История создания инновационной системы в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:37, курсовая работа

Описание

Эволюция индийской инновационной системы. Первая фаза: автаркия в период после обретения независимости. Вторая фаза: признаки перемен. Третья фаза: либерализация и интернационализация экономики. Анализ индийского опыта. Проблемы построения инновационной экономики в Индии.

Работа состоит из  1 файл

Краткий обзор.docx

— 132.97 Кб (Скачать документ)

Краткий обзор 

    За последние двадцать лет Индия совершила серьёзный эволюционный скачок, превратившись из практически закрытой плановой экономики в один из наиболее показательных примеров экономического развития, инициированного экономикой знаний. Со временем эта страна может стать равным игроком — и даже лидером — глобальной инновационной системы, однако для этого ей придётся преодолеть несколько барьеров. Из индийского опыта можно извлечь несколько уроков и предостережений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История создания инновационной системы в Индии 

Ключевые институциональные элементы

Институт Когда и кем учреждён

Научно-промышленный исследовательский совет (CSIR)

Организация НИОКР малых предприятий (SIRDO) 

В 1942 году центральным руководством страны 

В 1970 году Технологическим институтом им. Бирлы (г. Месра) и НИИ им. Бирлы (BISR) 

Автономная организация, крупнейший в Индии центр

НИОКР 

Даёт старт малым промышленным предприятиям, которые возглавляют выпускники Технологического института им. Бирлы

          Департамент науки и техники  В 1971 году Министерством науки и техники 

Стимулирует развитие новых научно-технических отраслей и выступает в роли узлового элемента организации, координации и стимулирования индийских научно- технических инициатив

Научно-технический план

(1974–1979) 
 

Организация НИОКР и подготовки специалистов малых предприятий (SIRDO)

Национальное бюро

развития научно-технических предприятий (NSTEBD)

Программа «Парк научно- технических предприятий» (STEP) 

В 1974 году Национальным научно-техническим комитетом 

В 1978 году Технологическим институтом им. Бирлы 

В 1982 году правительством Индии при Департаменте науки и техники

В 1984 году Национальным бюро развития научно- технических предприятий (NSTEBD) 

Должен был содействовать внедрению и адаптации новых технологий и развитию собственных мощностей. С тех пор глава о научно-техническом развитии включается в каждый пятилетний план

Передает предпринимателям технические ноу-хау, обеспечивает банковское финансирование, маркетинг и т. п.

Стимулирует создание наукоёмких и высокотехнологичных предприятий 

Осуществляет государственный подход к инновациям и предпринимательству путём создания особых экономических зон

          Город Бангалор  С 1940-х годов развивался как промышленно- производственный центр. С

          1985 года становится ядром программы STEP 

Считается IT-столицей и «Силиконовой долиной» Индии. Играет важную роль в стимулировании инновационного процесса и привлечении инвестиций в Индию

Индийские технические институты 

Министерство науки и техники

(MOST) 

В разное время, как правило, особыми постановлениями индийского парламента

В 1985 году центральным руководством страны 

Пятнадцать автономных проектно-технических вузов, учреждённых постановлениями индийского парламента и объявленные «институтами национального значения»

Формулирует и устанавливает правила, нормативы и законы, регламентирующие научно-техническую сферу Индии 

Совет по прогнозированию и анализу технической информации (TIFAC) 

Инновационно- инкубационный центр Банка развития малых предприятий Индии (SCII) 
 
 

В 1988 году в рамках Департамента науки и техники 

В 1990 году по соглашению с Банком развития малых предприятий Индии (SIDBI) 

Прогнозирует технологии, анализирует тенденции развития технологии, поддерживает технические инновации, проводя сетевые мероприятия в отдельных технических отраслях национального значения

Предоставляет начинающим предпринимателям, стартап- компаниям и техническим организациям инфраструктуру и услуги НИОКР

 

          Налоговое стимулирование  НИОКР 

   В настоящее  время Индия предоставляет налоговый  вычет затрат на проведение НИОКР  в объёме 100–150 % (в зависимости  от категории, в которую попадают эти затраты). Расходы на НИОКР  включаются в себестоимость. Ряд  категорий имущества, используемого  для инновационной деятельности, освобожден от налога на имущество. Действуют  специализированные инвестиционные налоговые  кредиты для создания высокотехнологичных  производств.

   Кроме того, особые экономические зоны предоставляют  действующим в них компаниям  крупные преференции 
 

Прямые иностранные  инвестиции в Индию (платёжный баланс в долларах США)

Источник: отчёт Всемирного банка «Показатели  мирового развития» (по состоянию на 15 июня 2010 года).

Валовой внутренний продукт Индии (в долларах США по нынешнему курсу без  поправки на инфляцию)

Источник: отчёт Всемирного банка «Показатели  мирового развития» (по состоянию на 15 июня 2010 года). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уроки 

* Построение современной инфраструктуры, офисов и жилья — обязательное условие создания адекватной бизнес - среды в бедной стране. 

* Большая доля индийских инноваций инициирована иностранными инвестициями. По мере приобретения опыта появляются и местные инвестиции. 

* Индустрия аутсорсинга — пример существенного прироста национальной экономики за счёт не связанного с ней высокотехнологичного сектора, который строится на совершенно иных деловых принципах и институтах. 

* Наличие высококачественного образования с преобладанием научных и инженерных дисциплин жизненно важно для обеспечения инновационного экономического роста. 

* Количество научных публикаций, ссылок на них и других традиционных индикаторов научной эффективности не всегда отражает существующий в стране уровень инноваций.

*Чтобы достичь поставленной цели и тратить на финансирование НИОКР два процента ВВП, Индии придется найти способ инвестировать в промышленность на том же уровне, что США и Китай. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предостережения 

*Рост наукоёмких  отраслей не обязательно  подразумевает  соответствующий рост инноваций  в целом. 

*Будучи самоцелью,  политика технической самодостаточности  и протекционизма  серьёзно  мешает  инновационному процессу, особенно  если она опирается на копирование   иностранных технологий. 

* Наличие дешёвой  рабочей силы, как неквалифицированной,  так и технически подготовленной, является мощным средством привлечения   иностранных инвестиций, однако  с развитием экономики поддерживать  эту дешевизну может оказаться  невозможно. 

* Бизнес, основанный  на обслуживании изобретений,  сделанных другими, долгое время  не ведёт к увеличению числа  собственных инноваций. В Индии  это особенно заметно на примере  отрасли офшорного программирования. 

* Учёным не  следует доверять формирование  инновационной политики в той  области, которая должна основываться  на рыночных бизнес-критериях.

*Участие в  глобальной инновационной экономике  требует полноценного и заслуживающего  доверия законодательства об  интеллектуальной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эволюция  индийской инновационной  системы

    Основы индийской правовой системы были заложены в период британского владычества, под которым страна находилась с начала XVIII века. Однако движение к тому, что можно было бы назвать инновационной системой, началось лишь с обретением независимости в 1947 году. В докладе мы выделяем три фазы развития национальной инновационной системы Индии — начиная с периода между обретением независимости и первыми шагами к модернизации и заканчивая последними двадцатью годами экономических реформ и интенсивного роста.

    Хотя термин «инновационная система» применим практически к любой стадии, необходимо отличать инновационную политику от предшествовавшей ей научно-технической политики. В ходе первых двух из описанных здесь фаз в Индии доминировала научно-техническая политика, то есть в политическом плане наука и экономика были разделены. Позднейшая государственная политика Индии учитывает глубоко интегрированную природу экономического развития.

    Из колониального периода Индия вышла с развитой бюрократической  системой и получившими западное образование высшими слоями общества. Однако в самом начале самостоятельного существования страна старалась уйти от наследия эксплуататоров. С начала 1980-х Индия стала показывать хорошие экономические результаты — возможно, благодаря наличию институциональных возможностей координирования политики и организаций, а также ограничения бюрократического вмешательства в работу системы.

    При подготовке доклада были использованы материалы из разных источников, в том числе большое количество работ индийских авторов.

Первая фаза: автаркия в период после обретения независимости

   Возможно, памятуя о колониальном прошлом, ранняя экономическая политика Республики Индия была крайне автаркической и ориентировалась на обретение внутренней самодостаточности. Этот подход, характерный в то время для многих развивающихся стран, предполагал, что ключевым фактором роста является развитие крупномасштабной тяжёлой промышленности. Он был продиктован желанием добиться продуктивности и экономической независимости, свойственных развитым странам. Однако в Индии принцип автаркии импонировал руководству сам по себе — даже в большей степени, чем экономический рост. Это привело к принятию серии протекционистских мер, получивших название лицензионного права (License Raj), которые определили развитие инновационного потенциала страны на долгие десятилетия.

   Одной из наиболее эффективных протекционистских мер была политика замещения импорта — организация собственного производства товаров, позволявшего не зависеть от поставок из-за рубежа. Импорт новых зарубежных технологий — не только в виде товаров на продажу, но и собственного использования — требовал разрешения государственных органов, а получить его было непросто. Кроме того, Индия установила режим промышленного лицензирования — механизм, из-за которого открытие новой компании или фабрики и даже повышение производственных мощностей требовало получения соответствующего разрешения властей.

   Тогдашняя политика в значительной степени ограничивала внутреннюю конкуренцию, однако это не сдерживало инновационный процесс или экономический рост полностью. Государство подчёркивало необходи мость «национализации» технологий, на что индийские компании ответили воспроизведением и прямым воровством зарубежных технологий. Такое поведение поощрялось индийским патентным законодательством, позволявшим индийским фирмам копировать иностранные изобретения и, что особенно важно, медицинские препараты для местного производства. Однако закон распространялся и на индийские изобретения, позволяя с той же лёгкостью воспроизводить их по всей стране и лишая инновационный процесс одного из значимых стимулов.

Информация о работе История создания инновационной системы в Индии