Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка
Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.
1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48
5
Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего професиональногог образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Кафедра истории, философии, социологии и политологии
Философия
Учебно-методическое пособие
для студентов очной и заочной форм обучения
Казань 2008
ББК 87
УДК 101
Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета.
Составители:
к.филос.н., доцент Нагуманова С.Ф., к.филос.н., старший преподаватель Леонтьева Т.И., к.филос.н., старший преподаватель Соловьянова М.Е.
Рецензент:
д. филос. н., профессор кафедры философии КГУ Щелкунов М.Д.
Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данное пособие содержит рабочую программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля и задания по первоисточникам, список тем эссе, методические рекомендации по их написанию и вопросы к экзамену.
Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих философию в качестве общеобразовательной дисциплины.
Казанский государственный медицинский университет, 2008
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48
1. Цели и задачи дисциплины
1) Курс философии ставит своей целью сформировать следующие компетенции:
- категориальное видение мира, умение различать конкретно-научные, общефилософские и религиозные формы его освоения;
- приверженность канонам научной рациональности;
- творческое мышление, способность к генерации новых идей;
- системный взгляд на явления общественной жизни и цели собственной профессиональной деятельности;
- сценарное видение будущего;
- межкультурная компетентность и толерантность;
- индивидуально-ответственное поведение;
- культура моральной оценки, чувство справедливости;
- ориентация в мире ценностей;
- разносторонность интеллектуально-духовных интересов;
- способность к этической экспертизе новых технологий;
- экологическая ориентированность профессионального мышления.
2) Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Факультет | Семестр | Аудит. часы | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Семи-нары | Самост. раб | ||||
Лечебный | 3-4 | 112 | 58 | 54 | 36 | Экзамен |
Педиатрический | 3-4 | 112 | 58 | 54 | 36 | Экзамен |
Мед.-проф. | 3-4 | 112 | 58 | 54 | 36 | Экзамен |
Стоматологический | 3-4 | 86 | 44 | 42 | 28 | Экзамен |
ФСР | 2-3 | 72 | 36 | 36 | - | Экзамен |
МВСО | 1-2 | 72 | 36 | 36 | - | Экзамен |
Фармацевтический | 4-5 | 54 | 48 | 48 | 34 | Экзамен |
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов по факультетам | |||||||||
I | II | III | IV | Vo | Vз | VIIIo | VIIIз | IХо | VIз | ||
Раздел 1. Философия, ее предмет и значение | |||||||||||
1. | Философия, ее предмет и значение | 4/4* | 4/4 | 4/4 | 2/2 | 4/4 | 2/2 | 4/4 | 2/2 | 4/4 | 1/1 |
Раздел 2. Онтология | |||||||||||
1. | Концепции бытия в античной философии | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 2/2 | 2/2 | 1/- | 2/2 | 1/- | 2/2 | 1/1 |
2. | Концепции бытия в средневековой философии | 1/1 | 1/1 | 1/1 | 2/2 | 2/1 | -/1 | 1/1 | 1/- | 1/1 | - |
3. | Концепции бытия в философии Нового времени | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 2/2 | 2/1 | -/1 | 1/1 | 1/- | 1/1 | - |
4. | Концепции бытия в философии XIX в. | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/1 | 1/1 | -/1 | 1/1 | - |
5. | Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 1/- | 1/1 | 1/1 | 1/1 | - |
6. | Жизнь и сознание | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/1 | 2/2 | - | 2/2 | - |
Раздел 3. Теория познания | |||||||||||
1. | Проблема обоснования знания | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/1 | 2/2 | 2/- | 1/1 | 1/- | 1/1 | 1/1 |
2. | Скептицизм и агностицизм | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/1 | 2/2 | -/1 | 1/1 | -/1 | 1/1 | - |
3. | Знание и реальность | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/2 | 1/1 | 1/- | 1/1 | - |
4. | Проблема истины | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/1 | 1/1 | -/1 | 1/1 | - |
Раздел 4. Философия науки | |||||||||||
1. | Структура научного познания и его формы | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/- | 1/1 | - | 1/1 | - |
2. | Методология научного познания | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/2 | 1/1 | - | 1/1 | - |
3. | Рост научного знания | 2/2 | 2/2 | 2/2 | - | 2/2 | -/2 | - | - | - | - |
Раздел 5. Философская антропология | |||||||||||
1. | Концепции человека в истории философии | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/2 | 2/- | 1/1 | 1/- | 1/1 | 1/1 |
2. | Биологическое и социальное в природе человека | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/1 | 1/1 | -/1 | 1/1 | - |
3. | Психоанализ о природе человека | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/1 | 2/2 | 1/- | 2/2 | - |
4. | Экзистенциальная концепция человека | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | -/1 | 2/2 | -/1 | 2/2 | - |
5. | Категории человеческого существования | 2/- | 2/- | 2/- | - | -/2 | -/1 | 2/2 | - | 2/2 | - |
Раздел 6. Этика | |||||||||||
1. | Понятие морали и основные этические теории | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 0/4 | 1/1 | 1/1 | - | 1/1 | -/1 |
2. | Основные этические теории и проблема морального выбора | 2/2 | 2/2 | 2/2 | - | 2/4 | 1/1 | 1/1 | - | 1/1 | - |
Раздел 7. Социальная философия | |||||||||||
1. | Общество как предмет философского анализа | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/- | 2/2 | 1/- | 2/2 | -/1 |
2. | Философия истории | 4/2 | 4/2 | 4/2 | 2/2 | 2/2 | 1/2 | 1/1 | 1/- | 1/1 | - |
3. | Глобальные проблемы современности | 2/2 | 2/2 | 2/2 | - | 2/2 | 1/2 | 1/1 | - | 1/1 | - |
Раздел 8. Философия религии | |||||||||||
1. | Философия религии | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/1 | -/2 | 2/2 | - | 2/2 | - |
Раздел 9. Философия искусства | |||||||||||
1. | Философия искусства | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/1 | -/2 | 2/2 | - | 2/2 | - |
Всего часов: | 58/ 54 | 58/ 54 | 58/ 54 | 44/ 42 | 48/ 54 | 16/28 | 36/ 36 | 12/ 8 | 36/ 36 | 4/ 6 |
* лекция / семинар
4. Программа курса
Раздел 1. Философия, ее предмет и значение
Предмет и функции философии (мировоззренческая, эвристическая, методологическая, аксиологическая, критическая функции). Философия как теоретически обоснованное мировоззрение. Мировоззрение и личность. Соотношение философии с наукой и религией.
Философия как форма познания. Предмет и метод философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом познавательного значения философии. Роль философии по отношению к науке.
Место и роль философии в культуре. Философия как обоснование высших целей и ценностей. Философия как рационализация и критика разнообразных форм человеческого опыта (политики, права, морали, религии, искусства, медицины и т.д.).
Структура философского знания. Основные разделы: онтология, гносеология, логика, антропология, аксиология. этика, эстетика, социальная философия. Специальные разделы: философия языка, философия медицины, философия права, философия религии, философия культуры, философия науки (философия математики, философия физики, философия биологии и т.п.).
Основные этапы исторического развития западной философии. Возникновение философии. Античная философия: ранняя греческая (досократовская) философия, классика (Сократ, Платон, Аристотель), эллинизм (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), неоплатонизм. Средневековая философия: патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский, Уильям Оккам). Философия Возрождения. Движение гуманизма. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц), эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм). Философия XIX в. Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Неклассические философские направления: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше), марксизм (Маркс, Энгельс), позитивизм (Конт, Спенсер, Мах), прагматизм (Пирс, Джеймс). Современная философия (XX в.): аналитическая философия (Рассел, Поппер, Витгенштейн), феноменология и экзистенциализм (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр, Ясперс), постмодернизм и другие.
Отечественная философия. Русская религиозная философия (Соловьев, Бердяев).
Раздел 2. Онтология
Тема 1. Концепции бытия в античной философии
Онтология как концепция бытия. Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм.
Концепции бытия в истории философии. Поиск первоначала в ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа (Парменид и Зенон). Атомисты Левкипп и Демокрит.
Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии