Учебно-методическое пособие по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:57, методичка

Описание

Курс предполагает решение следующих задач:
- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;
- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;
- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;
- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;
- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;
- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;
- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;
- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;
- показать вариантность исторического процесса;
- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;
- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5
3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5
4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6
5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13
6. Самостоятельная работа
Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44
Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45
Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46
7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48

Работа состоит из  1 файл

metodicheskoeposobie.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)


5

 

Федеральное агентство по здравоохранению

и социальному развитию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего професиональногог образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия

 

Учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2008


ББК 87

УДК 101

 

Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета.

 

 

 

 

Составители:

к.филос.н., доцент Нагуманова С.Ф., к.филос.н., старший преподаватель Леонтьева Т.И., к.филос.н., старший преподаватель Соловьянова М.Е.

 

Рецензент:

д. филос. н., профессор кафедры философии КГУ Щелкунов М.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.

 

 

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данное пособие содержит рабочую программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля и задания по первоисточникам, список тем эссе, методические рекомендации по их написанию и вопросы к экзамену.

Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих философию в качестве общеобразовательной дисциплины.

 

 

 

 

 

 Казанский государственный медицинский университет, 2008

Содержание

1.        Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4

2.        Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5

3.        Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5

4.        Программа курса ……………………………………………………….…. 6

5.        Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13

6.    Самостоятельная работа

Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44

Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45

Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46

7.        Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48

 


1. Цели и задачи дисциплины

1) Курс философии ставит своей целью сформировать следующие компетенции:

- категориальное видение мира, умение различать конкретно-научные, общефилософские и религиозные формы его освоения;

- приверженность канонам научной рациональности;

- творческое мышление, способность к генерации новых идей;

- системный взгляд на явления общественной жизни и цели собственной профессиональной деятельности;

- сценарное видение будущего;

- межкультурная компетентность и толерантность;

- индивидуально-ответственное поведение;

- культура моральной оценки, чувство справедливости;

- ориентация в мире ценностей;

- разносторонность интеллектуально-духовных интересов;

- способность к этической экспертизе новых технологий;

- экологическая ориентированность профессионального мышления.

 

2) Курс предполагает решение следующих задач:

- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;

- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;

- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;

- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;

- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;

- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;

- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;

- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;

- показать вариантность исторического процесса;

- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;

- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Факультет

Семестр

Аудит. часы

В том числе

Форма контроля

Лекции

Семи-нары

Самост. раб

Лечебный

3-4

112

58

54

36

Экзамен

Педиатрический

3-4

112

58

54

36

Экзамен

Мед.-проф.

3-4

112

58

54

36

Экзамен

Стоматологический

3-4

86

44

42

28

Экзамен

ФСР

2-3

72

36

36

-

Экзамен

МВСО

1-2

72

36

36

-

Экзамен

Фармацевтический

4-5

54

48

48

34

Экзамен

 

 

3. Учебно-тематический план

 

п/п

Тема занятия

Количество часов по факультетам

I

II

III

IV

Vo

VIIIo

VIIIз

IХо

VIз

Раздел 1. Философия, ее предмет и значение

1.              

Философия, ее предмет и значение

4/4*

4/4

4/4

2/2

4/4

2/2

4/4

2/2

4/4

1/1

Раздел 2. Онтология

1.              

Концепции бытия в античной философии

4/4

4/4

4/4

2/2

2/2

1/-

2/2

1/-

2/2

1/1

2.              

Концепции бытия в средневековой философии

1/1

1/1

1/1

2/2

2/1

-/1

1/1

1/-

1/1

-

3.              

Концепции бытия в философии Нового времени

3/3

3/3

3/3

2/2

2/1

-/1

1/1

1/-

1/1

-

4.              

Концепции бытия в философии XIX в.

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

5.              

Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

1/-

1/1

1/1

1/1

-

6.              

Жизнь и сознание

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

2/2

-

2/2

-

Раздел 3. Теория познания

1.              

Проблема обоснования знания

2/2

2/2

2/2

2/1

2/2

2/-

1/1

1/-

1/1

1/1

2.              

Скептицизм и агностицизм

2/2

2/2

2/2

2/1

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

3.              

Знание и реальность

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/2

1/1

1/-

1/1

-

4.              

Проблема истины

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

Раздел 4. Философия науки

1.              

Структура научного познания и его формы

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

2/-

1/1

-

1/1

-

2.              

Методология научного познания

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/2

1/1

-

1/1

-

3.              

Рост научного знания

2/2

2/2

2/2

-

2/2

-/2

-

-

-

-

Раздел 5. Философская антропология

1.              

Концепции человека в истории философии

2/2

2/2

2/2

2/2

-/2

2/-

1/1

1/-

1/1

1/1

2.              

Биологическое и социальное в природе человека

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

3.              

Психоанализ о природе человека

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

2/2

1/-

2/2

-

4.              

Экзистенциальная концепция человека

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

2/2

-/1

2/2

-

5.              

Категории человеческого существования

2/-

2/-

2/-

-

-/2

-/1

2/2

-

2/2

-

Раздел 6. Этика

1.              

Понятие морали и основные этические теории

2/2

2/2

2/2

2/2

0/4

1/1

1/1

-

1/1

-/1

2.              

Основные этические теории и проблема морального выбора

2/2

2/2

2/2

-

2/4

1/1

1/1

-

1/1

-

Раздел 7. Социальная философия

1.              

Общество как предмет философского анализа

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

2/-

2/2

1/-

2/2

-/1

2.              

Философия истории

4/2

4/2

4/2

2/2

2/2

1/2

1/1

1/-

1/1

-

3.              

Глобальные проблемы современности

2/2

2/2

2/2

-

2/2

1/2

1/1

-

1/1

-

Раздел 8. Философия религии

1.              

Философия религии

2/2

2/2

2/2

2/2

2/1

-/2

2/2

-

2/2

-

Раздел 9. Философия искусства

1.              

Философия искусства

2/2

2/2

2/2

2/2

2/1

-/2

2/2

-

2/2

-

Всего часов:

58/

54

58/

54

58/

54

44/

42

48/

54

16/28

36/

36

12/

8

36/

36

4/

6

* лекция / семинар

 

4. Программа курса

 

Раздел 1. Философия, ее предмет и значение

Предмет и функции философии (мировоззренческая, эвристическая, методологическая, аксиологическая, критическая функции). Философия как теоретически обоснованное мировоззрение. Мировоззрение и личность. Соотношение философии с наукой и религией.

Философия как форма познания. Предмет и метод философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом познавательного значения философии. Роль философии по отношению к науке.

Место и роль философии в культуре. Философия как обоснование высших целей и ценностей. Философия как рационализация и критика разнообразных форм человеческого опыта (политики, права, морали, религии, искусства, медицины и т.д.).

Структура философского знания. Основные разделы: онтология, гносеология, логика, антропология, аксиология. этика, эстетика, социальная философия. Специальные разделы: философия языка, философия медицины, философия права, философия религии, философия культуры, философия науки (философия математики, философия физики, философия биологии и т.п.).

Основные этапы исторического развития западной философии. Возникновение философии. Античная философия: ранняя греческая (досократовская) философия, классика (Сократ, Платон, Аристотель), эллинизм (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), неоплатонизм. Средневековая философия: патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский, Уильям Оккам). Философия Возрождения. Движение гуманизма. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц), эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм). Философия XIX в. Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Неклассические философские направления: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше), марксизм (Маркс, Энгельс), позитивизм (Конт, Спенсер, Мах), прагматизм (Пирс, Джеймс). Современная философия (XX в.): аналитическая философия (Рассел, Поппер, Витгенштейн), феноменология и экзистенциализм (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр, Ясперс), постмодернизм и другие.

Отечественная философия. Русская религиозная философия (Соловьев, Бердяев).

 

Раздел 2. Онтология

Тема 1. Концепции бытия в античной философии

Онтология как концепция бытия. Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм.

Концепции бытия в истории философии. Поиск первоначала в ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа (Парменид и Зенон). Атомисты Левкипп и Демокрит.

Информация о работе Учебно-методическое пособие по философии