Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – исследование теоретических знаний и практического опыта в области инвестиций в человеческий капитал и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях.
В связи с этим возникла необходимость решения ряда задач:
изучение сущности, видов инвестиций в человеческий капитал;
рассмотрение основных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
исследование передового отечественного и зарубежного опыта инвестиций в человеческий капитал.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I Теоретические аспекты инвестиций в человеческий капитал . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность инвестиций, человеческий капитал как объект инвестирования . . . . . . . .
1.2 Особенности инвестиций в человеческий капитал на макро- и микроуровне. . . . . . .
1.3 Основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал
Глава II Инвестиции в человеческий капитал: отечественный и зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Инвестиции в человеческий капитал в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Инвестиции в человеческий капитал в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава III Совершенствование инвестирования в человеческий капитал в России.
3.1 Повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал. . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Совершенствование оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . .
Серьезным препятствием к расширению программ инвестирования в образование сотрудников является также несовершенство институциональной среды, в частности недостаточно полная регламентация контрактных отношений в законодательной базе России. Так, Трудовой кодекс РФ (ст. 173-177) обязует работодателя нести издержки, связанные с обучением работника, не обеспечивая при этом его права на результаты обучения. Как следствие, примерно 20% сотрудников увольняются после прохождения обучения на предприятии.
Поэтому большинство российских работодателей не заинтересовано в развитии своего персонала. Затраты на обучение составляют в среднем за год 0,5-0,7% от годового фонда заработной платы, что в 2,5 раза меньше минимально необходимого для простого воспроизводства рабочей силы. При этом качество внутрифирменной подготовки кадров является неудовлетворительным.
Широко
распространенные в развитых странах
корпоративные университеты в России
только начинают создаваться. Формирование
учебного процесса внутри фирмы могут
позволить себе крупные компании, имеющие
возможность инвестировать часть прибыли
в развитие собственных образовательных
подразделений. По оценкам экспертов,
основными недостатками организуемых
в России корпоративных программ повышения
квалификации сотрудников можно считать
излишнюю стандартизированность, шаблонность
и поточность обучения, не отражающие
специфику, проблематику и перспективы
той или иной компании; недостаточную
привязку обучения к целям и задачам компаний,
вкладывающие деньги в повышение квалификации
своих специалистов; ограниченность числа
обучающихся, в связи с чем возможность
повысить профессионализм предоставляется
лишь части сотрудников, что приводит
к расслоению управленческого звена компании
[11].
Глава III Совершенствование инвестирования в человеческий капитал в России
3.1 Повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал
Для
развития человеческого капитала в
экономике необходим
На макроэкономическом уровне речь идет о создании эффективной системы управления и развития человеческого капитала страны. В данном случае имеется в виду осознание государством важности и целесообразности инвестиций в человека: это касается и системы образования, и здравоохранения, и культуры и т.д.
Необходимо формирование комплексной сферы социальной политики, основная задача которой – сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, направленное на формирование и рациональное использование профессионально подготовленного, отвечающего потребностям национальной экономики, персонала предприятий и организаций. Инвестиции в сферу образования и здравоохранение должны обеспечивать поддержание и расширение материальной базы, без которой невозможно качественное оказание услуг [20].
Требуется улучшение нормативной базы и формирование государственных институтов, защищающих права обеих сторон трудовых отношений, будут способствовать более активному инвестированию средств российскими компаниями в развитие персонала.
На микроэкономическом уровне развитие человеческого капитала – это развитие ценных для бизнеса качеств сотрудников, вложения в их способности и умения, которые в будущем должны обернуться ощутимым для компании бизнес-результатом. На данном уровне необходимо развитие, прежде всего, системы внутрифирменного обучения. Предприятия, склоняющиеся к стратегии минимизации издержек на персонал, рано или поздно сталкиваются с проблемой конкурентоспособности на рынке.
Наиболее
перспективным направлением повышения
эффективности инвестиций в персонал
на российский предприятиях автору работы
видится внедрение
Стандарт
Investors in People уникален потому, что он сфокусирован
на людях. Его основная идея — развитие
людей, работающих в любом направлении
бизнеса (и на маленькой фирме, и на крупном
предприятии) с целью достижения конкретного
позитивного результата. Стандарт регламентирует
и упорядочивает процесс управления персоналом,
делает его прозрачным и понятным для
человека. Он учитывает все вопросы, связаны
с наемными работниками: системы мотивации,
обучения, оценки и оплаты труда.
Стандарт "IP" базируется на четырех принципах, признаки их реализации приведены в приложении 1.
Принцип 1. Обязательства
Принцип 2. Планирование
Принцип 3. Действие
Принцип 4. Оценка
Каждый
из перечисленных индикаторов
Проще говоря, руководство компаний, внедривших "IP", выполняет четыре важнейших требования: обязательно тренировать, развивать и ориентировать сотрудников на достижение основных бизнес-целей; постоянно выявлять потребности в обучении и развитии сотрудников по результатам их работы (например, в ходе регулярного контроля за выполнением поставленной задачи); следить за тем, чтобы все потребности в обучении были удовлетворены; оценивать эффективность тренингов по результатам выполнения поставленных задач.
Процесс признания предприятия как "Investor in people" включает в себя следующие этапы:
В чем заключается практическая польза стандарта? Повышается продуктивность и прибыльность, т.к. обученные и мотивированные сотрудники работают лучше и эффективнее; снижаются себестоимость и затраты; значительно улучшаются результаты программ качества ("IP" - существенное дополнение к стандарту ISO 9000); повышается мотивация и дисциплинированность работников, сокращается количество прогулов, развивается творческое мышление людей, которые идентифицируют себя с предприятием; лучше удовлетворяются запросы клиентов; публичное признание реальных достижений помогает привлекать высококлассных специалистов; повышается конкурентоспособность.
В заключении отметим факторы успеха инвестиций в человеческий капитал на предприятиях любого размера и любой сферы деятельности:
В качестве еще одного фактора можно выделить сотрудничество после ухода сотрудника из компании. Это позволить фактически увеличить период использования человеческого капитала, а, следовательно, повысить доход от инвестиций в персонал. Возможные варианты сотрудничества после ухода сотрудника из компании [12]:
Обязательными условиями будущего сотрудничества являются вера сотрудника в ценность услуг компании, сохранение лояльности сотрудника к компании после его ухода, поддержание интереса сотрудника к продолжению сотрудничества (материальный интерес – денежные поощрения и подарки во всех видах; моральный интерес – слава и признание - доски почета, истории о наших героях, звания почетных сотрудников и другое).
На постоянной и регулярной основе необходимо, во-первых, анализировать каждый случай ухода и увольнения – стандартная обязательная процедура обратной связи по проверке работы системы управления: Во-вторых, заранее разработать направления и условия сотрудничества компании и сотрудника после его возможного ухода из компании и информировать всех сотрудников как возможную перспективу в будущем, на стадии приема на работу. В-третьих, отработать процедуры ухода и увольнения таким образом, чтобы сохранить лояльность сотрудника к компании после его ухода. Наконец, создать отдельное направление деятельности компании – отслеживание карьеры бывших сотрудников, создание сообщества бывших сотрудников и организация сотрудничества с каждым из них.
3.2 Совершенствование оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал
На основании опыта работы в реализации проектов по оценке инвестиций в персонал российских компаний, предлагается следующие показатели эффективности инвестиций [8]:
1.
Соответствие перспективного
2.
Добавленная стоимость на
3. Стоимость одного работника по категориям.
4.
Вклад службы персонала в
5. Возврат, отдача на инвестиции в персонал, в том числе на мероприятия и программы (HR ROI).
Информация о работе Инвестиции в человеческий капиталл в РФ и за рубежом