Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – исследование теоретических знаний и практического опыта в области инвестиций в человеческий капитал и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях.
В связи с этим возникла необходимость решения ряда задач:
изучение сущности, видов инвестиций в человеческий капитал;
рассмотрение основных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
исследование передового отечественного и зарубежного опыта инвестиций в человеческий капитал.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I Теоретические аспекты инвестиций в человеческий капитал . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность инвестиций, человеческий капитал как объект инвестирования . . . . . . . .
1.2 Особенности инвестиций в человеческий капитал на макро- и микроуровне. . . . . . .
1.3 Основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал
Глава II Инвестиции в человеческий капитал: отечественный и зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Инвестиции в человеческий капитал в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Инвестиции в человеческий капитал в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава III Совершенствование инвестирования в человеческий капитал в России.
3.1 Повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал. . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Совершенствование оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . .
6.
Соотношение роста
7.
Процент соответствия
8. Выработка (продажа) на одного работающего.
9. Текучесть кадров (и сумма потерь при увольнении работника).
10. Процент затрат на персонал в операционных расходах.
11. Уровень готовности резерва.
12.
Численность персонала (с
Главное при оценке инвестиций в персонал в рамках текущего года или квартала не только корректно выбрать показатели, но и постоянно собирать данные по ним, проводить регулярный анализ динамики показателей по всем подразделениям компании и категориям сотрудников.
Для эффективного прогнозирования ситуации в дальнейшем заместитель директора по персоналу / руководитель службы персонала организации должен ответить на вопросы: каким был коэффициент инвестиций в обучение, компенсации, льготы и др.; какие точные данные свидетельствуют об улучшении производительности каждым инвестированием; какой фактор усиливает инвестиции компании в человеческий капитал; что делают для улучшения производительности человеческого капитала конкуренты и т.п. [21].
Для малых организаций более подходящей будет упрощенная система показателей известная зарубежом как модель Дж. Филипса. В рамках этой модели выделяется 5 критических параметров для измерения отдачи на капитал, вложенный в персонал (HR ROI):
а) Инвестиции в HR:
Инвестиции в службу персонала = Расходы службы персонала /Операционные расходы;
Инвестиции
в службу персонала = Расходы службы
персонала /Кол-во работников;
б) Показатель отсутствия на рабочем месте:
Отсутствие = П (прогулы, отсутствие без предупреждения) + кол-во уволившихся неожиданно;
в) Показатель текучести;
г) Показатель удовлетворенности:
Показатель удовлетворенности = Кол-во удовлетворенных, %;
д) Единство и согласие в организации:
Статистика производительности труда и оценки эффективности труда [8].
Инвестиции
в образование сотрудников
Обычно в качестве непосредственной отдачи от повышения квалификации сотрудника рассматривают разницу между приносимой им прибылью до и после обучения, также используется метод сравнения с производственными показателями работников, не участвовавших в обучении. Однако такой подход не учитывает ряд принципиальных моментов: рост эффективности работы сотрудника можно отнести в счет накопленного опыта, повышения степени его удовлетворенности; формирование лояльности и мотивации в результате полученных дополнительных знаний; улучшение корпоративного духа компании в результате совместного обучения сотрудников и формирование корпоративного стиля их поведения, необходимого организации для достижения стоящих перед ней целей.
Основной смысл оценки эффективности учебных программ - определение степени достижения целей обучения. В ходе оценки целесообразно выявить степень воздействия программы повышения квалификации сотрудников на изменение рабочих показателей, причины ее недостаточной отдачи и корректирующие меры по повышению эффективности программы в будущем.
Для
исключения влияния вторичных факторов,
не связанных с проведенным
Оценка эффективности обучения должна проводиться спустя определенный срок после его окончания. Для комплексного анализа динамики полученного эффекта от обучения сотрудников целесообразно проводить несколько этапов тестирования и замерять показатели роста производительности труда сразу после обучения, а затем через 3, 6 и 9 мес. Количество и периодичность проводимых оценок определяются продолжительностью и сложностью обучающей программы.
Оценка эффективности инвестиций в развитие персонала предваряется составлением плана замеров показателей, динамика которых будет характеризовать результаты проведенного тренинга. Выбранные показатели должны быть объективными, а экономический эффект от их изменения – поддающимся измерению.
В методологию сбора данных о результатах обучения следует включить способы сбора информации (анкетирование, наблюдения за персоналом, анализ управленческой отчетности и т. д.); источники сбора данных (отчетность предприятия, участники тренинга, руководители, рабочие группы и т. д.); сроки проведения оценки и список лиц, ответственных за сбор и обработку данных.
Важный этап оценки достигнутого эффекта — преобразование полученных данных (показателей, которые характеризуют производительность, качество, временные затраты и др.) в денежный эквивалент. В случае обучения сотрудников бухгалтерии оценкой повышения их квалификации может быть сокращение показателя «бухгалтерская ошибка», а финансовым результатом — разница между общей суммой штрафов и пеней, начисленных за некорректное ведение бухгалтерского и налогового учета до и после обучения [11].
При расчете суммарных затрат на обучение учитываются не только прямые затраты (на разработку программы, раздаточные материалы, оплату услуг преподавателей, аренду помещения, административные расходы), но и косвенные потери, связанные с отвлечением сотрудников от непосредственной деятельности. Эффективность проведенной программы можно оценить через показатель «возврат на инвестиции» (ROI), расчет которого производится по стандартной формуле:
ROI
= (финансовый результат - затраты
на обучение)/затраты на
Анализ
эффективности инвестиций в обучение
персонала требует длительного времени
и высокой компетенции проводящих ее специалистов,
определенных финансовых затрат (в среднем
4% бюджета, выделяемого на обучение и развитие
персонала). Однако он позволяет выразить
эффективность инвестирования средств
в образование сотрудников через конкретные
количественные и качественные показатели.
Заключение
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т.д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал.
Инвестиции в человеческий капитал всегда предполагают преследование каких-либо целей для субъекта, их осуществляющего. Для государства – это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, поддержание конкурентоспособности национальной экономики повышение экономической активности граждан. Для работодателя – это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для работника – это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни.
Многие мировые лидеры современной экономики уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания. Но для российских компаний это скорее не правило, а исключение. Исследования показывают, что крупные российские компании в среднем обгоняют своих зарубежных коллег по показателю отдачи от инвестиций в персонал: на каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, компаниями было получено 2,3 дол. Однако доля затрат на персонал в общих расходах компании в России, как правило, ниже и составляет в среднем 15,7%. При этом вознаграждение менеджеров, привязанное к результативности, вдвое выше - 26% от их общего денежного вознаграждения. Инвестиции в обучение персонала лишь у 2-3% отечественных компаний составляют 5-10% от общего размера годового бюджета, а более половины компаний расходуют на обучение персонала до 2% совокупного бюджета. В сфере среднего и малого бизнеса значение этих показателей ниже в разы.
Существует множество факторов, сдерживающих инвестиции в обучение и развитие персонала: высокий риск ухода обученных сотрудников на другие предприятия, недостаток финансовых средств, отсутствие единого подхода к расчету эффективности затрат на обучение, отсутствие заинтересованности самих сотрудников, низкое качество менеджмента организаций, косность руководителей, несовершенство законодательной базы и другие. Но основной проблемой является отсутствие понимания важности и целесообразности инвестиций в человека: в образование, здравоохранение, культуру и т.д. как на макро-, так и на микроуровне.
Наиболее перспективным направлением повышения эффективности инвестиций в персонал на российский предприятиях, по мнению автора работы, является внедрение в отечественных организациях международного стандарта качества Investors in personal, который базируется на четырех принципах: обязательства, планирование, оценка, действие.
Можно сказать, что стандарт качества Investors in People — это стандартизированная система качественного управления людьми для эффективного развития бизнеса; интеграция стратегии управления людьми в стратегию управления бизнесом; международный эталон, оценивающий, насколько успешно компания развивает людей и управляет ими и как это соотносится с целями и задачами бизнеса.
Внедрение в компании стандарта качества Investors in People создает комплекс преимуществ: улучшение финансовых показателей, рост производительности труда и конкурентоспособности бизнеса, снижение затрат и потерь, повышение уровня качества сервиса для клиентов; уменьшение текучести кадров, создание эффективной системы мотивации персонала, системы обучения и развития персонала, направленной на достижение целей организации; общественное признание компании, улучшение корпоративного имиджа.
Отмечено, что успех инвестиций в персонал в настоящее время определяется влиянием факторов карьеры, профессионализма, лидерства, молодости, эффективности, социальной репутации. Повышению дохода от инвестиций в персонал способствует сотрудничество с работниками после их ухода из компании (помощь в поиске заказов для компании; помощь в подборе, обучении и воспитании персонала компании; поиск потенциальных возможностей для дальнейшего развития компании).
В данной работе рекомендована система показателей определения эффективности инвестиций в человеческий капитал отечественных компаний. Среди этих показателей - отдача на инвестиции в персонал, в том числе на мероприятия и программы, стоимость одного работника по категориям, выработка (продажа) на одного работающего, соотношение роста производительности и роста оплаты труда, текучесть кадров, уровень готовности резерва и т.д.. Кроме того, дается описание методики определения эффективности внутрифирменного обучения персонала как основного, наиболее широко распространенного направления инвестиций в человеческий капитал.
Хотелось бы завершить курсовую работу словами сэра Брайана Вулфсона, первого председателя Investors in People UK: «инвестирование в оборудование угнетает, а инвестирование в людей обогащает». Действительно, благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.
Информация о работе Инвестиции в человеческий капиталл в РФ и за рубежом