Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:37, курсовая работа
Эволюция индийской инновационной системы. Первая фаза: автаркия в период после обретения независимости. Вторая фаза: признаки перемен. Третья фаза: либерализация и интернационализация экономики. Анализ индийского опыта. Проблемы построения инновационной экономики в Индии.
Краткий
обзор
За
последние двадцать лет Индия совершила
серьёзный эволюционный скачок, превратившись
из практически закрытой плановой экономики
в один из наиболее показательных примеров
экономического развития, инициированного
экономикой знаний. Со временем эта страна
может стать равным игроком — и даже лидером
— глобальной инновационной системы,
однако для этого ей придётся преодолеть
несколько барьеров. Из индийского опыта
можно извлечь несколько уроков и предостережений.
История
создания инновационной
системы в Индии
Ключевые институциональные элементы
Институт Когда и кем учреждён
Научно-промышленный исследовательский совет (CSIR)
Организация НИОКР
малых предприятий (SIRDO)
В 1942 году центральным
руководством страны
В 1970 году Технологическим
институтом им. Бирлы (г. Месра) и НИИ им.
Бирлы (BISR)
Автономная организация, крупнейший в Индии центр
НИОКР
Даёт старт малым промышленным предприятиям, которые возглавляют выпускники Технологического института им. Бирлы
Департамент
науки и техники В 1971 году Министерством
науки и техники
Стимулирует развитие новых научно-технических отраслей и выступает в роли узлового элемента организации, координации и стимулирования индийских научно- технических инициатив
Научно-технический план
(1974–1979)
Организация НИОКР и подготовки специалистов малых предприятий (SIRDO)
Национальное бюро
развития научно-технических предприятий (NSTEBD)
Программа «Парк
научно- технических предприятий» (STEP)
В 1974 году Национальным
научно-техническим комитетом
В 1978 году Технологическим
институтом им. Бирлы
В 1982 году правительством Индии при Департаменте науки и техники
В 1984 году Национальным
бюро развития научно- технических предприятий
(NSTEBD)
Должен был содействовать внедрению и адаптации новых технологий и развитию собственных мощностей. С тех пор глава о научно-техническом развитии включается в каждый пятилетний план
Передает предпринимателям технические ноу-хау, обеспечивает банковское финансирование, маркетинг и т. п.
Стимулирует создание
наукоёмких и высокотехнологичных предприятий
Осуществляет государственный подход к инновациям и предпринимательству путём создания особых экономических зон
Город Бангалор С 1940-х годов развивался как промышленно- производственный центр. С
1985 года
становится ядром программы STEP
Считается IT-столицей и «Силиконовой долиной» Индии. Играет важную роль в стимулировании инновационного процесса и привлечении инвестиций в Индию
Индийские технические
институты
Министерство науки и техники
(MOST)
В разное время, как правило, особыми постановлениями индийского парламента
В 1985 году центральным
руководством страны
Пятнадцать автономных проектно-технических вузов, учреждённых постановлениями индийского парламента и объявленные «институтами национального значения»
Формулирует и устанавливает
правила, нормативы и законы, регламентирующие
научно-техническую сферу Индии
Совет по прогнозированию
и анализу технической информации (TIFAC)
Инновационно- инкубационный
центр Банка развития малых предприятий
Индии (SCII)
В 1988 году
в рамках Департамента науки и техники
В 1990 году по соглашению
с Банком развития малых предприятий Индии
(SIDBI)
Прогнозирует технологии, анализирует тенденции развития технологии, поддерживает технические инновации, проводя сетевые мероприятия в отдельных технических отраслях национального значения
Предоставляет начинающим предпринимателям, стартап- компаниям и техническим организациям инфраструктуру и услуги НИОКР
Налоговое
стимулирование
НИОКР
В настоящее
время Индия предоставляет
Кроме
того, особые экономические зоны предоставляют
действующим в них компаниям
крупные преференции
Прямые иностранные инвестиции в Индию (платёжный баланс в долларах США)
Источник: отчёт Всемирного банка «Показатели мирового развития» (по состоянию на 15 июня 2010 года).
Валовой внутренний продукт Индии (в долларах США по нынешнему курсу без поправки на инфляцию)
Источник:
отчёт Всемирного банка «Показатели
мирового развития» (по состоянию на
15 июня 2010 года).
Уроки
* Построение современной
инфраструктуры, офисов и жилья — обязательное
условие создания адекватной бизнес -
среды в бедной стране.
* Большая доля индийских
инноваций инициирована иностранными
инвестициями. По мере приобретения опыта
появляются и местные инвестиции.
* Индустрия аутсорсинга
— пример существенного прироста национальной
экономики за счёт не связанного с ней
высокотехнологичного сектора, который
строится на совершенно иных деловых принципах
и институтах.
* Наличие высококачественного
образования с преобладанием научных
и инженерных дисциплин жизненно важно
для обеспечения инновационного экономического
роста.
* Количество научных публикаций, ссылок на них и других традиционных индикаторов научной эффективности не всегда отражает существующий в стране уровень инноваций.
*Чтобы достичь
поставленной цели и тратить на финансирование
НИОКР два процента ВВП, Индии придется
найти способ инвестировать в промышленность
на том же уровне, что США и Китай.
Предостережения
*Рост наукоёмких
отраслей не обязательно
*Будучи самоцелью,
политика технической
* Наличие дешёвой
рабочей силы, как неквалифицированной,
так и технически
* Бизнес, основанный
на обслуживании изобретений,
сделанных другими, долгое
* Учёным не
следует доверять формирование
инновационной политики в той
области, которая должна
*Участие в
глобальной инновационной
Эволюция индийской инновационной системы
Основы индийской правовой системы были заложены в период британского владычества, под которым страна находилась с начала XVIII века. Однако движение к тому, что можно было бы назвать инновационной системой, началось лишь с обретением независимости в 1947 году. В докладе мы выделяем три фазы развития национальной инновационной системы Индии — начиная с периода между обретением независимости и первыми шагами к модернизации и заканчивая последними двадцатью годами экономических реформ и интенсивного роста.
Хотя термин «инновационная система» применим практически к любой стадии, необходимо отличать инновационную политику от предшествовавшей ей научно-технической политики. В ходе первых двух из описанных здесь фаз в Индии доминировала научно-техническая политика, то есть в политическом плане наука и экономика были разделены. Позднейшая государственная политика Индии учитывает глубоко интегрированную природу экономического развития.
Из колониального периода Индия вышла с развитой бюрократической системой и получившими западное образование высшими слоями общества. Однако в самом начале самостоятельного существования страна старалась уйти от наследия эксплуататоров. С начала 1980-х Индия стала показывать хорошие экономические результаты — возможно, благодаря наличию институциональных возможностей координирования политики и организаций, а также ограничения бюрократического вмешательства в работу системы.
При подготовке доклада были использованы материалы из разных источников, в том числе большое количество работ индийских авторов.
Первая фаза: автаркия в период после обретения независимости
Возможно, памятуя о колониальном прошлом, ранняя экономическая политика Республики Индия была крайне автаркической и ориентировалась на обретение внутренней самодостаточности. Этот подход, характерный в то время для многих развивающихся стран, предполагал, что ключевым фактором роста является развитие крупномасштабной тяжёлой промышленности. Он был продиктован желанием добиться продуктивности и экономической независимости, свойственных развитым странам. Однако в Индии принцип автаркии импонировал руководству сам по себе — даже в большей степени, чем экономический рост. Это привело к принятию серии протекционистских мер, получивших название лицензионного права (License Raj), которые определили развитие инновационного потенциала страны на долгие десятилетия.
Одной из наиболее эффективных протекционистских мер была политика замещения импорта — организация собственного производства товаров, позволявшего не зависеть от поставок из-за рубежа. Импорт новых зарубежных технологий — не только в виде товаров на продажу, но и собственного использования — требовал разрешения государственных органов, а получить его было непросто. Кроме того, Индия установила режим промышленного лицензирования — механизм, из-за которого открытие новой компании или фабрики и даже повышение производственных мощностей требовало получения соответствующего разрешения властей.
Тогдашняя политика в значительной степени ограничивала внутреннюю конкуренцию, однако это не сдерживало инновационный процесс или экономический рост полностью. Государство подчёркивало необходи мость «национализации» технологий, на что индийские компании ответили воспроизведением и прямым воровством зарубежных технологий. Такое поведение поощрялось индийским патентным законодательством, позволявшим индийским фирмам копировать иностранные изобретения и, что особенно важно, медицинские препараты для местного производства. Однако закон распространялся и на индийские изобретения, позволяя с той же лёгкостью воспроизводить их по всей стране и лишая инновационный процесс одного из значимых стимулов.
Информация о работе История создания инновационной системы в Индии