Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:51, методичка

Описание

Цель дисциплины «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными подходами, принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Раздел 1. Методологические основы менеджмента……………………….5
Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики………5
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента……………………………….11
Раздел 2. Организация как система управления…………………………18
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и
внутренняя среда……………………………………………………18
Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации…………….23
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике………………28
Тема 3.1.Планирование как функция менеджмента………………………….28
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента…………………………..37
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента…………………………….48
Тема 3.4. Контроль как функция менеджмента………………………………58
Раздел 4. Методы и стили менеджмента……………………………………65
Тема 4.1.Система методов управления………………………………………..65
Тема 4.2.Стили менеджмента…………………………………………………..70
Раздел 5.Процесс принятия и реализации управленческих решений….76
Тема 5.1.Понятие, классификация и показатели качества
управленческих решений…………………………………………….76
Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений……….84
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение………………………………91
Тема 6.1.Коммуникация как функция менеджмента…………………………91
Тема 6.2. Деловое общение…………………………………………………….94
Контрольные задания………………………………………………………..104
Список информационных источников…………………………………….124

Работа состоит из  1 файл

6 Учебно-методическое пособие.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

 

Негосударственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Амурский  кооперативный техникум

Амурского облпотребсоюза

 

 

 

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине

« МЕНЕДЖМЕНТ»

Для специальности 030912 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

 

 

                                                                        

     Подготовила:  преподаватель 

                                                                               Коллер Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании методического совета

НОУ СПО Амурского  кооперативного техникума

Протокол №   от  .   .2011г.

 

 

 

 

                                          г. Свободный 

2011

Содержание

 

 Введение  ………………………………………………………………………3

Раздел 1. Методологические основы менеджмента……………………….5

Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики………5

Тема  1.2. Цикл, виды и  уровни менеджмента……………………………….11

Раздел 2. Организация  как система управления…………………………18

Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и 

                 внутренняя среда……………………………………………………18

Тема 2.2. Формальные и  неформальные группы в организации…………….23

Раздел 3. Функции  менеджмента в рыночной экономике………………28

Тема 3.1.Планирование как  функция менеджмента………………………….28

Тема 3.2. Организация как  функция менеджмента…………………………..37

Тема 3.3. Мотивация как  функция менеджмента…………………………….48

Тема 3.4. Контроль как  функция менеджмента………………………………58

Раздел 4. Методы и стили менеджмента……………………………………65

Тема 4.1.Система методов  управления………………………………………..65

Тема 4.2.Стили менеджмента…………………………………………………..70

Раздел 5.Процесс  принятия и реализации управленческих решений….76

Тема 5.1.Понятие, классификация  и показатели качества

                управленческих решений…………………………………………….76

Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений……….84

Раздел 6. Коммуникации и деловое общение………………………………91

Тема 6.1.Коммуникация как  функция менеджмента…………………………91

Тема 6.2. Деловое общение…………………………………………………….94

Контрольные задания………………………………………………………..104

Список информационных источников…………………………………….124

                                                                

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Трудно  назвать более важную и многогранную  сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

       Цель дисциплины  «Менеджмент» состоит в овладении  студентами научными подходами,  принципами и методами системы  менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.

       В результате  изучения дисциплины «Менеджмент» студент должен:

- ЗНАТЬ:

- особенности современного менеджмента;

- функции, виды и  психологию менеджмента;

- основы организации  работы коллектива исполнителей;

- принципы делового  общения в коллективе;

-особенности организации  менеджмента в сфере профессиональной  деятельности;

- информационные технологии в сфере управления

 

-УМЕТЬ:

- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

- принимать решения  по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

- мотивировать членов  структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

- применять приемы  делового общения в профессиональной  деятельности

 

       Данное учебно-методическое  пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» 

        Пособие включает в себя: введение, шесть разделов основного текста, в каждом из которых имеются контрольные задания, список информационных источников.

        Содержание  основного текста позволяет овладеть основами курса «Менеджмент».

       С  помощью контрольных заданий  обучающийся имеет возможность  проверить свои знания по данной  дисциплине. Список информационных  источников способствует более  глубокому усвоению дисциплины.

        Итоговой формой контроля по  данной дисциплине является  зачет (дифференцированный)

         К  зачету  обучающийся должен  выполнить контрольное задание,  состоящее как из теоретических  вопросов, так и практических  заданий.          Контрольное задание выполняется  по 5 вариантам, в соответствии с первой буквой фамилии.

Например, фамилия  Иванов С.С. – вариант №3, Окунев А.А. – вариант №4 .

Первая буква  фамилии

Номер варианта теста

    А  Б В Г Ю Щ

1

    Д  Е Ж З Я

2

    И  К Л М Ц

3

    Н  О П Р Ч

4

    С  Т У Ф Х Ш

5


 

 

 

 

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и  практики

План:

  1. Понятие и сущность менеджмента.
  2. История развития менеджмента.
  3. Научные школы менеджмента

1.Понятие и  сущность менеджмента.

      Менеджмент (англ. Management – управление, заведование, организация) – это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь  и стало привычным для российской деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует  более подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово  «управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к  управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей  используются иные термины, например: government administration – государственное  управление и public administration – общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

С учетом изложенного  в работе термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и «менеджмент».

2.История  развития менеджмента.

       Управление появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становится руководителем, т.е. управляющим, а другой – его подчиненным, т.е. управляемым.

     В качестве  периодов развития менеджмента  можно выделить следующие:

  1. древний период – начиная с 9-7 тысячилетия до нашей эры примерно до 18 века.

Примером могут служить  следующие факты: в Вавилоне около  шести тысяч лет назад царь Хаммурапи применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных дощечках, признал недопустимым перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.,

За 400 лет до н.э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления.,

Его современник царь Кир выдвинул идею о необходимости  специальных исследований причин, побуждающих  людей к действию, т.е. мотивации,.

В 325 году до н.э. Александр  Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.

Данный обзор не охватывает всех событий и дат, которые характеризуют  процесс накопления знаний в области  управления, однако позволяет составить  представление  о том, что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – менеджмента.

2-индустриальный  период – 1776 – 1890 годы.

Наибольшая заслуга  в развитии представлений о государственном  управлении в это период принадлежит  А.Смиту, который сделал анализ различных  форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Р. Оуэн выдвинул идею гуманизации управления производством, признал необходимость обучения, улучшения условий труда и быта рабочих.

В 1833 году английский математик  Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» – прообраз цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

 3-период систематизации – 1856 – 1960 годы.

Этот период характеризуется  исполнением способов управления, которые срабатывали и в прошлые периоды. В то же время формируются новые школы, направления, течения.

В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции  в 19 веке. Возникновение фабрики  как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означало, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.

Именно в конце прошлого века Джозеф Вартон разработал курс менеджмента  для преподавания в колледже.

В 1911 году американский инженер  Фредерик Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления».

В 1916 году французский  ученый Анри Файоль поставил вопрос о  преподавании менеджмента в учебных  заведениях.

 

4-информационный  период – 1960 – настоящее время.

В это время управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.д.). Получили распространение системные методы анализа, предполагающие рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

В 70-е годы появилась идея открытой системы, характеризующей зависимость  организации от внешней среды.

 Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не как управлять организациями. В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX – XX веков.

Основной силой, которая  первоначально подстегнула интерес  к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития Соединенных Штатов, создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.

Информация о работе Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"