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвестора в будущем. Всегда существует вероятность того, что сделанные инвестиции будут полностью или частично утеряны.

     В структуре инвестиционных вложений по объектам вложений выделяют производственные инвестиции, финансовые инвестиции и  инвестиции в человеческий капитал. Приоритетное значение человеческого капитала в качестве главной производительной силы по отношению капиталу физическому объясняется его постоянным приумножением и не расходуемостью в процессе применения [10]. Этот вид капитала неотделим от человека, его нельзя купить, а можно лишь взять или предоставить на определенных условиях. В то же время человеческий капитал, как и физический, подвержен физическому и моральному износу: возможности человека (физические, умственные, психологические и т.п.) могут со временем снижаться, познания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания устаревать.

     Принимая  во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого  капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы. Одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т.е. на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику – как форму личного фактора производства. Практически во всех определениях после 60-х гг. в ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки человеческого капитала: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные; не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала [17].

     Наиболее  полно человеческий капитал можно охарактеризовать как врожденный, сформированный в результате инвестиций и накоплений определенный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.

     К. Макконел, С. Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал [1]:

  • расходы на образование – включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью. Инвестиции в образование по объему затрат и иерархической значимости составляют главную форму «человеческого капитала» и играют ключевую роль по отношению к другим видам инвестиций в трудовые ресурсы.

     Структура вложений в человеческий капитал, приведенная Л.Ш. Сулеймановой, включает в себя следующие виды инвестиций [17]:

  1. образование, подготовка на производстве;
  2. здравоохранение;
  3. мотивация;
  4. поиск информации и миграция;
  5. фундаментальные научные разработки;
  6. экология и здоровый образ жизни;
  7. культура и досуг.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капиталл в РФ и за рубежом