Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – исследование теоретических знаний и практического опыта в области инвестиций в человеческий капитал и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях.
В связи с этим возникла необходимость решения ряда задач:
изучение сущности, видов инвестиций в человеческий капитал;
рассмотрение основных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
исследование передового отечественного и зарубежного опыта инвестиций в человеческий капитал.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I Теоретические аспекты инвестиций в человеческий капитал . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность инвестиций, человеческий капитал как объект инвестирования . . . . . . . .
1.2 Особенности инвестиций в человеческий капитал на макро- и микроуровне. . . . . . .
1.3 Основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал
Глава II Инвестиции в человеческий капитал: отечественный и зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Инвестиции в человеческий капитал в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Инвестиции в человеческий капитал в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава III Совершенствование инвестирования в человеческий капитал в России.
3.1 Повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал. . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Совершенствование оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . .
Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал. Ваганян О.Г. предлагает следующую методику оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций [18]. В связи с тем, что взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала имеет нелинейный характер, то оценивается лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы). Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины Х в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:
Z = (Х2—Х1) / Y,
где Z - коэффициент эффективности инвестиций; X2 - величина интеллектуального капитала в конце периода; X1 - величина интеллектуального капитала в начале периода; Y - инвестиции в интеллектуальный капитал организации.
Для
подсчета величины Y рекомендуется
учитывать следующие
Инвестиции в образование работника образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.
Yn = X0 + R*Cn,
где Yn - заработки человека, имеющего n лет образования; Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование; R - текущая норма отдачи вложений в образование; Сп - объем инвестиций в течение n лет обучения.
После процедуры определения издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования, которая рассчитывается по формуле:
NPV =
где NPV - чистая приведенная стоимость; Bt - доход от образования в момент времени t; Сt - издержки обучения в момент времени t; n - число периодов времени; i - норма процента.
Здесь
необходимо учитывать то, что величина
приведенной стоимости
Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек:
где r - внутренняя норма отдачи. Чем выше r, тем прибыльнее инвестиции в образование.
С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения норма прибыли на высшее образование рассчитывается путем следующего уравнения:
где t -
возраст человека; Et - прирост заработной
платы человека после получения высшего
образования в возрасте t; Сt - издержки
получения высшего образования человека
в возрасте t; n - возраст,
в котором индивид начал учиться в высшем
учебном заведении (колледже);
В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:
r = (DB – DС) / Со,
где DB - пожизненные заработки лиц с высшим образованием; DС - пожизненные заработки лиц со средним образованием; Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.
Глава II Инвестиции в человеческий капитал: отечественный и зарубежный опыт
2.1 Инвестиции в человеческий капитал в зарубежных странах
Отметим, что характер, виды, объемы вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Поэтому в разных странах мира могут быть различные взгляды на инвестиции в человеческий капитал как на высшем государственном уровне, так и на уровне отдельных компаний.
Во всех цивилизованных странах мира одной из обязательных задач социальной политики государства выступает поддержка и развитие образования. В государствах с либеральным типом экономики профессиональное обучение, как правило, платное, однако часть расходов на содержание государственных образовательных учреждений покрывается из бюджета. Существует также реальная возможность получения специальных государственных грантов на обучение. Так, в США значительная часть расходов на обучение в государственных университетах финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов штата и города. Примерно на 20% высшее образования финансируется за счет инвестиций корпораций при том, что общий бюджет сферы образования в США превышает 200 млрд. долл. в год.
Во Франции, Швеции и других европейских странах с социально ориентированной экономикой студенты могут учиться бесплатно и в государственных университетах. В Великобритании и в Германии в последние годы широко используется практика льготных долгосрочных кредитов на обучение, которые предоставляет государство [22].
Известны примеры инвестиций в человеческий капитал и в масштабах отдельных городов. В 1998 году в городе Хельсинки был открыт "стеклянный дворец", в котором разместились несколько телевизионных кампаний, книжный магазин, публичная библиотека с 20 подключенными к Интернету компьютерами. Доступ к материалам публичной библиотеки существенно расширил возможности граждан города в вопросе постоянного самообучения [9].
В Японии, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень человеческого капитала, включая образование и продолжительность жизни. В настоящее время развитие человеческого капитала в стране Восходящего солнца рассматривается как приоритетное направление информационно-технической революции и пользуется государственной поддержкой. К числу основных особенностей, оказывающих непосредственное влияние на мобилизацию человеческого капитала в Японии, относят: пожизненный найм, оплату труда в соответствии с выслугой лет, компанейские профсоюзы, внутрифирменный рынок рабочей силы, внутрифирменное производственное обучение, ротацию системы коллективного подряда и коллективного приятия решений, системы совместных консультаций рабочих и предпринимателей, кружки контроля качества, внутрифирменное социальное обеспечение [4]. Компании "Мицубиси", "Мацусита", "Сони" и другие предоставляют общежитие, кредиты на жилье, ссуды на обучение детей; поддерживают личные сбережения; частично оплачивают обеды, проездной билет или бензин для личного автомобиля; предоставляют дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже более 20 лет.
В ряде европейских стран проблемы, связанные с вложениями фирм в человеческий капитал решаются с участием государства. Например, во Франции устанавливается обязательный минимум расходов на обучение в размере 1,5% от фонда зарплаты. В Германии эти вопросы решаются на стадии заключения отраслевых договоров. В США на уровне законодательства штатов делаются попытки поддержать усилия бизнеса по данным проблемам [5].
Заметим, что в США существуют специфические парадоксы, связанных с инвестициями в человеческий капитал. В связи с высокой межорганизационной мобильностью персонала многие фирмы считают более выгодным искать будущих сотрудников в компаниях, которые осуществляют большие вложения в повышение квалификации персонала и переманивать их, чем готовить у себя. Поэтому компании, осознавшие важность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания, повышения лояльности персонала, вкладывают солидные средства не только в обучение, но и в различные социальные программы.
Компания "Ксерокс" широко субсидирует занятия в спортклубах. Ряд корпораций имеет врачебно-физкультурные диспансеры или проводит специальные программы. Осуществляемая страховой компанией "Массачусетс мыочуэл иншуранс Ко" программа ранней диагностики и профилактики гипертонических заболеваний ее служащих стоит около 30 тыс. долл. в год. По словам директора специальных проектов, она выгодна фирме, так как потеря трудоспособности работника по вине фирмы обходится ей в 600 долл. в месяц до конца его жизни. Компания "Юнайтедтекнолоджиз" создала неврологический диспансер, рассчитанный на интенсивную бесплатную терапию ежегодно более 250 работников, страдающих алкоголизмом. Компания "Перкин Элмер" обеспечивает сотрудников льготным транспортом до работы [19].
Одной
из особенностей США, способствующей обмену
опытом в области инвестиций в человеческий
капитал, является доступность публичных
сведений. Например, на веб-сайте FEDSTAT можно
найти данные федеральных агентств, ежегодных
исследований и публикации бюджетов, превышающих
500 тыс. долларов. В списке значится более
сотни источников данных федерального
правительства. Твердые цифры и статьи
о тенденциях и эффективных практиках
регулярно публикуются в таких бизнес-журналах,
как Business Week, Forbes, Industry Week, CIO, CFO и других
[21].
Великобритания известна тем, что в 1991 году под эгидой Британского конгресса профсоюзов был разработан стандарт Investor in People. Основная идея этой программы - развитие специалистов, работающих в разных отраслях бизнеса, для достижения конкретного позитивного результата. Сертификация по этому стандарту учитывает все аспекты, связанные c обучением сотрудников, их мотивацией, оценкой, системой оплаты труда, отношениями в коллективе и с руководством. В 1997 году программа приобрела международный статус, сертификацию на соответствие этому стандарту прошли около 32 тысяч компании, наиболее успешных в области инвестиций в человеческий потенциал, в более чем 30 странах мира.
На своей родине сертификат "IP" очень престижен. Британские компании всегда упоминают об участии в данной программе: это делает их привлекательными как для потенциальных сотрудников, так и для инвесторов и клиентов [15].
Нельзя не отметить тот факт, что зарубежными странами накоплен обширный опыт по разработке и внедрению разнообразных систем показателей для оценки эффективности инвестиций в персонал. В качестве примера приведем систему показателей ведущего института в области HR-менеджмента HR-Saratoga Institute, расположенного в США (1984 - 1994):
Также осуществляются определенные разработки методов бухгалтерского учета человеческих ресурсов, ориентированных на измерение наличных человеческих активов (asset value of labor) и их прироста после осуществления различных кадровых мероприятий. Концепция учета человеческих ресурсов предполагает инкорпорирование стоимости человеческих ресурсов в общий баланс активов фирмы.
Информация о работе Инвестиции в человеческий капиталл в РФ и за рубежом