Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:40, реферат

Описание

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности обучающихся является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучающихся повышению их познавательного и профессионального интереса.

Работа состоит из  1 файл

Статья об электронном учебнике.docx

— 16.08 Кб (Скачать документ)

«Электронные  учебные пособия как средство

  активизации учебной деятельности  обучающихся»

 

На современном этапе  развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной  деятельности обучающихся является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный  процесс электронных информационно-образовательных  ресурсов, например электронных учебников  и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучающихся повышению их познавательного  и профессионального интереса.

Электронное учебное пособие  включает в себя следующие обязательные компоненты (блоки):

  • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
  • средства поддержки практических занятий;
  • лабораторный практикум,
  • средства контроля знаний при изучении дисциплины;
  • средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
  • методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;

Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны  между собой следующим образом: пособие разбито на разделы, содержащие подразделы; каждый подраздел содержит теоретические сведения и блок самоконтроля;

 Структура пособия  определяется тем, что в основном  электронные учебники используются  для организации самостоятельной  работы обучающихся и должны  четко определять, какие именно  разделы и в какой последовательности  должны быть изучены, а также  взаимосвязаны между собой. Подготовленный  к электронному изданию в виде  электронного учебника предметный  материал должен отвечать следующим  требованиям: 

  • четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;
  • сложность и глубина структуризации предметного материала;
  • наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
  • компактность представленного информационного материала;
  • краткость и ясность в изложении основных моментов;
  • наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;
  • графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);
  • включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.

 

Основная особенность  электронного учебного пособия состоит  в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.

 После выбора ответа, независимо от того был правильно  выбран ответ или нет, обучающийся  должен иметь возможность познакомиться  с подробным решением этой  или аналогичной задачи. Это помогает  студенту глубже осмыслить изучаемый  материал.

  По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии. Следовательно, электронные учебные пособия с успехом могут создавать сами обучающиеся , так как в процессе создания обучающийся сможет оперировать большим количеством не только теоретического материала по предмету, но также будет составлять практические и проверочные задания, контрольные тесты и др.

  В условиях недостаточного количества учебников по разнообразным дисциплинам значимость пособий, изготовленных обучающимися самостоятельно, еще более возрастает. Для обучающегося процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, обучающийся сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.

  Обучающиеся, являющиеся авторами и разработчиками электронных учебных пособий, могут демонстрировать свои работы, на конкурсах, научно-практических конференциях, а также участвовать с результатами этой работы в предметных декадах по данной учебной дисциплине, защитах курсовых и дипломных работ, на лекционных и семинарских занятиях и др. В свою очередь данная работа будет способствовать активизации учебной деятельности обучающихся и накоплению профессиональных навыков, которые будут ими использоваться при прохождении производственной практики.

Использование электронных  учебных пособий в образовательном  процессе позволяет более глубоко  изучить материал, ознакомиться более  подробно с интересующими или  трудными темами. Богатый и красочный  иллюстративный материал в электронном  пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

  Очень важен тот факт, что обучающийся имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.


Информация о работе Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся